Чистота воздуха и здоровье. Чистый воздух – залог здоровья Чистый воздух залог здоровья человека рисунок

  • Работа в парах. Приём «Ассоциации». Заполнить пустые квадраты ключевыми понятиями по теме «Воздух»

Игра «Карусель» (диалоговое обучение - вопросы низкого порядка)

  1. Что такое воздух
  2. Сколько весит воздух
  3. Где находится воздух
  4. Что такое атмосфера
  5. От чего защищает атмосфера
  6. Какова толщина атмосферы
  7. Назовите свойства воздуха
  8. Из чего состоит воздух
  9. Какой газ нужен человеку
  • Мини- тест «Воздух и его свойства»(одна группа делает тест на компьютере, остальные на листочках)

взаимопроверка в парах.

Критерии оценивания:

«5» - все ответы верны

«3»- три правильных ответа

ниже, чем три - не доучил (страница учебника 66 -67)

1. Что такое воздух?

Б) особая жидкость

B) смесь газов

а) водород, медь, цинк;

в) хлор, фтор, йод.

б) кислород;

в) углекислый газ.

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

б) превращается в воду

в) расширяется

Что загрязняет атмосферу? (1 группа)

2 группа)

3 группа)

(4 группа )

  • (обсуждение и ответы)

В помещении грязнее в 10 раз.

формы аллергии.)

Правила здоровья:

водители прогревают моторы.

Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»

Лесные пожары Cлайд «Пожары»

Загрязнение городов Cлайд « Смог городов»

Множество машин Cлайд «Машины» , Слайд «Вырубка лесов»

- Опыт «Горение свечи»

Проблема:

Выдвижение гипотез:

Проведение опыта:

Вывод :

А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород - мы все дышим кислородом.)


Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.

Физминутка.

Реши задачу:

1 группа . Сколько должно быть деревьев (1 000 000 больших деревьев)

2 группа . Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз

3 группа . На сколько больше (на 290кг больше)

4 группа . Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)

5 группа. вашу семью?

(ответы учащихся)

От кого зависит чистота нашей планеты?

IV. Постер «Чистый воздух - залог здоровья»

Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме.

Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

V. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Чистый воздух-залог здоровья" »

Тема: Чистый воздух – залог здоровья

Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.

Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока. Комбинированный урок.

Вид урока . Исследовательский проект.

Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнении воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.

Ход урока.

I. Психологический настрой

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)

II. Актуализация знаний и целеполагание

К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».

Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря Ожегова

Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).

Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?

Проблема – загрязнение воздуха

Гипотеза – воздух загрязняет человек.

Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)

В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

– Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

Учащиеся читают пункты плана :

П л а н.

1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.

2. Исследование факторов загрязнения воздуха.

3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.

4. Изучение способов очистки воздуха.

1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.

    «Мозговой штурм»

Назовите основные понятия, которые относятся к теме «Воздух» (поочерёдно от каждой группы)

    Работа в парах. Приём «Ассоциации». Заполнить пустые квадраты ключевыми понятиями по теме «Воздух»

ВОЗДУХ

    Игра «Карусель» (диалоговое обучение – вопросы низкого порядка)

В коробке лежат вопросы с цифрами от 1- 12 по теме «Воздух». Спикер достаёт номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, а группа отвечает (для каждой группы по 3 вопроса).

    Что такое воздух

    Сколько весит воздух

    Где находится воздух

    Что такое атмосфера

    От чего защищает атмосфера

    Какова толщина атмосферы

    Назовите свойства воздуха

    Из чего состоит воздух

    Какой газ нужен человеку

    Сколько человек может прожить без воздуха

    Сколько нужно человеку кислорода в день

    На какой планете есть атмосфера, а жизни нет

    Мини- тест «Воздух и его свойства»(одна группа делает тест на компьютере, остальные на листочках)

взаимопроверка в парах.

Критерии оценивания:

«5» - все ответы верны

«4»- четыре правильных ответа

«3»- три правильных ответа

ниже, чем три – не доучил (страница учебника 66 -67)

1. Что такое воздух?

Б) особая жидкость

B) смесь газов

2. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

б) кислород;

в) углекислый газ.

4. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

б) превращается в воду

в) расширяется

III. Исследовательский проект.

3. Исследование факторов загрязнения воздуха (работа в группах с текстом учебника с 68-69)

Изучите текст и ответьте на вопросы:

Что загрязняет атмосферу? (1 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)

Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха. (4 группа )

Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.

    Почему же на земле его не становится меньше? (обсуждение и ответы)

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.

    Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении? (обсуждение в группе и ответы детей)

В помещении грязнее в 10 раз.

Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,

ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и

микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные

формы аллергии.)

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

Правила здоровья:

1.Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,

старайся не дышать глубоко, дыши только носом.

3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому

комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.

4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда

водители прогревают моторы.

    Ребята, а от чего воздух может загрязняться ?

    В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.

Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»

Лесные пожары Cлайд «Пожары»

Загрязнение городов Cлайд « Смог городов»

Множество машин Cлайд «Машины» , Слайд «Вырубка лесов»

- Опыт «Горение свечи»

Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?

Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?

Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.

(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)

Проведение опыта:

Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?

Вывод : такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.

А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он непригоден.
Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.

    Чистый ли воздух на нашей планете?

    Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?(ответы)

    На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Физминутка.

Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)

Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.

4. Решение экологических задач (работа в группах).

Реши задачу:

1 группа . Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из - за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев , чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (1 000 000 больших деревьев)

2 группа . Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе? (в 2 раза. Лучше сажать лиственные деревья)

3 группа . Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше)

4 группа . Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)

5 группа. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? (5 человек=15 хвойных деревьев)

Исходя из результатов задач, сделайте вывод по третьему пункту нашего плана.

К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.

5. Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек

Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)

От кого зависит чистота нашей планеты?

6. Индивидуальная работа. Показать стрелочками, что загрязняет воздух.

IV. Постер «Чистый воздух – залог здоровья»

Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме.

Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

V . Рефлексия.

    Индивидуальный оценочный лист

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Отметь знаком «+» , оцени свое настроение

1. Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

Отметь знаком «+» , оцени себя

1. Данную тему я усвоил (а)

2. На уроке я работал (а)

    на доске приём «Светофор»

(дети с помощью стикера показывает, как усвоен материал)

ТЕМА НЕПОНЯТНА -

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ

Я ВСЁ ПОНЯЛ

V. Домашнее задание: Работа над проектом «Чистый город»:

Нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 5 правил: «Как сделать город чистым».

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Гаврилова Елена Викоровна. Учительначальных классов средней школы № 12 им. Ф. Досымовой, г. Атырау

Класс: 3 класс

Тема : «Чистый воздух – залог здоровья. Мира»

Предмет: Познание мира

Цель урока :

    Формировать представления учащихся об источниках загрязнения воздуха, о путях решения проблемы загрязнения воздушного океана, о значении воздуха в жизни человека, животных и растений, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природе.

    Развивать элементы исследования, умения искать пути решения проблемы, рассуждать, делать выводы, творческие способности учащихся.

Воспитывать бережное отношение к воздуху- богатству природы, умение работать в парах, интерес к предмету.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы: Словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельная

работа, метод проекта.

Формы: Фронтально- коллективная, индивидуальная, работа в парах, коллективная,

ролевая игра

Ход урока

    Организационный момент.

    Психологический настрой.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать

По какому разделу мы сейчас работаем?

Давайте вспомним, как все устроено в природе?

Нас окружают тела, созданные природой и сделанные руками человека.

Из чего состоит тело?

Тело состоит из вещества.

Обо всех ли веществах, существующих в природе мы поговорили?

Конечно, нет.

2. Актуализация знаний.

А без каких веществ нет жизни?

Без пищи, воды, воздуха, тепла.

У нас получилось несколько вариантов ответов. Я загадаю загадку, а отгадка будет ответом на мой вопрос:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Это вещество – воздух.

    Ассоциация «Воздух».

1-2 минуты учащиеся работают самостоянельно в тетрадях.

    Взаимообмен тетрадями

    Составление общей карты.

    Обсуждение.

    Подведение итогов.

3. Постановка учебной задачи.

Какова же тема нашего урока?

Воздух и его охрана.

Да, мы будем говорить о воздухе, но наша тема может звучать по – другому?

Почему воздух нужно охранять?

Это вещество, необходимое для жизни.

Почему воздух необходим для жизни на земле? Вот на этот вопрос мы должны будем ответить.

4. Работа над новым материалом.

    Чтобы ответить на этот вопрос мы проведем небольшое исследование.

    Сохранение чистого воздуха. Слайд: «Планета задыхается!».

Наша планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком?!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывёт! Всё ещё людям верит!

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плачет, просит прийти на помощь,

Просит прийти на помощь!

Посмотрите, ребята наша планета задыхается и плачет.

Что же это за слёзы?

1 слеза- слайд « Транспорт».

Правильно. Наибольшее количество вредных веществ в воздух попадает с выхлопными газами автомобилей. На каждом автомобиле должны стоять фильтры, которые очищают выхлопные газы. Будущее за автомобилями, которые работают, используя энергию Солнца, электричества и водорода.

2 Слеза – слайд «Фабрики и заводы»

О чём говорит этот рисунок? (рассуждения учащихся)

Человек пользуется всем, что даёт Земля, не задумываясь о последствиях. Вместе с ростом населения растут потребности человечества. Людям требуется всё больше разных вещей для их удовлетворения. Поэтому всё больше расходуется ресурсов, развивается экономика, техника, всё больше становится фабрик и заводов. Из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества, и он загрязняется. Дышать таким воздухом вредно, и люди часто болеют. Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества и не выпускают их в воздух. В нашей республике принят Закон «Об охране окружающей среды». Президентом страны Н.Назарбаевым определены пути достижения экологической безопасности нашего государства: экологическая работа в Атырау.

3 слеза – слайд «Вырубка леса» «Пожары». -О чём говорит вам этот рисунок? (рассуждение учащихся)

Каждый листок, каждая травинка- это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Одно крупное дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый крепкий сон.

Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его?

Пожар.

Недаром говорят: « Из 1 дерева можно изготовить 1 миллион спичек, 1 спичка- может уничтожить 1 миллион деревьев».

Стихотворение « Что могут деревья?» Практическая работа.

4 слеза - слайд «Мусор»

Мы - жители Земли - выкидываем огромное количество бытового мусора. Бытовой мусор - это остатки еды, коробки, мешки, бумага, банки, тряпки, бутылки. С каждым годом количество мусора, который выкидывают люди, увеличивается, потому что население Земли всё время растёт. Для мусора существуют особые ёмкости, стоящие в специально отведённых для этого местах, и выбрасывать мусор где попало нельзя.

    Физминутка. Дыхательная гимнастика.

    Работа по учебнику.

Чтение текста с остановками.

Чтение 1 абзаца.

Что может случиться с людьми, животными и растениями на Земле, если воздух будет сильно загрязнён?

Чтение 2 абзаца.

Знаете ли вы, какой орган отвечает за очистку воздуха, который попадает в него, и как проходит очищение.

Чтение 3 абзаца.

Как вы думаете, где чище воздух- в поле, в лесу или в городе? Объясните, почему?

Чтение 4 абзаца.

Чтение 5 абзаца.

    Творческая работа. Работа в парах. На первой половине листа нарисуйте как вы принимаете участие в сохранении чистоты воздуха, а на второй половине- что вы сделаете, когда станете взрослыми.

    Презентация работ. Защита проектов.

Какие работы проводятся у нас в городе?

Какие изменения вы заметили?

    Работа по учебнику.Чтение правил посадки деревьев.

    Итог урока. Обобщение сотавление синквейна.

Что больше всего загрязняет воздух?

Жизнь без воздуха невозможна.

Без воздуха наша планета была бы безжизненным небесным телом. Земля- это не массивный гигант, а скорее хрупкий ёлочный шарик.

Слайд « Понравился ли тебе урок?»

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.

Дата создания: 2013/11/27

Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух - залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды - пять суток, без воздуха - только пять минут.

Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья.

Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Специалисты уже давно установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха.

Проблема загрязнения воздуха

До недавнего времени вопросу загрязнения атмосферного воздуха не придавалось особого значения. Но за последние десятилетия в связи с быстрым ростом промышленности и транспорта положение резко изменилось. В настоящее время проблема загрязнения и отравления воздуха касается буквально каждого.

В 1991 году количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу Кировской области, достигло 413,7 тыс. тонн. В последующие годы, к началу 1996 года количество выбросов сократилось в 1,8 раза. Следовательно, на каждый квадратный километр территории выпадает среднем 1,8 тонны загрязняющих веществ, что в 1,2 раза превышает данный показатель по России.

Основную роль в антропогенном загрязнении воздушного бассейна области играют промышленность и транспорт. Деятельность промышленных предприятий является ведущим фактором, оказывающим негативное влияние на качество природной среды. В структуре их выбросов преобладают оксид углерода, сернистый ангидрид, твёрдые вещества, окислы азота. Среди основных промышленных загрязнителей воздуха можно выделить предприятия энергетики, лесопромышленного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, на которые приходится около половины всех выбросов вредных веществ.

Весомый вклад в уровень загрязнения воздушного бассейна вносит автомобильный транспорт, на который приходится 80% всех выбросов. Автомашины при сжигании топлива выделяют в атмосферу вместе с отработанными газами около 300 видов загрязняющих веществ. Один автомобиль поглощает из атмосферы 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг углеводородов. Выхлопные газы содержат также соединения свинца, который относится к тяжёлым металлам, накапливается в организме человека и может способствовать образованию различных опухолей.

Воздух и здоровье человека

Богатство любого государства составляют не только материальные и духовные ценности, но и люди, населяющие его и производящие ценности, причём не просто люди, а здоровые люди. Здоровье граждан является национальным достоянием. По некоторым данным, состояние здоровья населения зависит на 50% от образа жизни, на 20% от генетических факторов, на 10% от работы органов здравоохранения и на 20% от состояния окружающей среды. Заметно снижается качество природной среды, особенно воздушного бассейна, а это в свою очередь крайне негативно сказывается на здоровье населения, повышая его заболеваемость.

По данным изучения онкологических заболеваний, в сильно загрязнённых городах Сибири и Дальнего Востока заболеваемость мужчин на 25%, а у женщин на 39% выше, чем в средне- и слабозагрязнённых городах. В целом рост заболеваемости злокачественными новообразованиями отмечается в большинстве стран мира. В России с 1980 по 1990 г. число вновь выявленных больных раком увеличилось на 22%, а число умерших - на 27,3%. Согласно имеющимся данным, около 20% населения проживает в условиях постоянно высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха несколькими вредными веществами, что отражается на здоровье людей.

Общая заболеваемость населения Кировской области по сравнения с 1990 г. увеличилась на 10%, в чём несомненное влияние загрязнённой среды. В связи с загрязнением воздушного бассейна увеличивается ежегодный темп прироста онкологических заболеваний на 2,3%. Чаще всего встречаются опухоли лёгких, молочной железы, кожи и кроветворных органов. В последние годы высокий уровень заболеваемости регистрируется в северо-западных и центральных районах области.

Основные загрязнители окружающей среды и их действие:

  • диоксид серы - раздражающие действия, нарушение обменных процессов в организме, усиливает действие канцерогенных веществ. Вызывает болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крови, эндокринной системы;
  • оксид углерода - нарушает способность крови доставлять кислород к тканям, вызывает спазмы сосудов, снижает иммунологическую реактивность организма;
  • оксиды азота - снижение сопротивляемости организма к заболеваниям, уменьшение гемоглобина в крови, раздражение дыхательных путей, кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ. Вызывает болезни органов дыхания, кровообращения, злокачественные новообразования;
  • свинец - влияет на многие органы и системы. Вызывает поражение нервной системы, кроветворной системы, мутагенное воздействие.

Определение чистоты воздуха путем лихеноиндикации

Известны три способа оценки экологического состояния окружающей среды: ощущения человека, возникающие при контакте со средой обитания; биоиндикация; химический анализ проб различных компонентов среды.

Восприятие человека (обоняние) позволяет оценить состояние чистоты воздуха. Не надо быть большим специалистом, чтобы это определить. Однако это восприятие носит индивидуальный характер и позволяет сделать качественную оценку. Но наиболее точные сведения можно определить с помощью биоиндикации - по состоянию растений. Так как в нашей местности одним из главных загрязнителей является диоксид серы, образующийся при сгорании серосодержащего топлива - отопительных печей населения, при работе котельных, а также транспорта, особенно дизельного.

Устойчивость растений к диоксиду серы различна: наименее устойчивы к воздействию диоксида серы лишайники, мятлик однолетний, хвойные, пшеница, ячмень и люцерна. Для ряда растений установлены границы их жизнедеятельности и предельно допустимые концентрации диоксида серы в воздухе. Величина ПДК (мг/куб. м): для тимофеевки луговой и сирени обыкновенной - 0,2; барбариса - 0,5; овсяницы луговой - 1,0; клена - 2,0.

Лишайники - широко распространенные организмы, с достаточно высокой выносливостью к загрязнению окружающей среды. Особая чувствительность лишайников к токсическим веществам объясняется тем, что они не могут выделить в окружающую среду впитанные ими вредные элементы. Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы, который быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Концентрация диоксида серы 0,5 губительна для всех видов лишайников.

По строению слоевища лишайников делят на три типа:

  • накипные лишайники (корковые), имеющие слоевище в виде тонкой корки и сросшееся с субстратом так, что отделить лишайник, не повредив субстрата, невозможно; корка может быть гладкой, зернистой, бугорчатой;
  • листовые, имеющие вид тонких чешуек или пластинок, прикреплённых пучками грибных гриф к субстрату, от которого они легко отделяются;
  • кустистые, имеющие вид тонких нитей или ветвящихся кустиков, прикреплённых к субстрату своим основанием.

Для того, чтобы определить класс загрязненности воздуха по лихеноиндикации нужно выбрать три точки: конец улицы Центральной, район школы и поворот на асфальт. Для проведения исследования выбираются по 3-5 взрослых деревьев в возрасте 30-35 лет и диаметром ствола свыше 15 см. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что по типу загрязнения воздух в селе относится к I-II классу загрязнения. Сильнее загрязнён воздух в районе поворота на асфальт. Это объясняется тем, что на территории села постоянно в этом районе проезжают машины и тракторы. Анализируя наличие техники в селе можно сделать вывод, что выхлопные газы автомобилей и тракторов наносят большой вред состоянию чистоты воздуха. Загрязняется воздух еще и при топке печей, пылью и сжиганием мусора.

Характеристика состояния здоровья человека

В результате такого качества воздуха на сегодняшний день в данном селе проживает много людей, здоровье которых ухудшилось из-за качества вдыхаемого ими воздуха. В связи с загрязнением окружающей среды за последний год увеличилось количество заболеваний, связанных с чистотой воздуха. Среди них преобладают заболевания аллергического типа и бронхит.

В стране проводится большая борьба с загрязнением воздуха. Принят Закон об охране атмосферного воздуха. За последние годы уменьшилось загрязнение воздуха в городах.Были разработаны меры по предупреждению загрязнения воздуха автомобильным транспортом. Одной их важных мер является улучшение качества моторного топлива, а также запрещение использования в городах бензина, содержащего свинец. Для сокращения вредных выбросов применяют комплекс мероприятий: совершенствование технологий производственных процессов; разработка малоотходных и безотходных технологий; совершенствование способов газоочистки и конструкций пыле- и газоочистных уловителей; герметизация оборудования. Однако создание самых совершенных очистных сооружений не может решить проблему охраны атмосферного воздуха. Истинная борьба за его чистоту - это борьба против необходимости таких сооружений. Улучшить качество атмосферного воздуха можно лишь созданием безотходных производств. Суть заключается в том, что всё исходное сырьё превращается в ту или иную продукцию. Безотходное производство представляет собой практически замкнутую систему, организованную по аналогии с природными системами, в основе функционирования которых лежит биогеохимический круговорот веществ.

Большую роль в охране и поддержании чистоты атмосферного воздуха играют зелёные насаждения: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли. Например, на деревьях, кустах и траве оседает до 70% пыли. 1 га леса поглощает ежегодно около 15 т углекислого газа и выделяет примерно 11 т кислорода.

С целью сохранения чистоты воздуха в местности необходимо проводить следующие мероприятия:

  • высаживать зеленые насаждения, так как большая часть загрязняющих веществ и пыли оседает на их листьях. Особенно много таких веществ оседает на листьях сирени и тополя;
  • с целью поддержания чистоты воздуха в селе в летнее время поливать улицы для того, чтобы после проезда автомобиля или трактора пыль не поднималась в воздух;
  • запретить сжигание мусора, так как при сжигании в воздух попадает много вредных веществ;
  • использовать автомобили на газовом топливе или использовать автомобили, в бензине которых содержится мало серы.
  • администрации сельского поселения вести контроль за исполнением некоторых рекомендаций.


Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Гаврилова Елена Викоровна. Учительначальных классов средней школы № 12 им. Ф. Досымовой, г. Атырау
Класс: 3 класс
Тема: «Чистый воздух – залог здоровья. Мира»
Предмет: Познание мира
Цель урока:
Формировать представления учащихся об источниках загрязнения воздуха, о путях решения проблемы загрязнения воздушного океана, о значении воздуха в жизни человека, животных и растений, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природе.
Развивать элементы исследования, умения искать пути решения проблемы, рассуждать, делать выводы, творческие способности учащихся.
Воспитывать бережное отношение к воздуху- богатству природы, умение работать в парах, интерес к предмету.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Методы: Словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельная
работа, метод проекта.
Формы: Фронтально- коллективная, индивидуальная, работа в парах, коллективная,
ролевая игра
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать
- По какому разделу мы сейчас работаем?
- Давайте вспомним, как все устроено в природе?
- Нас окружают тела, созданные природой и сделанные руками человека.
- Из чего состоит тело?
- Тело состоит из вещества.
- Обо всех ли веществах, существующих в природе мы поговорили?
- Конечно, нет.
2. Актуализация знаний.
- А без каких веществ нет жизни?
- Без пищи, воды, воздуха, тепла.
- У нас получилось несколько вариантов ответов. Я загадаю загадку, а отгадка будет ответом на мой вопрос:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
- Это вещество – воздух.
Ассоциация «Воздух».
1-2 минуты учащиеся работают самостоянельно в тетрадях.
Взаимообмен тетрадями
Составление общей карты.
Обсуждение.
Подведение итогов.
3. Постановка учебной задачи.
- Какова же тема нашего урока?
- Воздух и его охрана.
- Да, мы будем говорить о воздухе, но наша тема может звучать по – другому?
- Почему воздух нужно охранять?
- Это вещество, необходимое для жизни.
- Почему воздух необходим для жизни на земле? Вот на этот вопрос мы должны будем ответить.
4. Работа над новым материалом.
Чтобы ответить на этот вопрос мы проведем небольшое исследование.
Сохранение чистого воздуха. Слайд: «Планета задыхается!».
Наша планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком?!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывёт! Всё ещё людям верит!
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плачет, просит прийти на помощь,
Просит прийти на помощь!
- Посмотрите, ребята наша планета задыхается и плачет.
- Что же это за слёзы?
1 слеза- слайд « Транспорт». - О чём говорит этот рисунок? (рассуждения учащихся)
-Правильно. Наибольшее количество вредных веществ в воздух попадает с выхлопными газами автомобилей. На каждом автомобиле должны стоять фильтры, которые очищают выхлопные газы. Будущее за автомобилями, которые работают, используя энергию Солнца, электричества и водорода.
2 Слеза – слайд «Фабрики и заводы»
- О чём говорит этот рисунок? (рассуждения учащихся)
-Человек пользуется всем, что даёт Земля, не задумываясь о последствиях. Вместе с ростом населения растут потребности человечества. Людям требуется всё больше разных вещей для их удовлетворения. Поэтому всё больше расходуется ресурсов, развивается экономика, техника, всё больше становится фабрик и заводов. Из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества, и он загрязняется. Дышать таким воздухом вредно, и люди часто болеют. Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества и не выпускают их в воздух. В нашей республике принят Закон «Об охране окружающей среды». Президентом страны Н.Назарбаевым определены пути достижения экологической безопасности нашего государства: экологическая работа в Атырау.
3 слеза – слайд «Вырубка леса» «Пожары».-О чём говорит вам этот рисунок? (рассуждение учащихся)
- Каждый листок, каждая травинка- это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Одно крупное дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый крепкий сон.
- Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его?
- Пожар.
- Недаром говорят: « Из 1 дерева можно изготовить 1 миллион спичек, 1 спичка- может уничтожить 1 миллион деревьев».
Стихотворение « Что могут деревья?» Практическая работа.
4 слеза - слайд «Мусор»
Мы - жители Земли - выкидываем огромное количество бытового мусора. Бытовой мусор - это остатки еды, коробки, мешки, бумага, банки, тряпки, бутылки. С каждым годом количество мусора, который выкидывают люди, увеличивается, потому что население Земли всё время растёт. Для мусора существуют особые ёмкости, стоящие в специально отведённых для этого местах, и выбрасывать мусор где попало нельзя.
Физминутка. Дыхательная гимнастика.
Работа по учебнику.
Чтение текста с остановками.
Чтение 1 абзаца.
-Что может случиться с людьми, животными и растениями на Земле, если воздух будет сильно загрязнён?
Чтение 2 абзаца.
- Знаете ли вы, какой орган отвечает за очистку воздуха, который попадает в него, и как проходит очищение.
Чтение 3 абзаца.
- Как вы думаете, где чище воздух- в поле, в лесу или в городе? Объясните, почему?
Чтение 4 абзаца.
- Что помогает сохранить чистоту воздушной среды?
Чтение 5 абзаца.
Творческая работа. Работа в парах. На первой половине листа нарисуйте как вы принимаете участие в сохранении чистоты воздуха, а на второй половине- что вы сделаете, когда станете взрослыми.
Презентация работ. Защита проектов.
- Какие работы проводятся у нас в городе?
- Какие изменения вы заметили?
Работа по учебнику.Чтение правил посадки деревьев.
Итог урока. Обобщение сотавление синквейна.
- Что больше всего загрязняет воздух?
- Жизнь без воздуха невозможна.
- Без воздуха наша планета была бы безжизненным небесным телом. Земля- это не массивный гигант, а скорее хрупкий ёлочный шарик.
- Слайд « Понравился ли тебе урок?»
11. Оценивание.
12. Домашнее задание.