Откровения помощника машиниста о работе, отношениях в коллективе и животных на дороге. Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества

Первый шаг медкомиссия

В метро и на пригородных электричках то и дело объявляют о приеме на работу машинистов. Довольно скромные начальные требования (достаточно быть мужчиной до 40 лет со средним образованием) и неплохая зарплата привлекает многих, но путь к креслу «капитана электропоезда» оказывается долгим и полным препятствий…

Машинисту нужно обладать железным здоровьем: управлять электропоездом – работа вредная. Это большая нагрузка на зрение и слух, воздействие электромагнитного излучения и вибрации, пыльный воздух (в том числе и металлическая пыль, особенно в метро). Не случайно рабочий день машиниста (или ночь) начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь. Поэтому, где бы вы ни решили учиться: в одном из электродепо (если речь идет о метро) или в колледже (для работы на электричках), первое, с чем придется столкнуться – суровая медкомиссия. Сначала врачи тщательно проверят ваше здоровье, затем вы пройдете психологическое тестирование, чтобы узнать, готовы ли вы нести ответственность за сотни людей, быть собранным и внимательным долгое время, принимать решения буквально за доли секунды.

В некоторых учебных заведениях, например в специализированном Железнодорожном колледже N 52 , требования мягче: достаточно принести обычную медицинскую справку (086-у). Однако перед последней – поездной – практикой вам все равно предстоит пройти медкомиссию по полной программе: за два года учебы здоровье может ухудшиться (зрение – из-за компьютеров, слух – из-за плееров и т. д.). И если какие-то показатели окажутся ниже нормы (на медкомиссиях отсеивается большая часть кандидатов), то машинистом вам не быть – придется довольствоваться профессией слесаря и заниматься ремонтом вагонов.

Основные этапы медкомиссии:

    проверка зрения (оно должно быть идеальным), состояния глазного дна

    аудиограмма (проверка слуха)

    велоэргометрия

    флюорография

    анализы, справки о прививках, выписка из медицинской карты

    осмотри врачей-специалистов: хирурга, невролога, стоматолога, отоларинголога, терапевта.

Если есть отсрочка от службы в армии, то она не должна быть связана со здоровьем. Медкомиссию машинисты проходят раз в три года.

В машинисты через колледж

Если со здоровьем и психикой все в порядке, можно приступать к обучению. Машинистов электропоезда в Москве готовят два учебных заведения: Железнодорожный колледж N 52 иМосковский колледж железнодорожного транспорта . Здесь в рамках начального профессионального образования (НПО) можно за десять месяцев (после 11 класса) или за два года и десять месяцев (после 9-го) выучиться на помощника машиниста. В принципе, для старта в профессию этого может быть достаточно, но лучше получить более глубокие знания и среднее профессиональное образование (СПО), поступив на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Учеба займет два года и десять месяцев после 11 класса и почти четыре года – после 9-го, зато выпускники колледжа получают более высокую квалификацию «техник».

Для поступления в Железнодорожный колледж N 52 после 9-го класса нужно сдать экзамен по физике и русскому языку (диктант), после 11-го – по математике и русскому (изложение). В Московском колледже железнодорожного транспорта вас ждет русский язык (диктант) и математика (устно).

В ходе учебы вы получите разряд слесаря по ремонту подвижного состава (сдав экзамен после производственного обучения), а потом приступите к изучению основных дисциплин: техническое обслуживание электропоезда, автотормоза и др.

На учебу в подземку

В колледжах готовят универсальных специалистов как для пригородных поездов, так и для метро, но желающие работать в метро обычно предпочитают другой путь: выбирают депо (линию метро), приходят в соответствующий отдел кадров и заявляют о своем намерении стать машинистом. Депо направляет кандидата на подготовку в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена.

Учеба – насыщенная: сначала нужно пройти обязательную слесарную практику и получить разряд, потом изучить оборудование электропоезда, познакомиться с многочисленными инструкциями и профессиональной терминологией.

Вячеслав Гаранин , начальник УПЦ Московского метрополитена:

– За последнее время нам удалось существенно сократить сроки обучения: теперь помощников машиниста мы готовим за один месяц, а машинистов – за полгода. Это удалось сделать за счет внедрения современных технологий: компьютерных программ, позволяющих подробно изучать оборудование вагонов, учебных фильмов (чтобы увидеть своими глазами, как, например, собирают вагоны, не приходится ехать на завод), уникальных тренажеров, готовых иллюстрированных конспектов для каждого учащегося (они на 70% экономят время преподавателя).

Финал первого этапа обучения – поездная практика. Она проходит в течение нескольких недель на электропоезде по конкретному маршруту. Важное условие – к этому моменту учащемуся уже должно исполниться 18 лет. После успешной сдачи экзамена выпускнику присваивается квалификация «помощник машиниста». Ему предстоит отработать в этой должности от нескольких месяцев (в метро) до двух лет (на пригородных поездах): проверять техническое состояние поезда, наблюдать за посадкой, реагировать на обращения по связи «пассажир-машинист» и, конечно, перенимать у машиниста опыт в управлении электропоездом.

Здесь управление локомотивом познается на новом уровне: будущие машинисты занимаются на тренажерах, имитирующих управление поездом, учатся выходить из аварийных ситуаций. Обучение длится четыре-шесть месяцев, после чего выпускник получает право на управление электропоездом.

Наконец, «обстрелянный» новичок садится за контроллер машиниста – главный рычаг управления поездом. Он должен набраться опыта, вырасти от машиниста 4 класса до машиниста 1-го, а за тем и занять должность машиниста-инструктора. Чтобы повысить разряд, машинист снова проходит обучение и сдает экзамен.

Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, депо может предложить бесплатное обучение в Московском государственном университете путей сообщения, а у специалиста с высшим инженерным образованием на железной дороге значительно больше возможностей роста. Так, в администрации ОАО РЖД или в Управлении государственного железнодорожного надзора есть руководители, когда-то работавшие машинистами.

Карьера и зарплата

Объем пассажирских перевозок постоянно растет, линии развиваются. поэтому пригородные поезда и метро испытывают постоянную потребность в машинистах и помощниках. Но, прежде чем связать свою жизнь с управлением электропоездом, следует знать: это работа не на год-два. Для того чтобы стать «своим» на железной дороге, ей придется посвятить большую часть жизни. Зарплата у помощников машиниста от 15 тыс. р., машинисты со стажем, получая премии и надбавки, зарабатывают до 25-30 тысяч р.

Работа в метрополитене есть всегда. А самые доходные вакансии здесь - это машинист. Как стать машинистом метро в Москве и что нужно, чтобы работать по данной специальности? Давайте узнаем.

Очень часто можно слышать объявления в метро о наборе на обучение машиниста электропоезда метрополитена.

Это означает, что вакансии практически всегда есть, работой будут обеспечены все желающие и достаточно много привилегий у работников. Так ли это на самом деле и так ли просто стать машинистом метро?

Что нужно, чтобы стать машинистом метрополитена?

Для начала, надо оценить реально своё здоровье, потому что даже просто проезжая в метро пассажиром многие некомфортно себя чувствуют, закладывает уши, постоянный шум приводит к головной боли.

Если такие нагрузки никак не сказываются на самочувствии, можно начинать первые шаги к получению профессии машиниста. Для подробной информации необходимо обратиться в отдел кадров метрополитена и узнать, что нужно, чтобы стать машинистом метро.

Обратиться в отдел кадров, конечно же, надо с документами, удостоверяющими личность, с военным билетом, документом об образовании, и при этом быть не старше 40 лет, не иметь судимости и только тогда получить направление на медицинскую комиссию.

Комиссия очень сложная, надо получить заключение более 20 врачей, основное внимание уделяют зрению, слуху, стрессоустойчивости, работе сердца.

Если заключение медицинской комиссии будет – «годен», можно сделать следующий шаг к тому, чтобы стать машинистом метро. Этот шаг – обучение.

На обучение принимают только мужчин, женский труд в должности машиниста не допускается. Обучение можно пройти в учебно-производственных центрах метрополитена. Это самый короткий путь к профессии, которым пользуется большинство желающих стать машинистом метро.

Так же можно отучиться в железнодорожных колледжах, это будет сложнее и дольше по времени. Обучение же в учебных центрах на помощника машиниста - 1 месяц, на машиниста - 6 месяцев.

Но это не означает, что отучившись 6 месяцев можно сразу стать машинистом. Сначала за 1 месяц учебы получают квалификацию помощника машиниста, умеющего проверить состояние поезда, обнаружить неисправности и прошедшего поездную практику на определённом маршруте с наставником.

После удачной сдачи экзамена придётся некоторое время работать помощником машиниста, проверять состояние электропоезда, следить за посадкой пассажиров, реагировать на вызовы от пассажиров и, конечно же, перенимать опыт машиниста в управлении электропоездом. В среднем, через 1- 1,5 года работы из помощников можно перейти в машинисты.

Как стать машинистом метро в Москве?

Что нужно, чтобы стать машинистом метрополитена в Москве? Для работы в московском метрополитене требования такие же, как и в любом другом, только дополнительно требуется прописка Москвы или московской области. Все остальные требования такие же: медицинская комиссия, образование, служба в армии, возраст до 40 лет, отсутствие судимости.

Если все эти требования соблюдены – можно пробовать свои силы и стать машинистом метро в Москве, начав с учебы на машиниста в учебном центре.

За время учебы выплачивается стипендия около 20 тысяч рублей. За счет внедрения современных технологий (компьютерные программы, тренажёры) обучение проходит быстро и качественно. Предпочтение отдается тем претендентам, кто пришёл переучиваться с другого вида транспорта – трамвая или электропоезда РЖД.

Что нужно, чтобы работать в метро машинистом?

Завершение учебы ещё не означает, что работа будет удовлетворять всем требованиям. Что нужно, чтобы работать в метро машинистом? Большое желание, целеустремлённость, физическая и психологическая выносливость, способность быстро переключать внимание, хорошая память, стрессоустойчивость, умение быстро снять напряжение и успокоиться, а также чувство юмора, без которого сложно работать в постоянном напряжении и стрессе.

И ещё, чтобы работать в метро машинистом:

  • нужно быть готовым к перегрузкам,
  • напряжению на глаза и слуховой аппарат,
  • нужно быть готовым в ночные смены отдыхать в комнате отдыха в метро,
  • нужно уметь перекусывать прямо во время движения,
  • быть готовым выполнять более 50 инструкций во время смены,
  • всегда быть готовым к внештатной ситуации, к аварийной ситуации в пути и спасению жизни людей.

Вот как стать машинистом метро. И нужно понимать, что в любой аварийной ситуации именно машинист является единственным знающим человеком, который может помочь.

Работа осуществляется по определённому маршруту, по которому сначала проходит стажировка, а уже потом допускают до самостоятельного управления. На разных ветках метрополитена свой штат работников.

С точки зрения доходов, лучше стать машинистом метро в Москве. Именно в столице у работников этой специальности самые высокие доходы. Им уступают машинисты Санкт-Петербурга, а еще ниже получают во всех остальных городах.

В железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится . Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив .

Особенности профессии

К особенностям профессии относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с . Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Макс Рублёв, сотрудник Службы профориентации, обучения и развития персонала Московского метрополитена

Где обучают на машиниста метрополитена?

Если вы москвич, то вам надо будет заглянуть в район станции метро «Варшавская». Там находится Учебно-производственный центр московского метрополитена, где производится подготовка всех специальностей метрополитена, в том числе и машинистов. Для того, чтобы стать машинистом, необходимо прийти на станцию метро "Выставочная", в Центр подбора персонала, там всё покажут, подскажут и объяснят.

Можно ли стать машинистом метрополитена в зрелом возрасте?

А почему нет? У нас работодатели часто указывают в вакансиях «не старше 35 лет», но если открыть Трудовой кодекс, то вы увидите, что там не прописано, до скольких лет можно брать человека на работу. Мы государственное предприятие, соответственно, мы работаем согласно законам Российской Федерации.

Человек может прийти и попытаться устроиться к нам и в 35 лет, и в 40, и в 55, но дело в том, что у нас очень жесткая медкомиссия, и если есть какие-то проблемы со здоровьем, с сердцем, с глазами, то, увы, просто не возьмут. А если все нормально, то почему бы и нет. Но будет очень тяжело учиться, потому что материала много, он очень насыщенный, но если человек хочет, то кто его остановит? Во всяком случае, не мы.

Как выглядит обычный рабочий день машиниста?

Ну начнем с самого утра. Машинист выспался, проснулся, отдохнул – это очень важно – позавтракал и пошел на работу.

Первое, что он делает – приходит в медицинский пункт, где проверяются его физические данные: измеряются давление и пульс, с помощью компьютера определяется индекс напряженности и проходит проверка на алкоголь – продувка трубкой. Если все нормально, машинисту выдается маршрутный лист, ставится печать, что к работе готов.

После этого он идет на линейный пункт. Там он изучает бумаги – инструктажи, которые вышли за время его отсутствия. Затем расписывается и общается с машинистом-инструктором, который проверяет знание действующих инструктажей. После этого он по расписанию (всё уже расписано по часам) садится на поезд и начинает работать.

Продолжительность смены от 6 до 8,5 часов – согласно трудовому кодексу, с обедами, подменами и прочим. Отработав восемь, семь или шесть часов, машинист заканчивает смену, приходит на линейный пункт, пишет в маршрутном листе окончание смены, расписывается и сдает маршрутный лист. На основании этого производится оплата.

Какая зарплата? От чего она зависит? Есть ли возможность подработать?

Зарплата у нас может достигать 100 000 рублей. Зависит она от выслуги, стажа и нормы часов. Каждый месяц разная норма часов: официально московский метрополитен работает 6/6 – то есть шестичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя. А дальше стаж, классность, выслуга и прочее. Так что, когда ты уже достаточно много работаешь, то у тебя реально хорошая большая замечательная зарплата.

Возможности подработать не просто нет, она у нас – если я не ошибаюсь – даже законодательно запрещена! Мы возим людей, поэтому машинист должен приходить на работу отдохнувшим и выспавшимся. От него зависят чужие жизни.


Какие навыки и особенности характера нужны машинисту метро? Какие есть противопоказания?

Четкость, пунктуальность, ответственность. Если ты на работу проспал и раз, и два... ну как тут тебе работать дальше? Это же поезд, он ждать не будет. Значит, кто-то другой уедет вместо тебя.

Зрение должно быть стопроцентным, слух прекрасным, сердце здоровым, легкие... Конечно, курение у нас не поощряется, но кое-кто покуривает.

Главное – никакого «чуть-чуть», мол, чуть до стопроцентного зрения не хватает, или сердечко иногда пошаливает или на ухо немного туговат. Еще раз повторюсь – мы отвечаем за людей, это очень серьезно и никаких поблажек и исключений быть не может. Очень многие кандидаты, которые хотели быть машинистами, но не проходили по зрению, делали лазерную коррекцию и потом уже приходили работать.

Что касается психологической стороны, то у нас есть на метрополитене служба, которая контролирует психологическое состояние машиниста и других работников.

Есть ли девушки в этой профессии?

Девушек в нашей профессии нет, потому что в 2000 году был принят документ «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В нем, как вы понимаете по названию, были перечислены профессии, в которых не может быть женщин. Из-за особо тяжелых условий. И профессия «машинист электропоезда» попала в этот список. Но, возможно, когда весь подвижной состав будет заменен на новый, этот закон будет отменен или в него будут внесены исправления, чтобы женщины тоже могли работать. Потому что во многих странах есть женщины-машинисты, которые прекрасно справляются с обязанностями и замечательно себя чувствуют.

Какие плюсы и минусы у этой профессии?

Плюс – конечно, зарплата. Еще ломаный график – например, в середине недели может быть выходной или с ночной смены отсыпной, так что куда-то можно поехать, что-то сделать. Но, увы, это же и минус, потому что – день рождения на работе, Новый Год на работе... или люди празднуют, а тебе нужно лечь спать пораньше, потому что ты понимаешь, что в 6 утра пойдешь на раннюю смену.

Какие основные мифы и стереотипы связаны с этой профессией?

Наверное, один из самых больших мифов, что машинист метрополитена – это такая романтическая профессия, как летчик, например. На самом деле, она вполне обычная, местами тяжелая, местами скучная, местами интересная... да и научиться ей можно достаточно быстро – не надо заканчивать высшее учебное заведение, есть наш Учебно-производственный центр московского метрополитена, где готовят именно машиниста.

Еще есть популярные мифы о метро – например, что там водятся огромные крысы. На самом деле, не то что огромных, сейчас и обычных-то крыс в метро практически не осталось. Для того, чтобы жить, крысам надо что-то есть. А что в тоннелях глодать, пластик?

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!