Меню для школы по санпин. Горячее питание в школе: цели, средства, новые санитарные нормы

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский


Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  • школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация Васильчуковской средней школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.





Очень важно, чтобы школы стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана программа организации развития питания школьников «Школьное питание».

Цель программы:
Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.

Задачи программы:
Обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям.

Совершенствование системы финансирования школьного питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации и преференции; Обеспечение доступности школьного питания.

Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.

Согласование бюджетных и межбюджетных финансовых отношений по обеспечению здорового питания школьников

Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

Разработка системы оценок качества школьного питания, в том числе учитывая показатели снижения заболеваемости

Организация школьного питания

Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.

В столовой МОУ «Васильчуковская СОШ» выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в школе. Все цеха: овощной, мучной, горячий укомплектованы необходимым оборудованием. В начале 2009 – 2010 учебного года в столовую поступило новое оборудование по программе модернизации школьных столовых.

Летом 2009 года в школьной столовой был произведен капитальный ремонт пищеблока, снята старая керамическая плитка со стен и пола, демонтировано старое оборудование.
В начале 2009 – 2010 учебного года в столовую поступило новое оборудование по программе модернизации школьных столовых.

Название оборудования

Количество

Электрическая плита

Котел пищеварочный

Водонагреватель

Холодильный шкаф

Холодильник «Бирюса»

Овощерезка

Ванна моечная

Стол производственный

Зонт вытяжной

Для нормального функционирования столовой из имевшегося ранее оборудования остались холодильник, жарочный шкаф, водонагреватель



Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции. В работе постоянно находятся два комплекта столовых приборов. Это позволяет увеличить время дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.



Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. На столах всегда есть салфетки, соль. Дополняют все это красочная наглядная агитация в виде стендов, плакатов. Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.



В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 2 холодильника и 1 холодильный шкаф, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.



Шеф – повар, повар и кухонный работник столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Периодически проходят курсы повышения квалификации. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
Есть обеденный зал площадью 68,1 кв. м. на 80 посадочных мест.



Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником местного ФАПа по договору с ЦРБ Ключевского района ежедневно. В школе ведутся журналы:

  • санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;
  • журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
  • журнал готовой кулинарной продукции;
  • журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
  • журнал готовой пищевой продукции;
  • журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
  • едомость контроля за рационом питания;

За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе учителя, члены Управляющего Совета школы из числа родителей и учеников. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Благодаря проекту модернизации школьных столовых у нас появился такой аппарат как пароконвектомат. Его применение помогло расширить приготовление ряда блюд за счет задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечивается не только высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов. Большим достоинством пароконвектоматов является то, что в них могут быть одновременно приготовлены рыбные, мясные или овощные блюда, различные гарниры. Использование одного пароконвектомата позволило отказаться сразу от нескольких плит и духовок.

Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.

Питание организовано с учетом требований щадящего питания с максимальным использованием овощей и фруктов, выращенных в школьном саду и на пришкольном участке.



В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и преодоления дефицита микроэлементов, с ОАО «Ключевской элеватор» заключен договор и организовано снабжение столовой йодированным хлебом. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.

Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В конце дня производится учет и сверка наличного состава обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это позволяет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. Ежемесячно ведется оформление документации и отчета за безналичные средства перед комитетом по образованию района.

Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2009 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, зам. директора школы по ВР Лопина Т.В. информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос - удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? - 90% родителей дали положительный ответ. А на вопрос - удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 85% родителей ответили «Да».

Для формирования правильного пищевого поведения, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье у детей и подростков, в школе реализуется программа «Разговор о правильном питании» с учащимися 1 – 4 классов.



Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье. В октябре в 6 классе прошел тематический классный час «Винегрет – шоу». С учащимися 5 класса был проведен цикл бесед «Азбука здорового питания». В ноябре в рамках Недели «Физкультура и здоровье» был объявлен конкурс стенгазет «Правильное питание» среди учащихся 5-11-х классов и конкурс рисунков среди учащихся 1 – 4 классов «О вкусной и здоровой пище». В 8 классе проведен родительский лекторий «Здоровье вашей семьи».

На уроках «Технологии» в 5–7 классах введён курс «Кулинария» в раздел «Технология обработки пищевых продуктов», а на уроках «Биологии» в 8 классах ребятам прививают навыки «Гигиены питания».





Для совершенствования организации школьного питания в школе разработана программа организации развития питания школьников « Школьное питание» на 2009 – 2011 г.г.

Питание школьников организовано на двух больших переменах продолжительностью 15 минут.





График питания

10.00. – 10.15. – 15 минут – для обучающихся 1-4 классов и 10 класса.

10.55. – 11.10. – 15 минут – для обучающиеся 5-9 классов.

13.00. - 13.20. – обед для ГПД

Организовано ежедневное дежурство учащихся 7 – 10 классов согласно графика. Дежурные имеют спецодежду (фартук, косынка). На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.





Количество питающихся 153 человека, охват горячим питанием по школе составляет 100 %. Завтракают 153 человека, обедами в группе продленного дня обеспечены 20 учащихся 1 класса. Льготное питание за счет средств краевого бюджета (по 3,5 руб. в день) получают 146 детей из числа многодетных и малообеспеченных семей. 55 школьников получают льготное питание за счет средств муниципального бюджета (по 2 рубля в день).

Средняя стоимость школьного завтрака в день на человека - 11 руб.

Средняя стоимость обеда в ГПД в день на человека - 12 руб.

Родительская доля стоимости школьного завтрака в день - 6.50 руб.

Летом 2009 года на участке было выращено и собрано 9,6 ц. овощей, зелени и ягод. Благодаря этому на 1 рубль (или 10% процентов) снизилась стоимость школьного завтрака в связи с использованием сельхозпродукции, выращенной школьниками на пришкольном участке.

Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период активного роста и развития детей. Им нужна не новая диета, а новое отношение к тому, что и как они едят. Организация полноценного горячего питания является, однако, сложной задачей, одним из важнейших звеньев которого служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального здорового питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Сегодня недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается. Но по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.

Так же школе нужны новые по архитектуре и дизайну привлекательные современные школьные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием. Линия раздачи холодных, горячих блюд, напитков, выпечки, посудомоечные машины, тестомесы, которые просто необходимы для замены ручного труда. По анализу проведения анкетирования школьников были высказаны пожелания по улучшению школьной столовой: кто-то видит ее молодежным кафе с накрытием «шведского стола» или буфетом, где можно быстро перекусить. Все это сделать можно, но у нас недостаточно площадей.

Основное направление в организации питания учащихся общеобразовательных школ - это обеспечение всех школьников горячими завтраками, а учащихся групп продленного дня - обедами на основе реализации скомплектованных рационов питания с абонементной системой расчета. Организация двухразового питания всех учащихся, а не только групп продленного дня, непосредственно в школах положительно скажется на их гармоническом развитии. Для того чтобы организовать по-настоящему правильное питание в школах, необходимы совместные усилия педагогического коллектива, родителей, работников столовой и всех заинтересованных лиц.

В организации питания учащихся имеется еще много нерешенных проблем.

Выполнение программы "Школьное питание" позволит школе достигнуть следующих результатов:

  1. Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
  2. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
  3. Продолжить формировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
  4. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой.
  5. Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;
  6. Совершенствовать разработанную систему мониторинга состояния здоровья обучающихся.
  7. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся.

В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:

  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
  • снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
  • рост учебного потенциала детей и подростков;
  • улучшение успеваемости школьников;
  • повышение их общего культурного уровня.

Составив и реализовав программу «Школьное питание» в области рационального питания, можно предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящую к развитию ряда заболеваний.

В 2009-2010 наша школа приняла участие в краевом конкурсе на лучшую школьную столовую.

Своего ребенка. Ведь не секрет, что от этого зависит здоровье, физическое развитие, успеваемость, хорошее настроение наконец! Вот и наступивший учебный год не стал исключением. Особенно остро этот вопрос встал для тех родителей, чей ребенок идет в первый класс. Мало того, что новый статус может стать стрессом для малыша. Теперь еще ребенок будет питаться не только дома проверенной пищей, но и в школе. И вы должны быть уверены, что ребенок получает все необходимые витамины и микроэлементы.

Ученые выяснили, основное нарушение в питании — большое количество углеводов и жиров животного происхождения и дефицит ягод, овощей и фруктов. По данным исследований эндоэкологического центра, содержание витаминов в организме нормальное только у 10-12% детей, дефицит одного витамина можно найти у каждого третьего ребенка, двух витаминов — у каждого второго, а дефицит трех и более витаминов — у каждого десятого ребенка.

Чтобы устранить нарушение режима питания , дети школьного возраста должны есть 4-5 раз в день. Цель горячего питания в школе — решение задачи соблюдения режима. Перерывы между приемами пищи должно быть не более четырех часов, т. к. это очень вредно для пищеварительной системы ребенка. А в начальной школе особенно важно правильное питание, т. к.именно в этом возрасте происходит наиболее быстрое развитие ребенка и рост. Переход в школу из детского сада является эмоциональным стрессом, т. к. теряется дневной сон, а регулярное питание, которое ребенок получал в детском саду, может измениться, что сказывается на здоровье. Именно поэтому нужно перейти на двухразовое горячее, сбалансированное питание (завтрак и обед).

Но при решении данной задачи выяснилось, что материально-техническое оснащение многих образовательных учреждений хромает. Оказалось, что во многих школах используется старое (10-15-летней давности) оборудование, которое не позволяет обеспечить детей двухразовым горячим питанием. Поэтому сейчас выделяются федеральные деньги на переоснащение детских столовых. Например, очень удобно поварам стало использовать в приготовлении пищи параконвектоматы, или гигантские мультиварки, как их называют в школах. Эти устройства удобны тем, что в них одновременно можно готовить совершенно разные блюда, например из риса, мяса и рыбы, не смешивая запахи. А тем, кому рекомендовано диетическое питание, предлагаются блюда, приготовленные на пару.

К сожалению, это очень емкий финансовый процесс, который завершить за год не удастся. Поэтому на период полной оснастки школ будут действовать две различные системы питания. В школах, готовых перейти на горячее питание, переход будет осуществлен, и для них будет утверждено отдельное меню. А тех школах, где нет возможности перейти на горячее питание из-за отсутствия техники, пока будут подавать сухие завтраки.

Вам, родителям, нужно обязательно обладать полной информацией о том, какое питание готова предоставить школа их детям, каким обладает оборудованием и внимательно изучать меню. Тем более сейчас это очень удобно сделать, ознакомившись с новым документом Роспотребнадзора.

Нормы СанПина

Вообще, и раньше Роспотребнадзор пытался урегулировать питание в школах , составляя перечни разрешенных и неразрешенных продуктов. Но так как все эти постановления носили, скорее, рекомендательный характер, ответственность за их соблюдение ложилось целиком на руководство образовательного учреждения. Но с 01 октября 2013 года в российских школах запретят реализовывать продукты, которые расценены как нездоровые. Причем документ примечателен тем, что в этот список попали не только чипсы, газировка и т. д., но и яичница-глазунья, блюда из грибов, различные соусы, в том числе и майонез, выпечка с кремом и даже макароны по-флотски. Хотя, если подумать, это логично и объяснимо, особенно для тех, кто мало-мальски знаком с технологией приготовления данных блюд.

Кроме того, в этот список вошли: заливные блюда, колбасы, молочные продукты, в которых используются растительные жиры, замаринованные фрукты и овощи, консервы, окрошка и другие холодные супы. Что касается напитков, то это энергетические и алкогольные напитки, квас и молоко «из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию». Впрочем, в документе представлен альтернативный список того, что можно употреблять в пищу.

Пример разрешенной нормы для ребенка 11-18 лет: творог — 60, крупы — 50 г, макароны — 20 г, свежие овощи и фрукты — 400 и 200 г соответственно, мясо — 86 г, рыба — 80 г., птица — 60 г, молоко — 300 г.

Кроме того, в документе описаны питательные вещества и их количество для ежедневного употребления и рекомендации для комбинирования продуктов с учетом их пользы для ребенка. Таким образом в рационе ребенка должны входить 90 грамм белков, 380 грамм углеводов и 92 грамм жиров, а всего должно быть съедено 2713 килокалорий.

Кстати, в списке рекомендованных продуктов присутствуют и специально витаминизированные — напитки, выпечка, крупы и так далее. Согласно СанПину, все школы должны проводить обязательную витаминизацию детского питания, для чего документом предусмотрена особая форма отчетности в виде «Журнала проведения витаминизации третьих и сладких блюд ».

В общем, если вы неравнодушный родитель, пора обратить внимание на вопросы питания своего ребенка и отслеживать выполнения данного предписания.

Скандалы, связанные с организацией детского питания

Но что же повлияло на ужесточение предписаний? Да как обычно, скандалы, связанные с организацией школьного питания. Например, громкий скандал, который разгорелся в прошлом году в Смоленске. Жалобы в Роспотребнадзор и от городских предприятий общественного питания в управления антимонопольной службы поступили от родителей, которые узнали некоторые подробности о том, чем собираются кормить их детей.

Выяснилось, что школьников действительно собирались кормить запрещенными продуктами. Кроме того, предполагалось, что замороженную готовую продукцию будут помещать в холодильники, а разогревать уже непосредственно в школе. Таким образом, у поставщика должны были быть транспорт для доставки полуфабрикатов и оборудование для разогрева готовых завтраков и обедов в школьных столовых. А так как победителем тендера стала некая московская компания, то стало понятно, что еду станут привозить из столицы.

Антимонопольная служба тщательно проверила жалобы тех фирм, которые были отстранены от участие в тендере, и результаты аукциона были отменены. А директорам некоторых школ пришлось заплатить штраф за неправомерно оформленные документы. Глава отдела муниципального заказа администрации Смоленска также был привлечен к административной ответственности.

А вот еще один пример, на этот раз в Воронеже. Сразу два уголовных дела было возбуждено при организации школьного питания в Воронеже по факту растраты бюджетных средств в крупном размере. Проверки выявили, что рацион не всегда соответствовал утвержденному меню, что в обедах использовались продукты, запрещенные санитарными нормами и т. д. Кроме того, были выявлены «факты, свидетельствующие о возможном присвоении бюджетных средств должностными лицами». Прокуратура не объясняет о каких суммах и о каких средствах идет речь, известно только то, что дела переданы в следственную часть, и возбуждены два уголовных дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата в крупном размере, совершенные с использованием служебного положения). И уже двенадцать должностных лиц привлечены к ответственности, а мэру Воронежа внесено предписание.

А в Казахстане была проведена специальная пресс-конференция, на которой были озвучены проблемы обеспечения школьников питанием за государственный счет. В школу Алма — Аты были введены "комбинаты питания«(7 комбинатов почти на двести школ), проводились непрозрачные тендеры, демпинговались цены на питание одного ребенка. Школьное питание стало сферой бизнеса. Выяснилось, что закупки проводились с коррупционной составляющей, а организация, выигравшая тендер вообще имеет лицензию на сантехническую деятельность! На этой же конференции были обнародованы результаты проверки столовой одной из школ г. Алма-Аты. Большая часть горячего питания обеспечивалось не сырьем, а полуфабрикатами, и неизвестно, можно ли их было употреблять в пищу.

В общем, остается только надеяться, что нововведения, которые вступят в силу с 01 октября помогут вам быть уверенными в том, что их дети будут получать необходимые элементы с пищей, без риска получить отравление. По крайней мере, сейчас можно будет все это отслеживать.

А как организуется питание школьников у «них»?

Единых стандартов организации питания школьников в мире нет, где-то тратятся федеральные деньги на программу здорового питания, а где-то закупается фаст-фуд.

Бразилия

Меню в бразильских школах очень разнообразно, оно может заметно отличаться даже в соседних городах. В среднем государство ежедневно выделяет на питание детей по всей стране примерно одну и ту же сумму — около 50 русских рублей на каждого ребенка. Федеральное правительство проверяет основные питательные показатели, все остальное ложится на плечи местных властей. Треть продуктов питания закупается у местных фермеров. При этом преследуется цель не только поддержать малый бизнес, но и другое.

В Бразилии очень высок процент неграмотных людей, и фермеры, которые таким образом принимают участие в жизни школ, также проявляют интерес к учебе и начинают учиться. А это влияет и на качество, не станешь же вы поставлять некачественные продукты туда, где учитесь вы сами или ваши дети.

Контролирует качество школьного питания в каждом учебном заведении специальная группа из семи человек. Туда могут входить и учителя, и родители, и ученики. Отравления в Бразилии встречаются очень редко, но если они и происходят, то тщательной проверки не избежать.

Германия

В прошлом году в Берлине отравились более четырех тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причина выяснилась после расследования — это клубника, в десертах, поставляемых в школы и детсады обнаружились ягоды с кишечной палочкой. Десерт поставляла крупная компания, которая уверяла всех в своей невиновности, а родители запаниковали, отказались от обедов и даже меняли школы. Фирма заявила о том, что ягоды для десерта закупались у проверенного оптовика, который в свою очередь закупал ягоды в теплых странах. В общем, виноватых не оказалось.

Данное происшествие заставило задуматься, а может ли обед за два с половиной евро быть полноценным и качественным. А станут ли родители платить за еду, если стоимость увеличится в двое, а то и втрое? Ведь государство не обеспечивает школы и детские сады едой, как таковых столовых в школах Западной Германии нет и никогда не было. Поэтому родители сами предпринимают попытки обеспечить совей детей полноценным питанием.

А в Восточной Германии традиционно стараются обеспечить детей едой, это у них еще со времен ГДР, когда школьное питание функционировало бесперебойно. С тех времен остались помещения для школьных столовых, но сейчас обеспечение едой делается на коммерческой основе.

Еду на востоке и западе поставляют фирмы, которые специализируются на готовом горячем питании. А так как их много по стране, они стараются привлечь клиентов, например, предлагают различные скидки. В такие моменты школы забывают иногда о качестве питания, вот тогда и появляются скандалы с отравлением. Но, тем не менее, контроль государственными органами за предприятиями приготовления питания очень строгий, только после очень тщательной проверки им выдается сертификат качества. Но, за всем этим, ведь, не возможно уследить, поэтому родители просто сменили поставщика, успокоились и забыли про скандал.

США

В Америке питание может предоставляться бесплатно, по льготной цене или по полной стоимости. Это зависит от годового дохода семьи. Статистика показывает, что на сегодняшний момент около 30 миллионов учащихся питаются бесплатно или имеют льготы. А бесплатно завтракает каждый десятый школьник.

Рацион строго регламентирован законодательством: любой школьный обед готовится в соответствии с утвержденными документом, в котором описано, чем должна обеспечивать обеденная порция потребности учащихся. За качество питания отвечают несколько государственных агентств, которые находятся в ведомстве Министерства Сельского Хозяйства.

Риск отравления школьников минимален благодаря многоуровневому контролю и строгой сертификации. Все продукты должны соответствовать стандартам, которые были специально разработаны: материал и размер упаковки, ингредиенты, уровень жирности и т. д. А претензии, если у предъявляются, то только к качеству обедов с точки зрения правильности питания.

Франция

Во Франции цена обеда находится в прямой зависимости от семейного бюджета. Перед началом каждого учебного года родители предоставляют всю информацию о доходах. Учитываются эти данные а также учитывается количеств членов семьи и вычисляется специальный «семейный коэффициент». Чем он выше, тем меньше платить родителям за школьные обеды.

Также во Франции существуют четкие границы: питание учеников средних и старших классов организует и частично оплачивает министерство образования. А питание дошколят и учеников младшего школьного возраста целиком лежит на местных властях. Работники муниципалитета вместе с директорами школ также несут ответственность за качество питания.

Контроль осуществляется двумя ведомствами: ветеринарной службой, которая отвечает за качество продуктов и санитарные условия в помещениях для приготовления и приема пищи, и Генеральной дирекцией по вопросам потребления, конкуренции и борьбы с мошенничеством. Проверки проходят постоянно, без предварительного предупреждения. Готовит и поставляет пищу специально созданная муниципалитетом структура, частые же компании по поставке питания для детей, занимают очень мало места на рынке.

Подведя итог, можно сказать, что хорошо там, где нас нет. Везде есть свои плюсы и минусы, поэтому давайте останемся в России и попробуем изменить ситуацию в сфере детского питания в лучшую сторону. Начнем с себя и своих детей, будем показывать пример правильного питания дома и отслеживать то, чем питается ребенок в образовательном учреждении, тем более, что есть на что ориентироваться. Я так и планирую поступать, когда мои дети пойдут в школу, а пока пойду учить их правильно питаться.

Важным условием поддержания здорового образа жизни и способности школьников к эффективному обучению является горячее питание детей в школе . В школе дети проводят значительную часть своего времени, и правильно организованное питание однозначно улучшает показатели уровня их здоровья. Это и профилактика заболеваний, повышение успеваемости и работоспособности.

Школьный возраст, это именно тот период, когда происходит наиболее активное развитие ребенка, при этом также формируется образ жизни, в том числе и тип питания. Школа, это неизбежный жизненно важный этап в жизни каждого человека,она должна максимально влиять, в том числе, и на процесс правильного питания, здесь у школьников должны быть отработаны верные навыки.

Вообще-то процесс школьного питания регламентирован санитарными нормами и правилами, и при их выполнении в большой степени удовлетворяет основам рационального питания.

Однако, у школьников нередко возникают проблемы с режимом питания вне школы, там начинается злоупотреблением чипсами, сухариками, фаст-фудами, шоколадными батончиками, конфетами и пр. И здесь, хотя все это происходит за стенами школы, имеет место и чисто школьная недоработка, связанная с недостаточной информированностью и легкомысленным попустительством со стороны родителей. Многие учащиеся и родители практически не связывают правильное . Поэтому так важна пропаганда здорового питания, которую ребенок может получить практически только в школе.

Правильная организация школьного питания

Школьная столовая является основным местом, где взрослеющий человек приучается к здоровому питанию.

Кажется бесспорным, что большой выбор витаминных и питательных блюд, обеспечит максимально полноценное снабжение организма незаменимыми веществами. Блюда в меню следует комплектовать соблюдая разнообразие (разное каждый день), вкусовую сочетаемость, соответствие стоимости питания нормативам, а пищевой ценности соответствующим нормам, соответствия набора продуктов натуральным нормам потребления. Существует специальный набор рецептур, разработанных для школьного питания, при этом выходные параметры блюд должны соответствовать возрасту питающихся.

Организация школьного питания должна иметь свой пакет документов, утвержденных на местном уровне. Там должны быть представлены примерные школьные меню, количество учащихся, питающихся бесплатно или по льготам, ответственные за детей, за приготовление пищи, за санитарию и т.д.

Кроме того, приводится перечень имеющегося и необходимого оборудования (стеллажи, столы, весы, печи и т.д), помещений, с указанием площади, объема и освещенности, оборудования, рабочих зон (мытья, приготовления пищи, раздачи и столовой). Должна быть дана оценка МТБ пищеблока на ее соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Текущий ремонт школьного пищеблока, обеденного зала и производственных помещений, должен производиться ежегодно. А инвентарь (кухонный, приборы и посуда) должен обновляться по мере необходимости с соответствующими отметками в журнале. Далее должно быть приведено штатное расписание, кто обслуживает блок, и кто отвечает за соблюдение качества пищи, соблюдение санитарных норм и т.д. Приводится и режим работы столовой, график работы и дежурств учащихся с указанием фамилий. В школьной столовой должны присутствовать стенды с информацией для учащихся, с тематикой правильном питании. Например, «Питание и здоровье», «Есть, чтобы жить», «Законы питания» формирующие у школьников . Должно висеть и перспективное меню завтраков и обедов, для разных возрастов, школьников и учителей Одной из задач организованного питания для школьников является воспитание у учащихся культуры правильного питания. Могут затрагиваться темы культуры поведения за столом, сервировки стола. Школьники сами могут сервировать стол, как предписано правилами этикета, применять посуду с эстетическим оформлением и фигурно расставлять салфетки.

Меню должно быть разнообразным, что достигается как применением достаточного ассортимента продуктов, так и разнообразными методами кулинарной обработки. Каждый день должно быть мясо или рыба, молочные продукты, хлеб и овощи, сливочное и растительное масло.

На протяжении недели в рацион должны попадать макаронные изделия и крупы, обязательно картофель и свежие овощи, кондитерские изделия, витаминизированные продукты и натуральные соки.

Супы готовят на рыбных, мясных, овощных отварах. Должны присутствовать борщи, супы мясные, супы овощные, супы рыбные, супы с крупами, рассольник. Первое блюдо – всему голова!

Мясные изделия готовят из охлаждённого мяса отечественного производства. В качестве гарниров — блюда из круп, овощей, макаронных изделий.

Весьма важно большое количество свежих фруктов и овощей, кроме того, обязательны салаты, обладающие значительной пищевой ценностью и .

Основными принципами здорового питания школьников являются соблюдение простых правил - придерживаться норм содержания необходимых витаминов и микроэлементов, учитывая особенности детского организма.

Нормы питания детей школьного возраста

Сбалансированность - пропорциональное соотношение питательных веществ. Кроме того, это не означает, что нужно быть обеспокоенным лишь правильным употреблением жиров, белков и углеводов, но что крайне важно, витаминов, минералов, некоторых жирных кислот и микроэлементов.

Идеальные нормы соотношения жиров, белков и углеводов в пище ребенка – 1: 1: 4.

Еда для ребенка 7 – 10 лет по калорийности не должна превышать 2400 ккал, и не более 2600 – 3000 ккал для подростка 14 – 17 лет. В том случае, когда ребенок при этом еще и занимается спортом, лучше дополнительно увеличить ее еще на 300 – 500 ккал.

Рациональное питание детей школьного возраста

Оптимальность. Это означает, что в промежутке между потреблением и расходом питательных веществ должен существовать определенный баланс. Их расход обусловлен личными потребностями каждого ребенка индивидуально, ростом и развитием его организма, физическими и эмоциональными нагрузками.

Белки. Лучше всего усваиваются детским организмом, а значит и более ценными являются белки рыбного и молочного происхождения. Далее идут мясной белок и белки растительного происхождения.

Ежедневная норма белка для школьника – 75 – 90 г.

Для этого в рацион школьника стоит включить следующие продукты: или продукты кисломолочного происхождения, мясные продукты.

Жиры. Они содержатся в таких продуктах, как , или сметана, а также в рыбе, и молоке. усваиваются лучше животных и к тому же содержат важнейшие для растущего организма жирорастворимые витамины и жирные кислоты.

Суточная норма жиров – до 80 – 90 г.

Главный источник энергии любого организма – углеводы. Самые полезные те углеводы, в которых содержатся не перевариваемые пищевые волокна.

Ребенку в сутки достаточно употребить углеводов не более 300 – 400 г.

К продуктам, содержащим углеводы можно отнести: , крупы, сахар.

Микроэлементы. В рационе детей непременно должны быть продукты питания, которые бы содержали такие вещества, как йод, железо, фтор, селен, медь, кобальт и многие другие.

Современный ребенок школьного возраста, по мнению специалистов, должен есть не менее четырех раз в день.

При этом дети часто не хотят есть черный хлеб, предпочитая ему белый. Родителям стоит приучить их к тому, что на самом деле черный хлеб гораздо полезнее. Чай же лучше всего употреблять некрепким.

Особенности питания детей школьного возраста

Количество жидкости, необходимое для питья, может колебаться в зависимости от времени года.

Но стоит помнить, что потребность в воде для ребенка в 3-4 раза выше, чем для взрослого человека, а значит сильно ограничивать употребление жидкости не стоит.

И, тем не менее, стоит помнить, что злоупотребление жидкостью может вымывать из организма ребенка витамины и минеральные соли. Некоторые из детей просят попить перед едой, а другие – во время.

Последнее может быть связано с сухостью слизистой оболочки, из-за чего пища не может в достаточной мере смачиваться слюной. Поэтому отказывать в такой просьбе ребенку не стоит, просто проследите, чтобы пил он немного и небольшими, короткими глотками.

Чуть чаще им предлагают попробовать , или зеленый салат. А тем временем даже в зимнее время детский организм испытывает огромную потребность в сырых растительных продуктах, обладающих большой ценностью.

Которая заключается не только в растительных белках, углеводах и минеральных солях, о которых знают практически все, но и во многих других не менее полезных веществах, которые препятствуют развитию гнилостных бактерий в кишечнике.

Летнее время приносит и свои изменения в характер правильного питания детей. Высокая температура угнетает производство пищеварительных соков, моторику желудка, и, как результат, аппетит ребенка в целом.

Зная это, в летнее время стоит снижать калорийность питания.

Для возбуждения аппетита первыми стоит подавать холодные овощные или фруктово-вегетарианские блюда. Не стоит также подавать пищу чрезмерно горячей или холодной. К тому же, не менее важно для облегчения процесса приема ребенком пищи постоянно соблюдать режим в вопросах еды.

Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.

В данной статье вы узнаете:

1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
2) Какова школьная столовая на самом деле?
3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?

Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?

Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания . Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий. Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы) :
Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.

1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.

Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.

2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.

3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.

4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.

5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Кто должен накрывать на стол?

В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой . Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).

Плюсы данного способа раздачи : дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
Минусы : так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.
Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети , а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты. Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.

Ещё в нашей школе в столовой дежурили , но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.

6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные. Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.
В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.

7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы. За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики. На мой взгляд, это более рациональное решение.

Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.

Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся .

Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?

Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание ?

  • в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
  • дорого . Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
  • ребенок может жульничать , и, если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.

Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы. Более подробно эта проблема освещена .
Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе. Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.

Ваши отклики и комментарии жду внизу.