Внеклассное мероприятие «Игра "Что? Конспект. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" для старшеклассников. Конспект с презентацией.

Разработка предназначена для проведения классного часа или внеклассного мероприятия в 9-11 классах. Вопросы рассчитаны не только на конкретные знания, но и на общую эрудицию и сообразительность детей данного возраста.
После учения игра - ведущий вид деятельности, в котором происходит развитие социальных коммуникативных навыков, эмоциональной среды ребенка. а если игра познавательная, то это реальная возможность расти интеллектуально.
В сценарии приведено больше вопросов, чем использовалось в игре. Желающие могут добавить свои собственные вопросы. Немного другая организация игры по сравнению с привычными "Что? Где? Когда?": не 1 команда Знатоков, а команды всех классов, садясь по очереди за игровой стол, на котором разложены вопросы в конвертах.есть и вопросы супер-блица, когда за столом остается 1 игрок, который должен за 1 минуту ответить на 3 вопроса (по 20 сек размышления на каждый вопрос).

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" для учащихся старших классов. Сценарий с презентацией.

Цель: развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию
окружающего мира.
Задачи:
создание условий для проявления способностей, интеллектуальных умений учащихся;
развитие таких качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.
Вопросы.
1. По народным преданиям, на создание японской письменности и выбор существующих ныне иероглифов оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они? (Это куры со своим своеобразным отпечатком лапок)

2. Как европейцам нужно смотреть на арабские миниатюры, чтобы видеть их так, как видят арабы? (Арабы пишут справа налево, что наложило отпечаток на всю их культуру. Соответственно этому движется и глазное яблоко. Поэтому, чтобы движение глаза европейца совпало с движением глаза араба и он увидел истинную картину, нужно смотреть на миниатюру с помощью зеркала)

3. В первой половине 18 века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудреный парик, но треуголка была необходимым аксессуаром для поклонов)

4. Всем известна картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда"). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на полотне, в том время как эта деталь есть у каждого человека? (Брови)


5. На руку этой прекрасной дамы претендовали французы и англичане. При этом спор между ними перешел в вооруженное столкновение, в результате которого пострадала сама дама. Кто эта дама? (Венера Милосская. Статуя была найдена неповрежденной, на затем в результате вооруженного столкновения потеряла руки)

6. Как называлось на Руси занятие подмастерий, которые отбивали от бревна чурки для изготовления деревянных ложек? (Бить баклуши)

7. Как связано традиционное японское искусство миниатюрной скульптуры нэцке с японским кимоно? (Кимоно не имеет карманов, и все необходимые предметы прикрепляются к поясу с помошью брелка-противовеса. Роль такого брелка и играют нэцке)

8. Фрэнсис Дрейк при встрече с королевой Викторией поднял руку и прикрыл ею глаза. После объяснения корсаром смысла этого жеста королева даровала Дрейку титул. Как знаменитый пират объяснил свой жест? Что этот жест обозначает сейчас? ("Красота и великолепие королевы ослепили меня", - ответил Дрейк. Сейчас этот жест - отдание воинской чести)

9. В 14-16 вв. этот наряд носили мужчины. Начиная с 17 в., он стал исключительно женским. Названий у него было много: шторник, кумашник, пестряк, шубка и др. О каком наряде идет речь? (Сарафан)

10. Русский царь Алексей Михайлович на книге, посвященной соколиной охоте, сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей. Воспроизведите эту надпись. ("Делу - время, потехе - час". По словарю В.И.Даля, одно из значений слова "потеха" - соколиная охота)
11. Русская народная загадка спрашивает: "На что глядят, а не видят? Про что ведают, а не знают?" Древнегреческий философ Эпикур говорил так: "Пока я есть, ее еще нет, а когда она придет, меня уже не будет". О чем идет речь? (Смерть)

12. Как известно, государственный флаг Франции состоит из 3 полос: синей, белой и красной. Но ширина полос не одинакова. Они соотносятся так: 30-33-37. Почему? (Именно при такой пропорции полосы этих цветов кажутся одинаковыми)

13. Зачем в Афинах по ночам рабочие разбрасываю вокруг Парфенона специально привезенные куски мрамора? ((У туристов модно брать на память кусочки мрамора с развалин храма. Афинские власти вынуждены были пойти на этот обман, чтобы спасти выдающийся памятник от уничтожения)

14. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, на запад или на восток оно выходит. Какое "окно" было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург - "окно в Европу" - был построен как крепость, охраняющая западные границы России)

15. Каким образом широкие дамские юбки стали причиной массового истребления китов? (Куполообразные юбки 18 века сохраняли свой объем благодаря каркасам, лучшим материалом для изготовления которых служил китовый ус)

16. Почему французский писатель Ги де Мопассан предпочитал обедать в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Принадлежавший к числу ярых противников Эйфелевой башни, утверждавших. что она уродует облик Парижа, Мопассан предпочитал обедать в расположенном на ней ресторане потому, что это было единственное место в городе, где не видно эту башню)

17. С какой целью дамы в 16 в. носили подвешенные на цепочке к поясу шкурки животных? (На этих шкурках должны были собираться блохи, обильно заводившиеся в складках пышных платьев)

18. Супер-блиц (вопросы для одного игрока). Тема - " Календарь"
1) Всем известно время астрономическое, но существует и время биологическое. В каких единицах оно измеряется? (В поколениях)
2) Какие последствия для России имела запись, сделанная в 12 в. : " 30 января, пяток. До обеда день холоден и ведрен, а после обеда оттепелен... в нощи был мороз непомерно лют"? (Это была первая метеосводка. Так в Москве была организована служба погоды)
3) Отец с хитрой улыбкой задал сыну-первокласснику вопрос: "Назови самое большое, последнее число". Получив ответ, очень удивился. Какое же число назвал сын? (31. Это самое большое число дней в месяце)

19. Черный ящик.
Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это? (Соль. которой, например, пропитывали холщовый панцирь древнегреческого воина)

Презентация на тему: Игра Что? Где? Когда?

ПОЛОЖЕНИЕ

Об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

Общие положения

Настоящее Положение определяет цели и задачи интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», проводимой Томской областной организацией ВОС, порядок организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Цели и задачи

Основной целью интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала членов ВОС, пропаганда и популяризация интеллектуальных игр как действенной формы проведения содержательного досуга молодёжи.

Проведение Игры предполагает решение следующих задач:

Раскрытие интеллектуальных и познавательных способностей;

Развитие нестандартного мышления;

Использование возможности привлечения широкого круга потенциально талантливой молодежи к активной познавательной деятельности;

Содействие расширению сферы знаний;

Содействие развитию навыков межличностного общения, умения действовать в коллективе;

Апробация методики проведения турниров по интеллектуальным играм среди учащейся и трудящейся и наработка соответствующего опыта;

Привлечение внимания органов власти, средств массовой информации, общества к потребности молодёжи в повышении своего интеллектуального уровня.

Программа Игры

1. Чемпионат проводится по правилам Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» (приложение №1), в соответствии с «Кодексом спортивного ЧГК».

2. Вопросная дистанция чемпионата включает в себя сорок вопросов, разбитых на четыре тура по десять вопросов в каждом, нумерация вопросов сквозная.

3. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

4. По истечении каждого тура проводится сверка, в ходе которой игрокам сообщается количество засчитанных им ответов.

5. Основным показателем при определении итогового места команды является количество правильных ответов. В случае, когда несколько команд, имеют равный показатель, выявление победителя производится путём проведения мини-игры из трёх вопросов для данных команд.



Требования к участникам и сроки проведения Игры

В случае необходимости, оргкомитет имеет право переносить сроки и место проведения, а также изменять продолжительность Конкурса.

В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» может принять участие команда, подавшая заявку по форме (приложение №2) и в срок.

Форма участия в играх – командная. Состав команды 4-6 человек. К участию в игре допускаются молодые люди в возрасте от 14 лет.

Заявки на участие в Игре представляются в Томскую областную организацию ВОС не позднее, чем за 10 дней до проведения Игры по адресу: 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 6/2, тел/факс: 51-42-80, электронный адрес: [email protected].

По всем вопросам обращаться к Штанько Сергею Михайловичу, с.т. 8-923-404-2680.

Приложение №1

Правила игры «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда» - это командная игра, в которой команды соревнуются между собой в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. В соответствии с правилами спортивного «Что? Где? Когда?», определёнными в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?», игра состоит в следующем:

Играют одновременно все команды, участвующие в туре;

После окончания чтения вопроса, все команды получают одну минуту времени на размышление;

По окончании минуты на размышление команда должна сдать свой ответ на заданный вопрос на бланке;

Отсчёт времени начинается с команды «Время», подаваемой ведущим, сразу после завершения им чтения формулировки вопроса. По истечению 50 секунд ведущий объявляет: «Осталось 10 секунд». После того как время закончено ведущий подаёт команду: «Время вышло».

Командам даётся 10 секунд на написание и сдачу ответа после команды «Время вышло», поданной ведущим по окончании минуты на размышление. Бланк с ответом должен быть поднят вверх одним из членов команды не позднее 10 секунд, данных на запись ответа, иначе ответ не засчитывается. Ответы команд собирают секунданты и доставляют в жюри;

Жюри принимает решение о зачёте или незачёте ответа каждой команды;

Отсутствие ответа или сдача ответа не вовремя приравнивается жюри к неправильному ответу;

После завершения процедуры приёма ответов секундантами, ведущий объявляет правильный ответ и соответствующие вопросу комментарии;

Следующий вопрос тура зачитывается ведущим после краткой паузы длительностью от 5 секунд до 3-х минут;

Между 4 турами, каждый из которых состоит из 10-ти вопросов, предусмотрен перерыв для отдыха и подведения итогов длительностью от 5 до 10 минут;

Победитель определяется жюри на основании турнирной таблицы, содержащей число правильных ответов, данных каждой командой в туре;

В каждый момент за игровым столом может находиться не более 6 игроков. Никто не может в ходе турнира играть за две команды - ни одновременно, ни в разное время. Замены игроков могут производиться только в перерыве после тура;

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами;

В случае нарушения командой требований данного Положения либо правил или этики игры, команде может быть вынесено предупреждение, заносимое в протокол соревнования;

При повторном вынесении предупреждения команде, она решением организаторов может быть отстранена от участия в соревновании с аннулированием ее результатов и пересчетом рейтингов сыгранных ей вопросов. Ответы от отстраненной от участия в соревновании команды не принимаются.

Приложение №2

Форма заявки команды

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Воспитательное мероприятие по теме:

Дискуссия (игра: Что? Где? Когда?)

Составил: мастер п/о

Проценко Н.Н.

Челябинск 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Теоретический материал по направлению

«Дискуссия»……………………………………………………………….............3

    Сценарий проведения мероприятия…………………………………………....12

    Методическая разработка воспитательного мероприятия………………..…..13

    Список Интернет-ресурсов…………………………………………………...…15

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО НАПРАВЛЕНИЮ: «ДИСКУССИЯ»

Дискуссия - это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и интересующие проблемы обучающихся определенного возраста, намечаются пути их решения. Эти проблемы могут быть самыми различными. Например, такими:

Как быть современным человеком?

Легко ли быть умным?

Интересный человек - кто он?

Какая она - «красивая жизнь»?

Дискуссия поможет в решении следующих задач:

акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса или изучаемого учебного предмета;

выработать общее мнение по этим проблемам;

побудить к практическим действиям по изменению ситуации или ее улучшению.

Из мнений ребят, высказываемых в дискуссии, возникают вполне конкретные предложения по разрешению поставленной проблемы, вырабатываются условные рекомендации. В дискуссиях определяются инициативные группы или выбираются творческие команды для доработки предложений.

Условия эффективности проведения дискуссии:

1. Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.

2. Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (от 3 до 6), но формулировка должна быть четкой, а по содержанию вызывать интерес участников.

3. Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов и т. д.). До сведения участников

заранее доводятся тема, вопросы и рекомендуемая литература.

4. Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить дискуссия. В этих целях можно использовать плакаты, стенды с соответствующими материалами или различные иллюстрации (плакаты, фотографии), отражающие тему диспута.

5. Особое внимание уделить выбору ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии. Как правило, это должен быть уважаемый человек в данном подростковом коллективе, обладающий коммуникативными качествами, эрудицией и грамотной речью.

6. Продуманность этапов дискуссии, утвержденный регламент, умение организаторов предугадать ход дискуссии и поведение участников.

7. Временные рамки дискуссии. Наиболее эффективное время проведения - не более 1 ч. Если даже за отведенное время не будет окончательно разрешена главная проблема дискуссии, ее все равно необходимо умело и грамотно закончить или временно приостановить. При этом у участников резко возрастает мотивация продолжения дискуссии, которую можно провести уже в другое время.

8. Необходимо определить (выработать, составить) правила поведения или правила дискуссии. Они могут быть следующими:

1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения - основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть и тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

2. Правило внимательного слушания . Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Все придерживаются закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило «свободного микрофона» . Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать микрофон (слово) любому участнику дискуссии.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше 2-х мин. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности . Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы - факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.

6. Правило честного поведения . На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей.

7. Правило поднятой руки . Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего - подними руку и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

План проведения дискуссии, как правило, таков: ведущему в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов.

Собственно дискуссия - публичное обсуждение проблемы. Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, психологического настроя, социальной ситуации, места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, сдерживать свои эмоции и эмоции подростков, аргументировать выводы из предложения.

Выступая:

- излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;

- в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;

- не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления - признак развитого интеллекта;

- наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством.

Во время выступления:

- старайся понять предыдущего выступающего, даже если не согласен с ним;

- прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;

- не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты - точные факты и железная логика;

- не оскорбляй своих товарищей и предыдущих выступающих;

- внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;

- не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Дискуссии может помочь пресс-группа, которая выполняет одну или несколько из следующих функций:

Фиксирующая . Пресс-группа (секретариат) ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения...

Аналитическая . Пресс-группа (группа экспертов-аналитиков) анализирует процесс и содержание результатов деятельности, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.).

Управляющая . Пресс-группа - катализатор процесса - вносит («подбрасывает») вопросы или проблемные ситуации для обсуждения, просит уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет.

В последнее время в учебных заведениях стала популярной такая форма дискуссии, как «дискуссионные качели». Суть этой занимательной формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску (веревочный маятник) раскачивают «качели»; чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». В данном случае в дискуссию вступают две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу - «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию - «за» и «против» аргумента ведущего, «оптимисты» и «пессимисты». Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» - начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что...» - отвечает другая сторона.

В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия - метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами.

Использование дискуссионного метода во внеклассной деятельности по учебному предмету или во внеклассной работе очень полезно и необходимо, так как в грамотно организованных спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление познать истину, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, развивать коммуникативные навыки и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений .

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно - ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление студента обусловливается ее целостно- ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создавать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения, во что бы то ни стало и победить.

Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.

Дискуссия- диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнение, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

Дискуссия - спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель - не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие: информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений; правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента; установление регламента выступления участников; полная включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней, для чего необходимо:

привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,

проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,

расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие общение,

предоставить каждому студенту возможность высказаться,

обучать студентов умению вести дискуссию, совместно вырабатывать правила и нормы групповой коммуникации;

В дискуссии особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должна доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая студентам свою точку зрения.

При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников дискуссионного общения, которое зависит от типа и вида дискуссии. Экспериментальные исследования доказывают, что расположение в пространстве влияет на позиции участников дискуссии. Экспериментально установлено, что для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии - диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников.

10

Подготовка преподавателя и студентов к дискуссии

По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим и направляемые дискуссии. Дискуссии, применяемые в процессе обучения, являются преимущественно управляемыми преподавателем или студентом (при условии его готовности к ее организации).

Основные шаги при подготовке к дискуссии: выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение студентов выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить студентам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению; тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются студентам. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа студентов.

    СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

    Разработка сценарного плана

    Создание слайд - презентации

    Общая координация во время мероприятия

    Ведение программы

    Подведение итогов мероприятия

    Завершение проведения

    Анализ мероприятия, рефлексия

    Сдача методических материалов по мероприятию в методическую папку отдела.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: Закрепить знания по пройденному материалу второго курса. Убедится в том, что материал, который им объясняли на модулях они усвоили.

Основные задачи игры: «Что? Где? Когда?»:

Ознакомить с понятие дискуссия, а также с историей и правилом прохождения данной игры;

Выявить умения и знания в данной игре;

Форма проведения: Дискуссия, обсуждения вопросов двумя командами.

Средства организации: ПК, мультимедийная система.

Действующие лица: Резепина И.И., Аскарова Ю.Р.

Продолжительность: 90 мин

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, включающий в себя:

    Название мероприятия: Игра: Что? Где? Когда?

    Направление воспитания: Дискуссия

    Цель: Понять, что является жизненными ценностями нынешних подростков в возрасте 16-18 лет

    Задачи воспитательного мероприятия: классные часы

    Форма организации: Дискуссия (обсуждение различных вопросов между двумя командами)

    Место проведения: Кабинет классного руководителя групы: ТП-201 Акимжановой А. Б. (1202). Продолжительность классного часа - 90 минут.

    Действующие лица: Ими являются студенты группы ТП-201, в количестве 11 человек, в возрасте (16-18 лет).

Классный руководитель данной группы: Акимжанова А.Б.

Практиканты группы ПО-406: Резепина И.И. в возрасте (20 лет).

    Средства воспитания (необходимые для проведения дела инструменты и материалы).

    Технические средства: мультимедиа

    Художественное оформление: презентация

    1. ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ: Ознакомить ребят с таким понятием, как «дискуссия», провести игру: «Что? Где? Когда?»

      СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН (Ознакомление с понятием «Дискуссия», где будут использовано художественное оформление (презентация), проведение самой игры, подведение итогов.

      АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

    СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

http://tolkslovar.ru/d3897.html

Познавательная и развлекательная программа для детей.

Игра "Что? Где? Когда?" в начальной школе

Цель: развивать мыслительную способность, находчивость, смекалку; укреплять навыки и знания по русскому зыку; воспитывать ответственность, организованность; учить детей проводить свободное время полезным для себя.

Оборудование : плакаты «Один за всех и все за одного», «Что? Где? Когда?»; карточки кроссворды.

Дорогие ребята, сегодня мы с мальчиками V и IV группы проведем мероприятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Будут соревноваться две команды:

V гр: «Находчивые гномики» и IV гр: «Остроумные»

Просим вас сидеть тихо, не шуметь и не подсказывать, если подскажите, снимут очко команды.

Таким образом, открываем программу:

1. Какой звук чаще всего слышим?

Ведущий читает стих, а ребята записывают у себя на бумаге звуки:

1к. А) У сени и Сани в сетях сом с усами;

Б) Ученик учил уроки - у него в чернилах щеки;

В) Мороза моржи не страшатся,

Моржи на морозе резвятся;

2к. Г) Про пестрых птиц поет петух,

Про перья пышные, про пух;

Д) Белый снег, белый мел, белый заяц, тоже бел;

Е) Скажи по тише: « Шесть мышат»,-

И сразу мыши зашуршат.

2. Будь внимателен!

Ведущий читает стих, а дети записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.

Что случилось? Очутившись на полу,

Что случилось? Поломала хвостик у?

С печки азбука свалилась! Ф, бедняжку, так раздуло-

Больно вывихнула ножку Не прочесть ее никак!

Прописная буква М, Букву Р перевернуло-

Г ударилась немножко Превратило в мягкий знак!

И рассыпалась совсем! Буква С совсем сомкнулась-

Потеряла буква Ю Превратилась в букву О.

Перекладинку свою! Буква А, когда проснулась,

Не узнала никого.

3. Загадки.

Через речку лег, пробежать помог./Мост/

1. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?/Врач/.

2. Крепка железная рука,

Любая тяжесть ей легка /Кран/.

3. Красна, вкусна, внутри косточка. /Вишня/

4. Нет моей походки тише,

И меня боятся мыши./Кот/.

5. Когда со мной умываются,

То слёзы появляются/Мыло/

6. Солнце под потолком

7. Светит вечерком./Лампочка/.

8. Лёгкий, круглый, но не мяч,

Не прыгает он вскачь.

На веревочке висит, развяжется-улетит/Шар/

9. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь /Жук/

10. Не бьет, не ругает, а от него все плачут/Лук/

4. Точка.

Ведущий командам раздает карточки:

1к: кис. 2к. кар.

Из этих слогов добавляя слово/точка/ составить новое слово.

5. Игротека.

Южное дерево/пальма/

Танец/полька/

Одежда/пальто/

Мелкая рыба/килька/

Дорога для поезда/рельсы/

Части руки/пальцы/

(Карточки готовится обеим командам)

6. Составление слов.

Ведущий: из одного слова составить слова, нет других букв, которые не вошли в слово.

Автомобиль: /атом, бом, моль, том, вал…/.

7. Угадай последнее слово и запиши.

1. Не поедет без бензина

Наша быстрая…/машина/

2. Ты к обеду положи

Ложки, вилки и…/ножи/.

3. Для мамы сегодня

Внимательный сын

Чудесные розы поставил в…/кувшин/

4. Стали звездочки кружится,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а…/снежинки/

5. Захотели малыши

Поточить…/Карандаши/

6. Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся…/мыши/

7. Рыбалову, вот так штука,

На крючок попалась…/щука/

8. Удивляется наш Сашка:

Блюдце есть, а где же…? /чашка/

9. Собирают ребятишки

В парке желуди и…/шишки/

10. Я откликаться не хочу.

Меня зовут, а я…/молчу/

8. Заполни клетки.

· Плод в скорлупе/орех/

· Инструмент, которым рубят /топор/

· Тот, кто носит красный галстук. /пионер/.

· Много-люди, один-…/человек/

· Завтрак, … , ужин/обед/

· Водитель машины/шофер/

· Место, где растут овощи/огород/

Мелкая зимующая птица/воробей

/первая карточка-1 команде, вторая-2 команде/.

9. Игротека/вопросы/.

1. Ночная птица /Сова/.

2. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока /звонок/

3. Столовая для зимующих птиц /кормушка/

4. Нижняя конечность человека /нога/

5. Дом диких животных в земле /нора/

6. Домашнее животное, дающие молоко /корова/

7. Капельки влаги на траве /роса/

8. Узкая протоптанная дорога /тропинка/

9. Свободное от деревьев место в лесу /поляна/

10. Домашняя животное /коза/

11. Птичий дом/гнездо/

12. Ползающее животное с извивающимся туловищем/змея/

13. Сиденье для езды верхом на лошади/седло/

14. Человек, охраняющий лес /лесник/

15. Маленький населенный пункт /село/

16. Прибор, которым взвешивают /весы/

17. Предмет, которым украшают верхушку новогодней ёлки /звезда/

18. Холодное время года /зима/

19. Предмет, на котором готовят пищу /плита/

20. Столярный инструмент /пила/

А теперь слово дается жюри. Награждение команд.

Много времени занимает подготовка, но дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях.

Цель:

1. Проверить интеллектуальное развитие детей.

2. Развивать скорость мышления и познавательные интересы.

3. Воспитывать желание получать знания из других источников литературы.

4. Учить работать группами (командами).

Оборудование: презентация, ребусы, карточки, кроссворды, игры.

Ход проведения интеллектуальной игры в начальной школе

Ведущий. Рада приветствовать вас в нашем зале!

Участникам желаю все понять

и первыми в ответах стать!

Поэтому отправляемся все в путь,

Нас интересные вещи ждут!

Поприветствуем друг друга аплодисментами!

«Приветствие команд»

Для победы все представители команды должны быть как одно целое. Сейчас вы покажете всем, действительно ли вы - команда?

(представление команд - название и девиз)

1.Приветствие

1к. «Юные следопыты»

Девиз: «Реки, горы и моря -

Это все моя Земля!»

2к. «Друзья природы»

Девиз: «Пойдем полем, лесом, лугом

Буду я природе другом!»

3к. «Помощники»

Девиз: «Наш девиз всегда таков:

Больше дела, меньше слов...»

2. Разминка

(все принимают участие)

Каждому ученику по 2 вопроса

1. Без топора и без рук, а дом строит.

а) тень;

б) мороз;

в) птичка;

г) человек.

Правильный ответ: в) птичка

2. Специальность доктора Айболита:

а) хирург

б) ветеринар;

в) санитар;

г) окулист.

Правильный ответ: б) ветеринар

3.Какие птицы первые прилетают из теплых краев?

а) скворцы, грачи;

б) воробьи, ласточки;

в) снегири, вороны;

г) журавли.

Правильный ответ: а) скворцы, грачи

4. В какое время года отмечают праздник Рождества?

а) весной;

б) летом;

в) осенью;

г) зимой.

Правильный ответ: г) зимой

5. Какое из этих животных является грызуном?

а) тигр;

б) кошка;

в) хомяк;

г) сова

Правильный ответ: в) хомяк

6. Из чего вырастают растения?

а) плода

б) корня;

в) цветки;

г) семян.

Правильный ответ: г) семян

7. Каким залегает медведь в берлогу?

а) худым;

б) сильным;

в) жирным;

г) слабым

Правильный ответ: в) жирным

8. Какой важный витамин содержится в лимоне?

а) витамин А;

б) витамин С;

в) витамин Д;

г) витамин Е

Правильный ответ: б) витамин С

9. Что относится к живой природе:

а) звезды;

б) солнце;

в) растения;

г) вода.

Правильный ответ: в) растения

10. Родич рака, ходит боком, живет в море?

а) скорпион;

б) краб;

в) морской конек;

г) рак

Правильный ответ: б) краб

11. Кто из персонажей стихотворения А. Барто вздыхал: «Ох, досточка качается...»

1) мишка

2) зайка

3) бычок

4) лошадка

12. У какого растения никогда не бывает цветов?

1) у папоротника

2) у кактуса

3) у каштана

4) у картофеля

13.Третий день недели:

а) понедельник;

б) среда;

в) четверг.

14.Как цветок зацветает первым?

а) тюльпан;

б) мак;

в) подснежник.

15. Что растет зимой?

а) елка;

б) сосулька;

в) береза.

16. Какая река протекает через г. Краснодар - ...

а) Белая;

б) Пшеха;

в) Кубань.

17.Чипсы изготавливают из...

а) моркови

б) яблок;

в) картофеля.

18.Калина - это...

а) дерево;

б) куст;

в) травянистое растение.

19.Пасажир, который едет без билета...

а) кролик;

б) заяц;

в) лис.

20.Как называется подземная часть растения?

1) Почка

2) корень

3) цветок

4) стебель

21. У кого есть желтые пятна на голове?

1) жираф

2) лев

3) змея

4) уж

22. Как называется книга, куда заносят названия вымирающих видов растений и животных?

1) Конституция

2) Энциклопедия

3) «Красная книга»

23. Человек, который охраняет лес

1) Геолог

2) Журналист

3) Лесник

4) Учитель

24. Какой цветок называют цветком солнца?

1) Одуванчик

2) Лилия

3) Подсолнечник

4) Тюльпан

25. Какое животное строит через реки плотины?

1) Барсук

2) Выдра

3) Бобер

4) Черепаха

26. Как называются животные, которые питаются другими животными?

1) Домашние

2) Дикие

3) Хищные

4) Домашние

27. Кто из этих животных впадает в спячку?

1) Волк

2) Лиса

3) Еж

4) Кабан

28. Столица нашей страны?

1) Москва

2) Санкт-Петербург

3) Краснодар

4) Сочи

3. Конкурс кроссвордов

Разгадать кроссворд

Для каждой команды -10 баллов при правильном отгадывании

Конкурс для всех детей

Игра «Бывает-не бывает»

В лесу метель, а медведь малину собирает.

Снежок землю покрывает, а в саду яблонька созревает.

Села бабочка на снежинку.

Снег идет - грибы растут.

Дети купаются в реке, снегири поют в кустах.

Аисты улетают в теплые края, зацвели вишни.

С деревьев опали листья, насекомые попрятались в кору деревьев.

Игра «Да или нет?»

Скажи, поет ли сом песни? (Нет).

Умеет ли плавать гусь? (Да).

Красный мак в январскую пору цветет? (Нет).

А крокодилы на сосне свои строят гнезда? (Нет).

Если не будет есть три дня, верблюд ходить сможет? (Да).

Когда рассердится еж, слона он убить сможет? (Нет).

4. Мой умный звонкий мяч

(Капитан от каждой команды)

Задача - ударяя мяч в пол, следует назвать слово:

1 ученик -10 растений

2 ученик - 10 животных

3 ученик - 10 птиц

Перед конкурсом участники тянут карточку - какую тему выбрали

(10 ответов - 10 баллов)

5. Задания из сумки

Вопросы для сумки

1. Пудель Мальвины (Артемон)

2. Пес Дяди Федора (Шарик)

3. Пантера из сказки «Маугли» (Багира)

4. Кот из Простоквашино (Матроскин)

5. Черепаха из сказки про Буратино (Тортила)

6. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

7. Муха, которая напоила всех чаем (Цокотуха)

8. У кого в голове опилки (Винни-Пух)

9. Чем ловил рыбу волк из сказки «Лиса и волк»? (Хвостом)

10. Как звали собачку, которая помогала тянуть репку? (Жучка)

11. Как звали съедобного сказочного персонажа? (Колобок)

12. Как звали девочку, у которой кроваткой была скорлупа ореха, а лепесток розы как одеяло? (Дюймовочка)

13. В какой сказке герой получил от черепахи золотой ключик? (Приключения Буратино)

6. Ребусы

Игры

«Деревья - кусты»

«Оседлые - перелетные»

«Хищные - домашние»

Разложить по группам (20-10б.)

Подведение итогов, награждение грамотами (командам)