Деятельность и общение.

Параграф поможет прояснить, что означает принцип неразрывного единства общения и деятельности.

Изучение параграфа позволит:

- составить общее представление о сути теории общения, разрабо

танной АЛ. Леонтьевым;

- составить характеристику общения, его сторон: интерактивной,

коммуникативной и перцептивной, его участников: коммуникатора и реципиента.

Общение процесс сложный и многоплановый. Целью общения является установление и развитие контактов между людьми, потребность в которых возникает в совместной деятельности. В любой совместной деятельности (учебе, работе, досуге) люди общаются: обмениваются информацией, высказывают свое мнение, пытаются друг друга в чем-то убедить или переубедить.

В российской науке наиболее распространенным является принцип неразрывного единства общения и деятельности. Теорию общения и его связи с деятельностью разработал в 1970-х годах Алексей Алексеевич Леонтьев , выдающийся ученый, академик, чьи труды по психологии общения не утратили своей актуальности и сейчас. В качестве предмета психологии общения как раздела общей психологии А.А. Леонтьев рассматривал психологическую специфику процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Под общением, согласно теории А.А. Леонтьева, понимается один из видов деятельности, причем общение может быть как самостоятельным видом деятельности, так и частью другого вида деятельности. Общение характеризуется тремя основными признаками:

  • 1) у общения есть цель;
  • 2) у общения есть результат;
  • 3) общение подчиняется определенным общественным нормам.

Алексей Алексеевич подчеркивал, что общение представляет собой не столько взаимоотношения людей в обществе, сколько взаимодействие людей как членов общества.

Людвиг Фейербах, знаменитый немецкий философ, писал: «Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем.

Человеческая сущность только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между «я» и «ты» .

Общение есть реальность человеческих отношений: люди общаются в процессе выполнения общественных функций. Общественные функции выполняются путем общественного поведения, которое основано на нормах морали, права и других явлениях общественного развития. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, самодеятельность разных видов) осуществляется, таким образом, в системе общественных связей и взаимозависимостей. Человек, выполняя свои общественные функции и находясь в состоянии деятельности, постоянно общается с другими людьми, поскольку пересечение его деятельности с деятельностью других людей неизбежно.

Ученые выделяют три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) .

Коммуникативная - значит содержащая коммуникацию. Термин «коммуникация» происходит от латинских слов communicatio - «сообщение, передача» и communicare - «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». В ходе коммуникации происходит обмен информацией между субъектами общения. Каждый из нас постоянно участвует в коммуникации. В каждом случае коммуникации имеется: коммуникатор - тот, кто создает информационное сообщение, и реципиент - тот, кто получает информацию.

Обмен информацией между субъектами происходит на взаимной основе. Например, вам задают вопрос, и вы на него отвечаете. Или вам сообщают новость, и вы на нее реагируете.

Термин «интеракция» происходит от латинских слов inter - «между» и activus - «деятельный» и используется для обозначения взаимодействия и взаимного влияния субъектов общения как непрерывного диалога. Например, на занятии преподаватель объясняет новый материал и обращается к студентам с контрольными вопросами, чтобы выяснить, как материал понят. По ответам студентов преподаватель понимает, на чем нужно сделать акцент, чтобы материал был понят более корректно и в полном объеме. Таким образом осуществляется интеракция в общении: преподаватель воздействует на студентов, студенты - на преподавателя.

Перцепция - это восприятие и познание людьми друг друга. Понятие перцепции пришло из социальной психологии, в которой выделены важнейшие специфические свойства восприятия человеком социальных объектов. Среди них следующие:

  • 1) социальный объект (индивид или группа) не безразличен к субъекту восприятия и пытается трансформировать его представление о себе в благоприятную сторону;
  • 2) восприятие социального объекта всегда связано с различными оценочными интерпретациями субъекта, обусловленными его предположениями о внутреннем мире объекта, эмоциональным откликом на его проблемы, стереотипами - т.е. предположениями о психологических свойствах.

Приведем пример перцепции: мы обращаемся к специалисту в своей области (например, к врачу или к руководителю практики) за советом, при этом мы заранее «запрограммированы» на то, что получим квалифицированный ответ, которому можно доверять, так как статус специалиста в своей области связан у нас с представлениями о его компетентности. Так наше восприятие связано с оценочной интерпретацией, основанной на стереотипах восприятия. И наоборот, если мы заранее не доверяем чужому мнению, исходя из своего предыдущего негативного опыта, мы также подвергаем информацию определенной, теперь уже негативной, интерпретации. Таким образом, восприятие партнера по общению всегда субъективно, и эта субъективность оказывает влияние на коммуникацию.

В реальной действительности ни одна из сторон общения не выступает изолированно от других.

Резюмируем. Общение представляет из себя сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно:

  • 1) как процесс взаимодействия индивидов;
  • 2) как информационный процесс;
  • 3) как процесс взаимовлияния людей друг на друга, сопереживания и взаимного понимания.

Задания на закрепление знаний и развитие умений к параграфу 1.4 I. Задания на понимание

  • 1. Поясните, что современная наука понимает под общением и в чем заключается связь общения и деятельности.
  • 2. Сформулируйте основные положения теории общения, разработанной

А.А. Леонтьевым.

  • 3. Объясните, что значит «коммуникация», «коммуникатор» и «реципиент».
  • 4. Дайте определение интеракции, приведите пример интсракции.
  • 5. Поясните, что значит «перцепция», приведите пример перцепции

II. Задания на анализ

Подумайте, о каких сторонах общения (коммуникация, интеракция, перцепция) идет речь в следующих пословицах.

  • 1. Кто говорит, что хочет, услышит, чего и не хочет.
  • 2. Говори с одними поменьше, а с другими побольше.
  • 3. В чужих людях надо жить умеючи, а говорить рассуждаючи.
  • 4. Не ты бы говорил, не я бы слушал.
  • 5. Лишнее говорить - себе вредить.
  • 6. Бойся вышнего (вышестоящего), не говори лишнего.
  • 7. С ним говорить надо - пообедавши.
  • 8. Говоря, всегда договоришься.

III. Задание на применение

Найдите среди русских пословиц примеры, характеризующие слушание. О каких сторонах общения в них идет речь?

  • Леонтьев АЛ. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - (Психология для студента).
  • Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach (1804-1872) -немецкий философ-материалист, атеист.
  • Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. -М.: Аспект Пресс, 2001.
Главная > Конспект

ПСИХОЛОГИЯ

Конспект лекций

Составитель: старший преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю.

Тема 1 Понятие психологии общения.

Б.Д. Парыгин – Общение, это сложный и многогранный процесс, который может выступать, в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь Осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

(сведения о мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа).

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Тема 2 Виды общения

    Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

    Когнитивное (обмен знаниями)

    Кондиционное (обмен физическими и психическими состояниями)

    Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

    Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям

    Биологическое

    Социальное

3. По средствам

    Непосредственное - осуществляется с помощью естественных органов (руки, ноги, голова, туловище …)

    Опосредованное - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природные предметы и культурные)

    Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

    Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей.

4. Деловое общение - обычно включено, как частный момент в какой-либо совместной деятельности и служит средством повышения качества данной деятельности.

5. Личностное общение - сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера.

6. Целевое общение - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Тема 2 Взаимосвязь общения и деятельности.

В жизни человека общение не существует, как обособленный процесс или как самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность , которая возникает при интенсивном и разнообразном общении. Жизнь в целом, с одной стороны, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (что и как делает индивид), а с другой стороны, ОБЩЕНИЕ (с кем и как индивид общается). Таким образом, Социализация личности или формирование общественного человека происходит через систему человеческих отношений, систему общения, через воспитание нравственности, морали, принципов, духовных потребностей, формирующихся в течение жизни, а значит посредством деятельности и общения.

Взаимосвязь общения и деятельности заключается в том, с одной стороны, что формы общения и формы совместной деятельности людей взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга (люди общаются в процессе деятельности) и с другой, общение является особым видом деятельности – коммуникативной, так как по средством общения деятельность организуется.

В рамках этого вопроса рассмотрим те стороны деятельности человека, в которых он выступает как субъект общения.

Коммуникация , в узком смысле этого слова, представляет собой обмен между двумя индивидами представлениями, идеями, интересами, чувствами, в ходе совместной деятельности. Информация в ходе общения: формируется, уточняется, развивается, именно поэтому коммуникационное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Коммуникация является одной из сторон, выступающих в качестве функций и составляющих структуру общения . Помимо коммуникативной стороны, общение имеет:

Интерактивную сторону - организация взаимодействия между индивидами

Перцептивную - восприятие друг друга партнерами и установление взаимодействия.

Тема 3 Человек, как субъект общения.

В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются представлениями, идеями, интересами, чувствами. Информация в ходе общения формируется, уточняется, развивается , т.о. коммуникативное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы: вербальную и невербальную. В свою очередь ВЕРБАЛЬНАЯ форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму.

Монологическая форма – это лекции, доклады, ораторская речь.

Диалогическая форма – разговор между людьми.

Типы диалога

    Фактический – обмен речевыми высказываниями, единственно для поддержания диалога, разговора.

    Информационный – обмен информацией различного свойства.

    Дискуссионный – возникает при столкновении различных точек зрения. Воздействия друг на друга через убеждения.

    Исповедальный – самое доверительное общение, основанное на взаимодоверии, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Формы невербального общения.

    Кинестетическая – отражает эмоциональные реакции через: жесты, мимику, пантомимику, служащие средствами общения.

    Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, паузы в речи, покашливания и т.п.

    Проксемико – это пространственная и временная организация общения.

Тема 4 Истоки взаимопонимание человека человеком . Человеческое общение не возможно без взаимопонимания. В свою очередь взаимопонимание представляет собой, с одной стороны процесс понимания мотивов, целей, установок собеседника и с другой стороны принятие, разделение целей, установок, мотивов, через близость, привязанность, дружбу, любовь к индивиду.

Познание другого человека основывается на его эмоциональной оценки и на понимании мотивов его поступков. Когда мы хотим изменить свое поведение, а к тому же поведение другого, то в первую очередь необходимо сопоставить себя с другим человеком. Это, значит, уметь принимать потребности, мотивы, установки другого и осознавать, как другой принимает мои личные мотивы, цели, установки. Из этого следует, что важно уметь уподоблять себе другому. Это качество зависит от способности к идентификации и рефлексии .

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление другому человеку (поставить себя на место другого – понять)

ЭМПАТИЯ – эмоциональное понимание другого (прочувствовать)

РЕФЛЕКСИЯ – осознание индивида того, как он воспринемается партнером по общению.

Тема 5 Социально – психологические эффекты .

В процессе восприятия и понимания человека человеком формируются установки, которые в свою очередь формируют социально-психологические эффекты.

    Эффект ореола – складывается при первом впечатлении. На первое впечатление оказывает влияние:

Телосложение

Цвет одежды

    Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. При восприятии знакомого – более новая информация, оказывается более значимой.

    Эффект стереотипизации – это некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются в общении, как средством «сокращения» процесса узнавания. Основан на: ограничении прошлого опыта, на построении выводов на основе ограниченной информации.

В процессе общения люди способны оказывать воздействия друг на друга.

      Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Носит невербальный характер (танцы, эмоции, и т.п.) Проявляется через эффект многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

      Внушение – целенаправленная, неаргументированное воздействие одного человека на другого ли группу. Носит вербальный характер. Проявляется через речь. Подвержены впечатлительные люди, не имеющие твердых жизненных позиций и принципов.

      Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, посредством его воспроизведения. Проявляется и устанавливается в процессе психического развития человека.

Тема 6 Имплицитная теория личности.

Принято считать, что человек на основе внешнего облика индивида судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения с ним. Такой подход к истокам понимания человека человеком в общении основывается на ИМПЛИЦИТНОЙ теории личности – это представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Как и в каждой теории, данная, имеет свои плюсы и минусы:

ПЛЮС - социально-психологическая роль явления, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию образа другого человека, причем даже в отсутствии достоверной информации о нем.

МИНУС - если теория не верна – это может привести к построению ошибочного образа другого человека тем самым породить неправильное отношение к нему и спровоцировать возникновение взаимной антипатии. В рамках имплицитной теории личности существуют свои формы восприятия и понимания:

    Аналитическая – каждый информативный элемент внешности человека (руки, глаза, и т.п.) связывается с наличием определенных черт личности. То есть о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализ внешнего облика), далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности.

Данный тип восприятия характерен для: художников, врачей.

    Эмоциональная – человеку приписываются качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Причем, личностная оценка воспринимаемого определяется через механизм эффекта первичности. Этот тип восприятия встречается у детей, у лиц женского пола, у возбудимых лиц, у части людей с образным типом мышления.

    Перцептивно-ассоциативная – используются суждения по аналогии при восприятии человека. Встречается у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения: актеры, врачи, педагоги, руководители.

    Социально-ассоциативная – восприятие и оценка происходит на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения определенного человека к определенному социальному типу. Этот тип восприятия характерен для политиков, философов, социологов.

Тема 7 Механизм формирования внутреннего представления о мире.
Наше общение с людьми строится на основе внутренних представлений о мире, человеческих взаимоотношений, ценностей, правил, норм поведения и т.п.
Какие механизмы помогают нам формировать внутреннее представление о мире. Как это происходит?

С помощью пяти основных органов чувств: ощущение, прикосновение, видение, слушание, восприятие запаха, вкуса, мы получаем информацию об окружающей нас действительности. Эта информация накладывается на наши внутренние фильтры восприятия: опыт, культура, язык, убеждения, ценности, интересы, предположения, опыт. Трансформируясь в фильтрах, полученная во внешнем мире информация, опыт, формируют личностное, индивидуальное представление о мире, людях и окружающей нас действительности.

В связи с вышеизложенным становиться, понятен тезис, что различие не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.

Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес.

Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого следует, что необходимо научиться понимать правильно собеседника, а для этого необходимо: уметь слушать и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:

    Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.

    Слушающий никогда не пользуется чужими или предвзятыми оценками.

    Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении к говорящему.

    Слушающий абсолютно свободен от какого либо смущения и может задавать любые вопросы.

    Слушающий показывает говорящему, что тот услышан, и смысл сказанного понят.

К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).

Признаки

кинестетик

Вверху,обильные

На уровне груди

Быстрая речь,высокий.

Плавный, ровный

Медленный темп, низкий тон

Цвет,форма, яркость и т.п.

Описывающие звуки

Описывающие ощущения, вкус, запах.

При общении это необходимо учитывать. Нет чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ.

Тема 8 Межличностное пространство.

Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от:

1. возраст

2.социальный статус

3.психологических особенностей

4.национальных стандартов поведения

Ближе всех по дистанции общения находятся родственники, близкие, знакомые. К тому же возрастной критерий то же стоит учитывать: пожилые люди требуют большего межличностного пространства, чем молодые.

Стоит отметить при рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей:

Женщины, стоят, сидят ближе к собеседнику, чем мужчины.

Психически уравновешенные люди подходят ближе, чем тревожные, т.к. они держаться в отдалении.

Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию.

Существуют определенные пределы допустимого расстояния:

    Интимное (до 0.5. м.) – там, где происходит соприкосновение тел партнеров - спорт, балет и т.п.

    Межличностное - (0.5. – 1.2. м.) – для разговоров друзей с соприкосновением и без

    Социальное расстояние – (1.2.-3.7. м.) – для неформальных и формальных социальных и деловых отношений.

    Публичные расстояния (3.7 м и более)

Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды.

Тема 9 Самооценка личности.

Остановимся теперь на таком аспекте человеческого взаимодействия как самооценка личности.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует.

Когда появляются жизненные трудности и проблемы, самооценка может снижаться – однако, это временное чувство, как естественный результат возникшего кризиса. Люди с адекватной самооценкой не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего не происходит, они не перекладывают свои переживания на других.

Чувствовать себя не на высоте и не признавать этого – значит обманывать себя и других.

Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить так –

    готовность сближаться с людьми –характерно для людей с адекватной самооценкой

    избегать, бороться, доминировать или подчиняться – характерно для людей с завышенной или заниженной самооценкой.

Тема 10 Ценностные ориентиры личности.

В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях, а так же при оценки своих и чужих поступков.

Личностная автономия

Чувство общности две основные ценности, на которых строятся

хорошие контакты.

Личностная автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы.

Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.

Считается, что при овладении этими двумя ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.

Это очень трудная задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий.

Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести следующие:

    аутентичность и открытость

    возможность поиска и исследования

    готовность делать добро

    уменьшение угрозы для личности

    развитие личности и самоутверждение

    Аутентичность и открытость – искренность во взаимоотношениях, избегание фальши, лицемерия и нечестной игры. Говорить то, о чем думаешь и чувствуешь – это не есть право на ничем неограниченные высказывания мыслей и чувств. Тот, кто отказывается от этой ценности, уменьшает право на ее реализацию у других.

    Готовность делать добро – готовность оказать помощь разного рода другому человеку.

    Безопасность личности – важнейшие условия развития личности и ее творческого потенциала. Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями – потеря способности к творчеству, самостоятельности, ответственности за свои поступки.

    Развитие личности и самоутверждение – особая ценность, которая заключается в процессе личностного развития – интересы, умения, знания, воображение, творческие способностей. Развитие и изменение личности – это результат того, что, полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор.

При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности . Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности.

Подводя итог выше обозначенной теме можно подчеркнуть, что, вырабатывая критерии, мы ищем ответ: «Как понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?»

Основные детерминанты общения могут проявляться в разных формах и в зависимости от этого сближать и объединять людей или разделять и отдалять их друг от друга:

К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых.

Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека .

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогинетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно описать так:

    от рождения до 2-3м. Биологичное по содержанию, контактное общение, служащие средством удовлетворения органической потребности ребенка. Основное средство общения – преимущественно мимика и элементарная жестикуляция.

    от2-3м до 8-10м. Начальный этап познавательного общения, связан с началом функционирования основных органов чувств и появляется потребность в новых впечатлениях.

    от 8-10м. до 1.5.г. Возникновение координации, вербального-невербального общения, обслуживание когнитивной потребности. Приход к использованию языка как к средству общения.

    1.5. до 3 л. Появление делового и игрового общения, связан с воз0никновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

    от 3 до 6-7 л. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.

Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но так же богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Тема 12 Роль общения в психическом развитии человека.

Во-первых, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность: если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, то не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым.

Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии.

Во-вторых , психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию.

В-третьих , в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта.

Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными факторами развития детей.

В-четвертых , выделенные ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например:

    Деловое общение – формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков, развивает деловые, организационные качества.

    Личностное общение – формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

    Материальное общение – позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры.

    Когнитивное общение – создает состояние готовности к научению, формирует установки.

    Мотивационное общение – источник дополнительной энергии. Человек приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности – человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал.

    Деятельностное общение – совершенствует и обогащает собственно деятельность человека.

    Биологическое общение – самосохраняющаяся форма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций.

    Социальное общение – обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: группы, коллективы, организации и т.п.

    Непосредственное общение – необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

    Опосредованное общение - помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а так же к сознательному управлению самим общением.

    Невербальное общение – человек получает возможность психологического развития еще до того, как он освоил и научился пользоваться речью.

    Вербальное общение – оно связанно с усвоением речи, она лежит в основе всего развития человека.

Тема 13 Манипуляции.

Манипулятор внутри нас представляет собой ту часть нашей личности, которая сознательно или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых – контролировать ситуацию для достижения своих целей.

Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем:

    Активный манипулятор – пытается управлять с помощью активных методов. Играет роль человека, полного сил – свою слабость не демонстрирует. Пользуется своим социальным положением или рангом (родитель, учитель, т.п.). Он становиться «собакой сверху» (Перлз) – добивается контроля над другими. Его любимая техника – «обязательства и ожидания».

    Пассивный манипулятор – прикидывается беспомощным и глупым «собака снизу». Выигрывает, терпя поражения. Позволяя другим думать и работать за него. Лучшие его техники – вялость, пассивность.

    Соревнующийся манипулятор – воспринимает жизнь, как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди соперники и даже враги. Он между «собакой сверху» - «собакой снизу».

    Безразличный манипулятор – старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз « Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны.

ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ.

Диктатор Хулиган

Тряпка Славный парень

Калькулятор Судья

Прилипала Защитник

Контакты, которые производят манипуляторы – поверхностны, они не затрагивают души, т.к. манипуляторы боятся уязвимости.

Способы ухода от контакта.

1.»случайный человек» - не мое дело говорить вам …

2.поставить под сомнение то, что только что сказал – вы не уловили главного.

3.его слова относятся к другому человеку – я не о вас, а так, вообще.

4.сделать вид, что он не разобрался в ситуации или в контексте – вы меня переоцениваете.

Но без глубоких контактов человек не может, состоятся как личность, реализовать себя, достичь актуализации. В конце концов, человек рискует своим психическим здоровьем.

Тема 14 Причины манипуляции.

Основная причина манипуляции заключается в конфликте человека с самим собой, т.к. в повседневной жизни человек должен опираться как на себя, так и на окружающую среду. Возникает проблема доверия себе и другим людям.

    Лжепостулат - чем мы лучше, чем совершеннее – тем любимее. Э.Фромм.

    Риск и неопределенность окружающего нас мира и чувство беспомощности превращают человека в объект, что многократно усиливает его беспомощность.

    Страх затруднительного положения. Манипулятор это личность, которая относится к людям ритуально, избегая интимности в отношениях и затруднительных положений.

    Потребность получить одобрение всех и каждого.

В конечном итоге манипулятор остается «с носом», поскольку:

Жизнь - нелюбимая работа

Разучается наслаждаться жизнью, переживать глубокие чувства

Считает, что в зрелости его ждут одни проблемы и тяготы

Не пытается постичь цели и смысла своего существования

Манипулятор очень любит управлять – он раб этой потребности.

Парадокс манипулирования заключается в том, что чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

Манипулятор боится, что кто-нибудь, узнает о его истинных чувствах – сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных слов, изречений, красивых вещей – пускает пыль в глаза.

В современном невротическом обществе удобнее жить манипулятору, чем актуализатору. Но, удобнее не значит лучше.

Не всякая манипуляция – это зло. Кое – какие манипулятивные шаги необходимы человеку в борьбе за существование. Манипуляции осознанные и частые вредны, поскольку маскируют психологическую и психическую незрелость личности.

Психология общения

Принцип единства общения и деятельности, исследования взаимосвязи общения и деятельности в отечественной психологии.

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов, 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев, 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой – общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев, 1975. С. 122).

На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное» (Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. 116).

важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Конкретным содержанием различных форм совместной дея­тельности является определенное соотношение индивидуаль­ных «вкладов», которые делаются участниками. Так, одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы не­зависимо от других - «совместно-индивидуальная деятель­ность» (пример - некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняет­ся последовательно каждым участником - «совместно-после­довательная деятельность» (пример - конвейер); 3) когда име­ет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - «совместно-взаимодействующая деятель­ность» (пример - спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро)

Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или фор­мой организации которой) взаимодействие является. Меж­личностные отношения также «даны» во взаимодействии: они оп­ределяют как тип взаимодействия, который возникает при дан­ных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (бу­дет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).

Присущая системе межличностных отношений эмоциональ­ная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаи­модействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полно­стью определять факт его наличия или отсутствия: даже в усло­виях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обя­зательно существует. В какой мере оно определяется межлич­ностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчи­нено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уров­ня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: имен­но это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопо­нимания между его участниками. Очевидно, что от меры пони­мания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характе­ром тех общественных отношений, которые представлены вы­полняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодей­ствия определяется непосредственным представлением о парт­нере.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одно­го индивида «накладываются» на представление о партнере и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

Вербальная.

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это – высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация – информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков.

Помощь в анализе речевой коммуникации может оказать известная схема коммуникативного акта (рис. 3.1.), предложенная одним из создателей кибернетики К. Шенноном, а затем модифицированная известным лингвистом Р. Якобсоном (Якобсон, 1985). Структура коммуникативного взаимодействия развивается в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи: адресант (отправитель) – кодирование сообщения – движение по каналам – расшифровка (декодирование) – адресат (получатель).

Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.

Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Кодирование исходного сообщения означает перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.

Каналы передачи информации в основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации это – устная или письменная речь).

Для успешной расшифровки (декодирования) сообщения требуется, как минимум, владение получателя языком, сходным с языком отправителя сообщения.

Обратная связь – еще один структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации (подробно эти вопросы будут рассматриваться в главе 5 «Слушать и слышать»).

При всех методических достоинствах рассмотренной модели в ней отсутствуют психологические и социальноролевые характеристики, существенным образом влияющие на процесс речевого общения.

К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) – это желание вступить в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.

В речевом общении обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий, – ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говорящим, и более отдаленная, долговременная. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

  • интеллектуальная цель: получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика;
  • цель, связанная с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий общение. Например, человек, поддерживающий не очень для него интересный разговор, может преследовать долговременную цель установить хорошие отношения со своим собеседником. Просьба уточнить сказанное при обсуждении какого-либо вопроса в группе может своей ближайшей целью иметь действительное получение информации (с последующей поддержкой или критикой высказанного мнения), а отдаленной целью – намерение заявить о себе, утвердить свой статус. Обращение к ребенку: «Помоги маме приготовить обед» может выступать побуждением к действию в данной конкретной ситуации и одновременно – воспитательным воздействием, направленным на формирование готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, способности уступать, соподчинять свои интересы с интересами других и т. д.

Хотя часто люди более или менее тщательно скрывают или маскируют свои отдаленные цели, их можно выявить по общему характеру разговора, по непроизвольным (вербальным или невербальным) проявлениям говорящего.

Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, – послание будет правильно понято. Если же образы мира у партнеров сильно отличаются, понимание будет затруднено.

К социально-ролевым структурным компонентам речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.

Невербальное общение.

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

  1. выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т. д.);
  2. звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);
  3. определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);
  4. использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

Первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Вторая особенность невербальных сообщений – их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.

Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами – путем наблюдения, копирования, подражания.

Функции невербальных сообщений

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:

  1. темпераменте человека;
  2. его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
  3. его «Я»-образе и самооценке;
  4. его личностных свойствах и качествах;
  5. его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
  6. его социальном статусе;
  7. его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:

  1. желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
  2. характере, или типе, отношений (доминирование–зависимость, расположение–нерасположение);
  3. динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).

В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Уровни общения.

Конвенциональный уровень.

Фаза взаимонаправленности для партнера, выходящего на этот уровень общения, имеет следующее содержание. Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает так назы­ваемая установка на внешнюю коммуникацию («поговорить бы с кем-нибудь»), усиленная тем, что имеется реальный парт­нер. Человек при этом интуитивно готовится к пристройке «ря­дом»: в качестве условия контакта им заранее принимается, что он будет то говорящим, то слушающим. Т.е когда человек ведет себя культурно и в вежливо по отношению к своему собеседнику. И собеседник отвечает тем же, это и есть взаимонаправленность.

Перейдем к фазе взаимоотражения партнеров. На конвенци­ональном уровне общения «отразить партнера» означает, во-первых, уловить его актуальную роль. Во-вторых, что еще сложнее, уловить собственную актуальную роль его глазами.

Третья фаза - фаза взаимоинформирования - на конвен­циональном уровне общения совсем не обязательно протекает гладко. В предыдущей фазе партнеры установили, каковы их ро­левые ожидания друг к другу, однако теперь каждый из них вправе не подтвердить эти ожидания. Если так, то данная фаза общения имеет вид «конфронтации». Если в третьей фазе партнеры избирают путь «конгруэнции» (взаимосогласия), т. е. подтверждают взаимные ролевые ожи­дания, то это на конвенциональном уровне общения обязатель­но ведет к нарастающему раскрыванию своего «ролевого веера» каждым из партнеров. Четвертая фаза контакта - взаимоотключение - на конвен­циональном уровне общения опять-таки протекает в духе рав­ноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. В случае конгруэнции (взаимосогласия) оба заботятся о том, чтобы не навязывать свою персону другому после того, как тема беседы окажется исчерпанной. Поэтому незадолго до ее исчер­пания каждый уже заготавливает реплику под занавес, что-ни­будь вроде: «Ну счастливо! Интересно было побеседовать». Уйти без такой фразы и соответствующего теплого взгляда значит нанести партнеру незаслуженный укол. В случае же конф­ронтации партнеры, свертывая контакт, оставляют друг другу право на собственное мнение. Прощальная реплика после дис­куссии, не приведшей к единству взглядов, будет примерно так и звучать: «Знаете, я все же остаюсь при своем мнении... Всего доброго, интересно было побеседовать».

Самый низкий уровень общения мы будем называть «примитивным». Между примитивным и конвенциональным уровнями есть еще два: «манипулятивный» и «стандартизированный».

Самым высоким уровнем общения издревле считается «ду­ховный». Между духовным и конвенциональным уровнями рас­полагаются еще два: «игровой» и «деловой».

Примитивный уровень

Общая характеристика того, кто опускается до примитивно­го уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а ПРЕДМЕТ, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть; если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда все осо­бенности фаз общения на примитивном уровне диалога

Фаза направленности на партнера. Вариант первый: субъект испытывает потребность в контакте, тем более что пе­ред ним реальный слушатель. Однако нашему субъекту при из­готовке к контакту и в голову не приходит, что собеседника нельзя считать «предметом для слушания», что тот и сам дол­жен в любую секунду иметь возможность высказаться. В этой возможности собеседнику заранее отказывается, так что если он начнет что-то говорить в ответ, это будет «неправильно», и следует призвать его к порядку... Итак, в самой изготовке к кон­такту на примитивном уровне содержится пристройка «сверху». Вариант второй: к нашему субъекту обращаются, между тем он не расположен к контакту. А не расположен - значит, и не обязан отвечать! «Говорящий предмет» отвлекает от чего-то сво­его, раздражает: хорошо бы убрать его если не словом, то жес­том, означающим «закрой рот». И снова - откровенная при­стройка к собеседнику «сверху».

Фаза отражения партнера. Актуальная роль партнера на­шим субъектом не улавливается; взамен этого в ход идут шаб­лоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например: большой он или маленький (атлетическо­го сложения или щуплый). Это существенно: если большой, с ним надо поосторожне"е... И тогда мимика и жесты нашего субъекта сразу переключаются на пристройку «снизу». Если щуплый, можно не церемониться, уверенно занимается позиция «сверху». Существенны наружность, одежда. «Очкарик», «в шля­пе», «расфуфыренный» или «не из наших по внешности» - это, конечно, сразу дает дополнительные основания для пристройки «сверху». То же с возрастом, полом. «Бабуся», «дед-сморчок», «пацан», «соплячка», «фифочка», «лупоглазая зануда с книж­кой» и т. п. - все это не те фигуры, перед коими следует пасо­вать. Что касается улавливания собственной актуальной роли глазами партнера, то до таких тонкостей дело не доходит; наш субъект, пристраивается ли он «снизу» или «сверху», наивно убежден: его видят таким, каким он сам себя видит или за кого себя выдает...

Фаза взаимоинформирования. Наш субъект без малейших ограничений изнутри выражает свою симпатию «предмету», который нравится, или антипатию тому, кто не нравится. Выражение симпатии в случае пристройки «снизу» льстивое, в слу­чае пристройки «сверху» беспардонное.

В случае конгруэнции (установки на согласие, соответствие) наш;субъект распахивает свой небогатый ролевой веер во всю ширь и искренне, шумно обижается, если партнер не делает того же самого. В случае конфронтации со слабейшим партне­ром он не останавливается перед рукоприкладством, с сильней­шим - без смущения переходит от пробного натиска и угроз к постыдному отступлению и заискиванию. То, что он при этом, смешон, жалок, до его сознания, скорее всего, не доходит.

Фаза отключения от партнера для него не проблема. Если в предыдущей фазе имела место конфронтация, то со слабым партнером он заканчивает контакт ругательствами и насмешка­ми, а с сильным - извинениями либо угрозами (угрозы произ­носятся тогда, когда партнер уже отошел на безопасное рассто­яние). Если же имела место конгруэнция, то наш субъект, полу­чивший желаемое от партнера, не скрывает свой скуки.

Манипулятивный уровень

Этот уровень общения занимает промежуточное положение между примитивным и конвенциональным. Субъект, избираю­щий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному участнику диалога, но по ис­полнительским возможностям приближается к конвенциональ­ному уровню общения. В целом характеристика этого субъекта («манипулятора») такова: для него партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означа­ет выгоду, если не материальную или житейскую, то, по край­ней мере, психологическую. Психологическая же «выгода», с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безна­казанно наносить ему «уколы». Общение, изначально ориенти­рованное на такого рода выигрыш, будем называть «манипуля­цией».

Манипуляции весьма разнообразны по технике и целям; ма­нипуляторы не обязательно действуют по осознанному плану, - у некоторых это происходит «как-то само собой», подсознатель­но, так что они искренне обижаются, если их уличают в нечест­ной игре. Иногда лишь в процессе длительного психологическо­го тренинга человеку удается открыть глаза на то, что в его ма­нере общения - масса не замечаемых им, ставших привычными. манипулятивных «ходов». Однозначно отрицательное отноше­ние к манипулятивной тактике общения было бы, очевидно, не­верным. Потребность «выигрыша» во что бы то ни стало, безус­ловно, отражает эгоцентризм субъекта, однако эгоцентричны ведь не только корыстные, жестокие и холодные люди, но и люди глубоко не удовлетворенные жизнью, несчастливые. И воспи­танному человеку приходится подчас закрывать глаза на нечес­тным путем вырываемые манипулятором «поглаживания», на его потуги самоутвердиться в жизни хотя бы за счет удовлетворения: ну вот, опять удалось пристроиться «сверху»... В иных случаях манипулятор жалок, и многие подыгрывают ему из жа­лости.

Манипулятивная тактика подчас улавливается и в действи­ях партнера, который лишен эгоцентрических побуждений и поступает подобным образом, помышляя о благе собеседника. Так подчас работает психотерапевт со своим пациентом или вос­питатель со своим воспитуемым. Сказать о них, что они «мани­пулируют» людьми, будет верно лишь в том случае, если ими движут своекорыстные интересы. А поскольку это не так, их искусный контакт с пациентом или учеником относится не к манипулятивному, а к игровому уровню общения, о котором речь впереди.

Стандартизованный уровень

Этот уровень опять-таки занимает промежуточное положение между примитивным и конвенциональным: резко отличаясь от примитивного и манипулятивного, он «недотягивает» до кон­венционального по той причине, что подлинного ролевого взаи­модействия при нем не происходит. Как видно из самого назва­ния этого уровня, общение здесь основывается на неких стан­дартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждым из них своего «ролевого веера». Другим названием этой формы обще­ния может быть «контакт масок».

Фаза направленности на партнера здесь неудовлетвори­тельна в связи с тем, что подлинного желания контакта или под­линной готовности к общению не отмечается. Нерасположен­ность к контакту может иметь множество причин. Вот некоторые из них: чувство обиды и недоверия (хочется отгородиться от партнера), страх общения (потому что по прошлому опыту оно чаще приносило разочарования и обиды, чем радость) итд.

В любом случае эта нерасположенность к общению вступа­ет в противоречие с существующими нормами человеческого общежития, обязывающими к контактам. Общаться принято, но неохота. Как бы найти способ общаться не общаясь?.. Такой способ есть: надо «надеть маску». В этой фазе человек не готовится к партнерству, а надевает маску, с помощью которой надеется обойтись минимумом усилий (да и минимумом контакта).

Во второй - в фазе отражения партнера - субъект, в первую очередь, озабочен тем, «чего ему (партнеру) от меня надо». Это сводит восприятие актуальной роли другого человека к оценке лишь того, насколько он «опасен», т. е. насколько активен в сво­ем стремлении «снять с меня мою маску». Одновременно субъекта беспокоит, соответствует ли он принятым стандартам внешнего вида, тона, манер, иначе говоря - «не видно ли парт­неру чего-то еще, кроме моей маски (что крайне нежелатель­но)»; к этому и сводится восприятие себя глазами другого. Не­чего и говорить, что при такой настроенности субъект ни парт­нера, ни себя его глазами по-настоящему не видит - да и видеть не хочет! Ведь у него скорее побуждение создать видимость кон­такта, чем вступить в контакт.

В третьей фазе - взаимоинформирования - маска как бы заостряется, делается подчеркнутой; тем самым субъект «ин­формирует» партнера о своем стремлении как можно скорее свернуть контакт, жестами «говоря» ему: «Я вас не трогаю - вы меня не трогайте» итд. Беседа может иметь благоприятный смысл для субъекта, но конгруэнции все же не происходит: «ро­левой веер» субъекта скрыт за маской. И собеседника охваты­вает неприятное чувство: он ничего худого не сказал, напротив, а с ним как-то... не по-человечески. Другими словами, даже кон­груэнция здесь напоминает конфронтацию. В случае же дей­ствительной конфронтации только побелевшие губы или по­красневшие уши человека в маске выдают бурю его чувств, маска каменеет; в лучшем случае одну маску сменяет другая (на­пример, «маску клоуна» - «маска тигра»), а подлинного обще­ния все равно нет.

Беседа может иметь благоприятный смысл для субъекта, но конгруэнции все же не происходит: «ро­левой веер» субъекта скрыт за маской. И собеседника охваты­вает неприятное чувство: он ничего худого не сказал, напротив, а с ним как-то... не по-человечески. Другими словами, даже кон­груэнция здесь напоминает конфронтацию. В случае же дей­ствительной конфронтации только побелевшие губы или по­красневшие уши человека в маске выдают бурю его чувств, маска каменеет; в лучшем случае одну маску сменяет другая (на­пример, «маску клоуна» - «маска тигра»), а подлинного обще­ния все равно нет.

Встречаясь с партнером в маске, мы непроизвольно надеваем ее и сами, а это, как уже говорилось, мешает правильному воспри­ятию другого человека. Контакт масок - самый яркий пример так называемого «формального общения». Чтобы сделать его хотя бы чуть-чуть менее формальным, искушенные в контактах люди набираются терпения и прибегают к исполнению актер­ской роли.

Игровой уровень

Теперь мы перешли к уровням общения, которые располага­ются «над» конвенциональным, т. е., обладая полнотой и чело­вечностью последнего, превосходят его тонкостью содержания и богатством оттенков. Этими качествами отличается среди прочих игровое общение.

В фазу направленности на партнера здесь не просто встро­ена забота о том, чтобы он имел принципиальную возможность пристройки «рядом». Здесь заранее есть живой интерес к лич­ным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру», причем интерес не своекорыстный, а проникнутый симпатией к челове­ку. На игровой уровень общения (как и на другие высокие уровни) мы выходим лишь с теми людьми, которых хотя бы немного уже знаем и с которыми нас связывает определенное чувство - если не вза­имное, то, по крайней мере, еще не омраченное обидами и разо­чарованиями.

В фазе отражения партнера это чувство обеспечивает нам обостренное восприятие его «ролевого веера» с особой чувстви­тельностью к его индивидуальным ролям. Что касается схваты­вания собственной актуальной роли его глазами, то здесь нам свойственно приписывать собеседнику интерес и доброжела­тельность, присущие в таком контакте нам самим.

В третьей фазе контакта - фазе информирования партне­ра, или взаимоинформирования, - «игровой» уровень общения целиком подтверждает свое название. Субъекту хочется быть интересным для своего партнера, и он непроизвольно «играет», чтобы «интересно выглядеть».

Можно радостно разде­лять суждения собеседника: наполовину от души, наполовину из потребности удержать, не разрушить приятный контакт. Та­кова конгруэнция на этом уровне общения. Ценность возник­шей человеческой связи - на первом месте. Несогласие - повод для дальнейших встреч и разговоров.

Можно пойти и на конфронтацию с партнером: поддеть его, заставить удивиться, разозлиться, сконфузиться - все это для того, чтобы чуть больше раскрылся его «ролевой веер»; при этом вы сами временно пытаетесь спрятаться за масками или актер­скими ролями. Это внешне похоже на манипуляцию, но испы­тываемые вами чувства к партнеру существенно меняют дело.

Партнер игрового общения то неявно, то открыто дает вам понять, что для вас обоих возможны и желательны любого типа пристройки друг к другу. Пристраиваясь «сверху» в каком-то эпизоде диалога, он не вызывает у вас чувства униженности - это скорее чувство азарта, игрового соперничества. Иначе и быть не может: ведь вы не безразличны партнеру и ваше униже­ние искренне огорчило бы его самого. Он не стремится к само­утверждению за ваш счет, а зовет к игре - к столкновению сил, различающихся натур, вкусов, мнений, чувств.

четвертая фаза кон­такта - фаза взаимоотключения - не требует обоюдного ис­полнения прощальных ритуалов; можно обойтись без них, «от­пустив» друг друга взглядом, неуловимым жестом, прикоснове­нием... Партнерам все ясно без слов; если и исполняется ритуал прощания, то делается это в ироническом ключе, с подтекстом: «Мы-то оба знаем, что, раскланиваясь или пожимая друг другу руки, немного валяем дурака, театрализуем наше прощание».

Деловой уровень

Имеются в виду не просто «деловые контакты» как род человеческих занятий. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на «дело­вом уровне», о котором сейчас пойдет речь; они нередко выгля­дят как общение на манипулятивном или стандартизованном уровне. Особенности собственно делового общения раскрыва­ются опять-таки при анализе содержания фаз контакта.

В первой фазе (направленность на партнера) собеседни­ку, конечно, заранее обеспечивается возможность пристройки «рядом». Но, кроме этого, партнер вызывает особый интерес как участник совместной деятельности, как человек, который мо­жет помочь, или тот, кому необходима ваша помощь в интере­сах общего дела.

Во второй фазе (взаимоотражение) партнеры верьма зорки и чутки друг к другу, но это качественно иная обостренность восприятия, чем на игровом уровне. Здесь наше внимание при­влекает не столько «ролевой веер» собеседника (и собственный «ролевой веер» его глазами), сколько степень его умственной и деловой активности, его включенности в общую задачу. Поэто­му в таком контакте люди подчас перестают думать о том, как они выглядят и какие свои индивидуальные роли раскрывают перед партнером: это не столь важно; на первом месте - дело.

То же происходит в третьей фазе (взаимоинформирование).

Важна истина, и совместные поиски ее отодвига­ют далеко на задний план все, что имеет отношение к собствен­ному «Я» каждого из них. Это придает особый привкус спору-конфронтации, протекающей на деловом уровне общения. Кто именно прав - я или собеседник, - не имеет серьезного значе­ния; я готов отказаться от своей точки зрения, если мне дока­жут мою неправоту; столь же честны, я верю, помыслы собеседника. И если мы не сошлись во взглядах, это не повод к взаим­ной неприязни, а лишь повод к «домашнему анализу» всего, о чем мы говорили, и к возобновлению дискуссии. Личная обида, переживаемая кем-то после подобной конфронтации, изоблича­ет неподлинность имевшего место делового общения: оно опре­деленно не было деловым - по вине партнера или по вашей соб­ственной. Возможно, под видом делового общения один из парт­неров пытался манипулировать другим; тот, кому это удалось, удовлетворен; проигравший обижен... Но не истина, не дело было превыше всего в случившемся споре.

Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельно­сти, но также исключительно стойкие чувства взаимной привя­занности, доверия и теплоты. Или, напротив, почти неустрани­мые антипатии друг к другу.

Фаза взаимоотключения . Здесь не место ни церемон­ности, ни пышности в выражении чувств, но за внешней сухова­тостью прощаний (как, впрочем, и встреч) чувствуется тепло­та.

Духовный уровень

Высший уровень человеческого общения - духовный. Партнер воспри­нимается как носитель духовного начала, и это начало про­буждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Предложить определение общения – важное дело, но им нельзя ограничиться; дальше требуется дать его понимание. Скажем сразу же, что, рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Прежде чем раскрыть этот тезис, скажем, что советские психологи, при всем различии их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности.

Категория деятельности вообще занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. В поисках лаконичного указания на главное отличие человека от других существ М. С. Каган даже предлагает называть его «Homo Agens», то есть «человек действующий» (1974. С. 5). Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна (1946, 1973), Б. Г. Ананьева (1980а), Л. С. Выготского (1982, 1983), А. Н. Леонтьева (1983). В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А. Н. Леонтьевым и развитую А. В. Запорожцем (1960а, б, 1979), Д. Б. Элькониным (1960, 1978а), В. В. Давыдовым (1977), П. Я. Гальпериным (1978). С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любую деятельность – значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составляющих ее действий и операций.

Связь общения и деятельности можно понимать по–разному. Так, по мнению Г. М. Андреевой (1980а), они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека; общение может выступать как сторона деятельности, а последняя – как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. Сама Г. М. Андреева ратует за наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват».

Применяя концепцию А. Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, мы обозначили ее термином «коммуникативная деятельность». Повторим, что «общение» и «коммуникативная деятельность» для нас – синонимы. Но здесь необходимо подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от типичных для западной социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как к внешнему поведению, характеризуемому с формально–количественной точки зрения. Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно–мотивационных аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях исследование идет от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при анализе деятельности психолог движется от операций вглубь явлений, а при анализе поведения остается на поверхности фактов.

Итак, что значит понимать общение как особый вид деятельности? Мы согласны с В. В. Давыдовым (1977), что для этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. Другими словами, требуется наложить на коммуникативную деятельность общую сетку, решетку, применимую для изучения любых видов деятельности, и наполнить ее ячейки конкретным содержанием. Вот что у нас получилось в результате подобного наложения. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом.

Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект. Сходное определение предмета общения дает Т. В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности…, 1967).

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические и прикладные проблемы., 1975).

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться, или, по терминологии А. Н. Леонтьева (1983), «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем–то из окружающих.

Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения, избирательные привязанности и, главное, образ самого себя и других людей – участников общения

Повторим, что подход к общению как к деятельности имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Анализ общения как деятельности позволяет при рассмотрении перехода от взаимодействия животных к общению у человека четко определить происходящие здесь качественные преобразования. То же касается и хода онтогенетического развития. В рамках предлагаемого подхода и филогенетическое, и онтогенетическое развитие перестает сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контактов. Напротив, сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения. Важное преимущество подхода к общению как к коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

Любой живой организм проявляет активность, взаимодействуя со средой для удовлетворения своих потребностей. Общение и деятельность являются двумя основными формами активности человека. Эти формы активности отличаются друг от друга, но вместе с тем, взаимосвязаны.

Их отличие сводится к следующему. Деятельность носит субъект-объектный характер. Человек в процессе деятельности воздействует на предметы и явления окружающего мира в одностороннем порядке. В общении происходит взаимодействие между людьми, здесь обе стороны являются субъектами, так как являются потенциальными источниками активности.

Несмотря на это отличие, в реальной жизни деятельность и общение практически всегда сочетаются. Как отмечает Г.М. Андреева, общение включено в совместную деятельность: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они общаются «по поводу» деятельности. Особенно зримо эта взаимосвязь проявляется в профессиональной деятельности, которая часто носит коллективный характер.

Именно это пересечение деятельностей и создает специфику делового общения, определяя отношение человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Исходя из этого, мы можем называть деловым такой вид общения, при котором межличностные отношения опосредованы целями совместной деятельности. Деловое общение - это общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида профессиональной деятельности.

Особенно значима роль делового общения в профессиональной деятельности типа «человек-человек» по классификации Е.А. Климова. Это профессии, связанные с обучением, лечением, обслуживанием людей, где предметом деятельности является взаимодействие с другими людьми. Требования к личности профессионала в таких профессиях включают в себя коммуникативную компетентность - умение организовать деловое взаимодействие с коллегами, клиентом; умение понять партнера по общению; навыки эффективной коммуникации.

Это связано с тем, что посредством делового общения профессиональная деятельность организуется и развивается. Построение совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения ее специфики и возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой структуре общения, где выделяются присущие ему функции коммуникации, воздействия и понимания партнера.

Участие одновременно многих людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Для этого участникам совместной деятельности важно обменяться информацией, организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность, понимая мотивы и намерения друг друга. При таком общении возможна регуляция действий одного индивида планами и идеями другого, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.