Тему неоконченная страница истории 1991 настоящее время. Неоконченная история
ЦЕЛЬ: проанализировать проблемы и трудности перехода от социалистической плановой системы к рыночной экономике, изучить процессы реформирования политической, социальной и духовной сфер общества на рубеже 20-21 веков.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: рыночная экономика, демократизация, качество жизни, экологическая безопасность, террористическая угроза.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Б.Н.Ельцин, Е.Т.Гайдар, В.В.Путин, М.А.Медведев, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов, В.С.Черномырдин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Преобразования в политической системе и структуре государственного управления.
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
История России: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобоева. М.: Высш. шк., 2003. С.436-464
История России: Учеб.: Для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2005. С. 468-495
Русская история с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие для студентов вузов / Дворниченко А.Ю. и др. 5-е изд. СПб.; М.: Лань, 2004. С. 410-425
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Ельцин Б.Н. Записки президента. М.: Огонек, 1994.
Ельцин Б.Н. Президентский марафон. М.: АСТ, 2000.
Зенькович Н.А. Борис Ельцин: разные жизни: в 2 кн. М.: Аспект-пресс, 2001.
Зенькович Н.А. Путинская энциклопедия: семья, команда, оппоненты, преемники. М.: Олма-пресс, 2006.
Конституция Российской Федерации. М.: Норма, 2002.
Коржаков А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интербук, 1997.
Неоконченная история: Беседы Михаила Горбачева с политологом Борисом Славиным. М.: Олма-пресс, 2001.
Медведев Р.А. Владимир Путин. М.: Молодая гвардия, 2008.
Медведев Р.А.Дмитрий Медведев – президент Российской Федерации. М.: Время, 2008.
Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. 2002. № 4/5.
Россия 1993-2008: итоги трансформации / под ред. Р. Крумма, В. А. Рыжкова. М. : Моск. шк. полит. исследований, 2009 .
Селезнев Г.К. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М.: ВЛАДОС, 2001.
Согрин В.В. 1985-2005: три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3.
Федулова Н.Г. Проблемы безопасности и военного сотрудничества в рамках СНГ // Отечественная история. 2000. № 4.
Хоскинг Дж. Россия и русские: в 2 кн.: Пер. с англ. М.: АСТ, 2003. Кн.2.
Чадаев А.В. Путин. Его идеология. М.: изд-во «Европа»,2006.
Эпоха Ельцина: Очерки полит. истории / Ю.М.Батурин и др. М.: Вагриус, 2001.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Портрет исторического деятеля (по выбору: Б.Н.Ельцин, В.В.Путин, Д.А.Медведев).
Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.
Национально-государственное строительство на территории бывшего СССР.
Пермь: экономический, социальный и культурный портрет города на рубеже тысячелетий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Ермолаева Л.К. , Демидова А.Р., Захарова Н.Г., Захваткина И.З. Казакова Н.В., Карпенко И.А., Лебедева И.М. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3. (XX – XXI века). 9 класс. СПб: Издательство «СМИО Пресс»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
9 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛЬ курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
- Создать условия для формирования у учащихся:
- познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию города;
- оценочных суждений о культурном наследии Санкт-Петербурга, о современных проблемах города, о поведении горожан – носителей петербургской культуры;
- отношения к городским объектам, музейным экспозициям, семейным реликвиям, городским и семейным традициям, как к наследию, необходимому всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленному предками и обогащаемому его современниками.
- Содействовать формированию у учащихся умений, необходимых для:
- поиска информации о природно-культурном и культурном наследии города/края;
- комфортного проживания в городе мегаполисе и самореализации в нем;
- ориентации в культурном пространстве города;
- поведения, соответствующего грамотному/цивилизованному горожанину, петербуржцу;
- полноценного использования горожанином культурного потенциала города.
- Способствовать освоению учащимися знаний , необходимых для понимания/осознания ими
- роли города как феномена культуры;
- значения Санкт-Петербурга и его наследия в России в прошлом и настоящем;
- роли горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфики формирования петербургского населения;
- особенностей бытования петербуржцев на протяжении всего периода существования города и на современном этапе (условий их жизни, традиций их повседневной и праздничной культуры, общих проблем городской жизни);
- проблем сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия Петербурга.
- Введение – 2 ч
- Наш край до основания Петербурга (с древнейших времен до 1703 года) – 10 ч
- Санкт – Петербург – столица Российской империи (1703 – 1801 гг) – 21 ч
- Итоговое повторение – 1 ч
- Введение-1 ч
- Столица крепостнической России (первая половина XIX века) – 16 ч
- Капиталистический Петербург (вторая половина XIX — начало XX вв. – 15 ч
- Наш край в XIX –начале XX вв. – 2 ч
ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) — 30 часов
Введение — 2 часа
Довоенный социалистический город (1917-1941 гг.) — 12 часов
Ленинград – город-герой (1941-1945 гг.) — 4 часа
Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.) — 8 часов
НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) — 7 часов
Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время — 1 час
Санкт-Петербург – место жительства горожан — 2 часа
Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации — 4 часа
Итоговое повторение — 1 час
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.