Роль пшеницыной в романе обломов. Обломов характеристика образа пшеницыной агафьи матвеевны

10 класс

Уроки № 29.

Тема. Обломов и Агафья Пшеницына. Проблематика романа «Обломов».

Цель :

  • помочь ученикам раскрыть образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной; выяснить, чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги;
  • развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Проверка домашнего задания.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

План.

1.Описание внешности.

2.Происхождение.

3.Воспитание и образование.

4.Цели приезда в Петербург.

5.Образ жизни.

6.Идеал (норма) жизни.

7.Испытание любовью.

8.Итог жизни.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти).

К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

3. Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3.1. О героине.

Вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

3.2. Психологический портрет героини.

«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

3.3. Пробуждение чувств.

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

3.4.Пшеницына и Обломов.

Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой.

Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Посвятив себя заботам об Обломове, Пшеницына живёт так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а её избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «… он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

4. Выводы об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

  • Жизнь.
    Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних.
    Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…”
    Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”
  • Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.
  • Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.
  • Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.
  • Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

5. Агафья Матвеевна после смерти Обломова.

У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».

Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

6. Почему Обломов отказался от любви?

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

III. Закрепление изученного.

Проблематика романа «Обломов».

Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Гончаров назвал роман «Обломов» «романом-монографией». Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

В первой части романа неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.

Вторая и третья части романа - это испытание дружбы и любви . Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц - это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Он постоянно в движении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) - ив этом видит счастье. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова. О детстве и семейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги). Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Обломов же «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд». Однако и образ Штольца более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова, говорит о «честном» и «верном» сердце Обломова, «которое не подкупишь ничем». Именно Штольца автор наделил пониманием нравственной сути Обломова, и именно Штольц рассказал «литератору» всю историю жизни Ильи Ильича. И в конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии, он приходит к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов. Это «отражение» образов друг в друге можно рассмотреть как процесс соединения крайностей.

Важное место в романе занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герои проходит испытание любовью. Гончаров не дает развернутого портрета Ольги, но подчеркивает, что в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». В первый раз перед Обломовым мелькнул контур его идеала. Разрыв был закономерен, ибо Ольга и Обломов ждали друг от друга невозможного. Он самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать всем: «спокойствием, молвой, уважением». Она от него деятельности, воли, энергии. Но Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Это чувствует и Обломов, когда пишет ей письмо. В дальнейшем каждый из героев обретает такую жизнь, которая соответствует его идеалу. Ольга выходит замуж за Штольца, Обломов находит сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В ее доме на Выборгской стороне «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

ІV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай».


Меню статьи:

Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.

Эта женщина входит в жизнь Ильи Ильича тихо и незаметно и становится для него добрым ангелом. Благодаря ей герой почувствовал себя счастливым, и пусть это счастье было в какой-то степени иллюзией, последние годы жизни с Агафьей Илья Ильич прожил хорошо и ладно. Чтобы понять намерения и стремления этой простой, но доброй женщины, нужно ознакомиться с ее характеристикой.

Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми

Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.

Агафья не отличается умом

Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор. Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность.
Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.


Отличительная черта Агафьи – хозяйственность

И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.

Когда в ее судьбе появился Илья Обломов, эта женщина стала жить и работать для его счастья и благополучия, всю себя отдавая тому, кого искренне полюбила. Примечательно то, что Агафья готовит сама, хотя у нее есть кухарка Анисья, которая помогает.

Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна - сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.

Дом Агафьи Пшеницыной

В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной. Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок. «По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”


Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве. На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов. Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе И. Гончарова “Обломов”

Четыре из всех комнат занимает заселившийся в дом Обломов, в двух непарадных живет Агафья с детьми и наверху дома обитает брат хозяйки – чиновник Мухояров.

Агафья и Обломов

Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью. «Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.

Когда Илья Ильич заболел, Агафья, не спуская с него глаз, просиживала у постели по ночам, а потом бежала в церковь, спеша заказать молебен, чтобы помянули за здравие. Женщина стала нервной и раздражительной, чего раньше за ней не наблюдалось.

Но только Обломов начал выздоравливать, «она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком». Простодушная женщина, Агафья даже не знала, что полюбила Обломова, она не отдавала отчет своим чувствам, просто жила для этого дорогого сердцу человека. И была счастлива. Отношения Агафьи и Ильи Ильича, развиваясь, постепенно переросли в брак. Обломов женился на Пшеницыной, и у супругов родился совместный сын, Андрюша. Жизнь текла мирно и тихо, по-обломовски, но вдруг в их уютный дом постучалась беда.

Агафья после смерти Обломова

К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви. Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.


Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья. А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет. Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать в романе И. Гончарова “Обломов”

После смерти Обломова полгода несчастная Агафья прожила в одном доме с Анисьей и Захаром, убиваясь горем. Она поняла, что «засветилось в ней солнце и померкло опять». И только когда, приезжая к Штольцам, видела сына, заливалась горькими слезами, и Ольга, проникаясь болью бедной женщины, плакала с ней. Несчастная Агафья, которая испытала, что такое любовь, но потеряла дорогого человека навсегда. Увы, так случается, порой судьба преподносит горькие уроки. Но все-таки надо жить, вопреки всему.

Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.

Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.

Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.

Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов.

Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.

Главный герой, измученный отношениями с Ольгой Ильинской, обретает с преданной ему Агафьей спокойное благополучие, погружаясь в рутину своего иллюзорного мечтательного мира. С другой стороны, образ Пшеницыной иллюстрирует и раскрывает драматизм жизненных идеалов Обломова, застрявшего в пучине бездействия и лени. Именно умиротворяющая атмосфера семейного быта, созданная Агафьей для любимого мужа, и приводит в финале романа к скоропостижной смерти Обломова, отказывающего исполнять рекомендации докторов. У супругов рождается сын, которого Агафья обожает, но решает отдать на воспитание друзьям Обломова Штольцам, поскольку считает, что только они смогут дать ребенку неординарного человека необходимое воспитание и образование.

Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.

Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем. Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям. До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.

Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.

Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.

Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.

Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.

Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж. Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье. Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

  • Сочинения по сказке Волшебник Изумрудного города

    Каждый из нас мечтает встретить волшебника, чтобы попросить его исполнить самое заветное желание. Мне с ним повстречаться пока не удалось, но в книгах описано немало фактов.

  • Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое

  • Сочинение Героическая смерть Тараса Бульбы в произведении Тарас Бульба

    В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь во всех подробностях показывает поле боя, описывает победы и поражения, подвиги и предательства. Украинский народ отважно борется за свою свободу и независимость.

  • Сочинение Как я однажды удил рыбу 5 класс

    Утро выдалось чистое, с розовыми от зари макушками берёз. С сенным духом от стогов за дворами. Села сорока на ветку, качается.

Разница между Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной мастерски изображена Гончаровым, начиная с портретной характеристики: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки... Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие...». Автор не давал такого подробного описания внешности Ольги, как будто желая подчеркнуть, что главными в ней были не внешние качества.

В облике Агафьи Матвеевны автор (значит, и его герой) отмечает «крепкую здоровую грудь», полные белые руки с круглыми локтями, пышную фигуру, обтянутую платьем. «У неё простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» И действительно, Агафья Матвеевна была доброй, сердечной, порядочной женщиной, она так заботилась об Илье Ильиче, что готова пожертвовать ради него многим. Например, отнесла в ломбард свои украшения, чтобы барин ни в чём не нуждался. На вопрос Штольца о долговой расписке (мошеннической подделке её брата и Тарантьева, про которую Агафья не знала) она простодушно ответила, что барин ей ничего не должен, хотя давно уже кормила его за свой счёт.

Однако душевные качества этой героини автор не выдвигает на первое место, и в повествовании преобладают бытовые и физиологические подробности, которые важны для главного героя. Это соблазнительные плечи, полные руки с круглыми локтями, которыми Обломов любовался «с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Эта женщина вносила покой, умиротворенность в его душу, и он чувствовал благодарность к ней за удивительную атмосферу уюта, так напоминающую привычный и милый обломовский быт.

Агафья Матвеевна была трудолюбивой хозяйкой, и она готова ежеминутно служить человеку, которого всем сердцем полюбила. Её невозможно представить отдыхающей, и Обломову нравилась её неутомимость. Его также очень устраивало, что от него ничего не требуют, ничем не докучают, зато о нём неустанно заботятся. Любовь и жертвенность всегда рядом в жизни простых русских женщин, и Агафья Пшеницына – одна из них. Она не дворянка и не крестьянка («чиновница»), и зарабатывает себе на жизнь сдачей комнат постояльцам, выполняя много разной работы для квартирантов и для своей семьи. У неё обывательские взгляды на отношения мужчин и женщин, но когда она поняла, что полюбила Обломова, она готова на любые жертвы ради него, забота о нём стала смыслом её жизни.

Во многом похожа на Агафью Матвеевну её верная помощница Анисья, жена Захара, с которой хозяйка очень подружилась. Они обе очень трудолюбивы, к работе относятся не как к изнурительной, тяжёлой обязанности, а как к привычному и необходимому условию жизни, что было полной противоположностью взглядам на труд в Обломовке. Анисья была «проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой... и цепкими, никогда не устающими руками». Ленивому и ворчливому Захару, который с женой иногда разговаривал грозно и гневно, пришлось признать, что «Анисья – умнее его!» И поэтому все недоразумения с барином решала именно Анисья, которая так заговаривала Обломова, стрекоча без остановки, что он в недоумении успокаивался.

Автор отмечает взаимную симпатию Агафьи Матвеевны и Анисьи. «Если есть симпатии душ, если родственные сердца чуют друг друга издалека...», то таким примером является дружба этих женщин, которая свидетельствует также о доброте и душевности Агафьи Матвеевны. Да и как ей не ценить свою помощницу, если с её появлением всё в доме засияло чистотой и везде наведён порядок! Так Анисья стала «великой сподручницей» в хозяйских распоряжениях, а Агафья Матвеевна нашла «у себя место в сердце» для Анисьи, которая тоже поняла, что отныне она вместе с хозяйкой будет участвовать во всей жизни дома. «Две женщины поняли друг друга и стали неразлучны»: они делились секретами во всём, что было внесено в быт людей наблюдательными умами и вековым опытом.

Как все простые женщины, Анисья не только любознательна, но и любопытна, ей интересна жизнь барина, однако она не станет заниматься пересудами и в любой момент готова отстоять честь хозяина, если кто-либо рискнёт сказать лишнее.
Когда Илья Ильич женился на Агафье Матвеевне, Анисья окончательно утвердила своё положение в доме Пшеницыной, и «взаимное влеченье Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». «Агафья Матвеевна выросла, Анисья расправила свои руки, как орлица крылья, и жизнь закипела и потекла рекой». Если так нужно для семьи, то Анисья и спать не ляжет, только бы всё было прилично, как хочет барин. И кухня стала «палладиумом деятельности великой хозяйки и её достойной помощницы», под пристальным оком которой находился весь дом, где распоряжалась её «проворная, всесметающая рука».

Образы женщин, вблизи которых протекает спокойная жизнь Обломова, введены автором не случайно. Читатель видит, как благотворно влияет любовь на души тех, кто способен любить самоотверженно, кто не боится труда, а окрылённые женщины готовы на многое. Работа их как будто раззадоривает, и глаза сияют ярче. Образы Агафьи Матвеевны и Анисьи помогают ещё отчётливее увидеть яркую противоположность на их фоне, барина Илью Ильича, и то разрушительное воздействие, какое оказали на Обломова воспитанные с детства лень и барство. Его не воодушевила на «подвиги» даже любовь Ольги, он страдал от необходимости каждый день прилагать усилия, когда давно уж надоело ему просто из дому выходить. Обломов не захотел и не смог работать над собой, менять себя и свой привычный образ жизни. А в доме Пшеницыной многое напоминало ему детство в Обломовке, когда можно любоваться чужим трудом, оставаясь в покое, ощущая при этом заботу и любовь.

Агафья Матвеевна боготворит человека, изменившего всё в её судьбе, считает его особенным, благородным и изнеженным дворянином, который одарил её своим вниманием. Вместе с любовью расцветала душа этой простой женщины, Агафья Матвеевна росла духовно, вызывая удивление своим преображением у тех, кто знал её раньше. Теперь она способна отстоять своё право на счастливую семейную жизнь, и брат с семьёй вынужден съехать, а Агафья Матвеевна живёт в мире и согласии с самым дорогим для неё человеком. Она приняла в нём всё (Ольга же сделать этого не смогла даже по просьбе Ильи Ильича: «прими меня таким, какой я есть»).

Агафью не раздражали бездеятельность, сонливость, лень Обломова, а его тихий, спокойный нрав и его образ жизни признала она за идеал. Эта женщина считала, что «бог вложил в её жизнь душу», когда появился в её доме Илья Ильич. Выйдя за него замуж, она по-новому стала осознавать себя, так как «теперь уже она знала, зачем жила». И даже после смерти Обломова, оставаясь вечно неутешной, Агафья Матвеевна понимала, что «на всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших как одно мгновение семи лет».

Сына Андрюшу Агафья Матвеевна любила не меньше, чем его отца, но мудро рассудила, что Штольц и Ольга сделают для его воспитания гораздо больше, чем она. И в конце романа автор сообщает о её сближении с Ольгой Ильинской, но не только по причине их общей заботы об Андрюше. Оказывается, их «связывала общая симпатия, одна память о чистой как хрусталь душе покойника».
Так, вначале бесконечно далёкие и разные женщины становятся ближе, благодаря способности сильно и самоотверженно любить, хотя судьба и жизнь повели их различными путями.

Ольга Сергеевна Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

Черты характера

неотразимая, добрая, не такая как все, амбициозна

Добрая, общительная, работящая, легко шла на контакт, милая, воспитанная, аккуратна и самостоятельна

Внешний облик

была высокого роста, у неё было светлое, чистое лицо, утонченная шея и серо-голубые глаза, широкие брови и длинные волосы, тоненькие губы

У нее были серые глаза и красивое лицо, пышные формы, светлая кожа

была сиротой, еще в маленьком возрасте потеряла родителей, жила с тётей, и несмотря на тяжелое детство была очень воспитана

Была замужем за Пшеницыным, но тот умер и женщина осталась вдовой; была матерью двух детей

Поведение

отличалась малой разговорчивостью, не раскидывалась словами, говорила по делу, не вспыльчивая, спокойная, с искренним смехом

Активна, постоянно чем-то занята; была хитра, но это всё шло на пользу Обломову

Как познакомилась с Обломовым

Штольц свел их в доме Ильинских. Нового знакомого очаровал необычный голос девушки

Познакомились благодаря Терентьеву, вскоре после этого Обломов приходит к Агафье снимать жилье, после этого он больше узнает девушку

Как относилась к Обломову

её умиляли рассказы об Обломове, а так же чистое и искреннее сердце Ильи. Вскоре девушка влюбилась в Илью и хотела увидеть в нём изменения. Но увы разочаровалась в нём, хотя позже поняла, что он необычный человек

Очень трепетно к нему относится, молится за него, кого тот болеет, тщательно следит за его здоровьем и пытается вылечить. Так и влюбляется в Обломова, боготворит его и считает необыкновенным

Как относился Обломов

Ольга была для него идеалом, благодаря ей он понял, что такое светлые чувства. Их отношения начались весной, но к осени уже закончились

С Агафьей Обломову спокойней, он чувствует уют и заботу. Через некоторое время он признается ей в чувствах и решается поцеловать

Жизненная цель

изменить Обломова, и научится понимать окружающих

Умеет всё делать, любит работать, но слегка глупа. Она не думает о будущем, а просто пускает жизнь по течению. Хотела во всем сделать уют, а особенно в жизни с Обломовым

Как развивалась судьба

С возрастом стала умнее и мудрее, её мужем стал Штольц, от которого она родила детей

Прожили с Обломовым они 7 лет, после чего Агафья потеряла мужа, и одним утешением остается сын-Андрей

Любимое занятие

любила петь и ходить в театр, заниматься музыкой и читать

Хорошая хозяйка, трудолюбивая, любила готовить и следить за хозяйством; занималась рукоделием

Схожие черты

простые девушки, верные, домашние, добрые

Сочинение Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Любовь является одной из ключевых проблем в произведении великого Симбирского писателя Гончарова "Обломов". Илья Ильич Обломов является центром двух любовных историй. В его жизни было две женщины, абсолютно разные, непохожие друг на друга. Они обе внесли огромный вклад в его жизнь, но каждая свой. Давайте сравним этих двух, без сомнения, великих женщин в жизни героя, их характеры и вклад в образ и характер главного героя.

Ольга Ильинская - утонченная дама с невероятно тонкой душевной организацией. Встреча Ильи Ильича с ней была для него подарком судьбы. Ему несказанно повезло в день их встречи и знакомства. Его жизнь была бы не такой насыщенной без ней, пусть и такой недолгий срок.

Ольга была творческой девушкой, она любила литературу, театр, имела великий музыкальный талант. Именно это и привнесло жизнь в пассивное существование героя. Благодаря ее неудержимо у желанию развиваться, Обломов все-таки смог ненадолго встать с своего дивана, снять халат и начать действовать. Ольга начала водить его в оперу, в театр. Именно благодаря ей герой начал хоть что-то чувствовать. Что-то будто перевернулось в его душе с ее появлением.

Истинным желанием Ольги было изменить героя, оживить его, заставить его чувствовать. Она не желала мириться с его существом, а стремилась разрушить его привычки, заставив жить,а не существовать. Так и поступает решительная, смелая девушка, готовая на все ради любви.

Однако, герой был не готов к таким резким переменам. Он не хотел навсегда откладывать свой любимый халат ради каких-то любовных приключений, которые лишь утомляли его. Он разбил Ольге сердце. Однако они навсегда остались самой яркой любовью друг у друга. Ведь более страстной любви в его жизни больше и не было.

Второй и последней женщиной в жизни Ильи Ильича стала Агафья Пшеницына. Ее характер радикально отличался от характера Ольги. Ее вовсе не тянуло менять Илью. Он устраивал ее таким, какой он был. С открытой на одной и той же странице книжкой, с халатом,на мягком диване. Она лишь способствовала его регрессу, деградации его, как личности. Агафья всячески прислуживала ему, приносила еду, убиралась.

Их жизнь была абсолютно синонимична жизни в Обломовке. Именно такой жизни и жаждал Илья. Ему было намного комфортнее жить с Агафьей, с ее размеренным характером.

Такая жизнь не могла привести ни к чему хорошему, но Агафья не понимала этого. Ей было достаточно того, что им просто было удобно жить друг с другом. Такая пассивная, лишённая движений и эмоций, жизнь и привела не только к гибели Обломова как личности, но и как человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что две эти разные женщины изменили жизнь героя, они привнесли любовь в его жизнь, только истории оказались противоположны. Одна история - наполняющая эмоциями, страстная, яркая. А другая - медленная, размеренная, спокойная. Герой сделал свой выбор и,впоследствии, поплатился за него.

Мы не можем винить его в этом выборе, ведь каждый человек родом из детства, и изменить его бывает крайне сложно, как сильно бы этого ни хотел другой человек.

Что такое предательство? Это очень обидная вещь, с которой сталкивается огромное количество людей-кто-то совершает его, а кто-то является жертвой предательства.

  • Губернский город в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN