Материально выраженная флексия примеры. Флексии как комплексные морфемы, их особенности

По характеру формального выражения аффиксы могут быть материально выраженными и нулевыми.

Материально выраженные аффиксы с точки зрения их фонематического окружения в составе словоформы, так же как и корневые морфемы, могут занимать позиции алломорфов и вариантов. Так, например, алломорфы префиксальных морфем типа в-/во- вз-/взо-/вс-; из-/изо-/ис- от-/ото- и т.д. обусловлены двумя свойствами морфов, перед которыми они располагаются: 1) количеством фонем в их составе, 2) качеством их начальной фонемы.

Количественным составом последующих морфов определяется наличие/отсутствие гласной фонемы в исходе префиксального морфа. Отсутствие гласной в приставках типа в-, вз-/вс-, из-/ис-, от- наблюдается, если последующий морф образует собой слог. Например: в-бе-жатъ, вз-бро-сить, вз-мыть, вс-крик-нуть. При стечении согласных в последующем морфе выступают алломорфы с наличием гласной: во-гнать, но в-го-ним; ото-рватъ, ото-гнать, но от-ры-ватъ, от-го-нять.

Что касается качества начальной фонемы последующего морфа, то оно оказывает влияние на конечный согласный алломорфов префиксальных морфем. Так, префиксальные морфы с конечным звонким согласным возможны лишь перед сонорными и звонкими согласными фонемами, например: вз-лететъ, вз-мыть, из-бежать, но вс-кринать, ис-тратить, ис-сушитъ. Качеством звукового состава предшествующих морфов объясняется и появление моосЬов постАикса -ся/-сь. МооА -ся обычно занимает позицию

Алломорфы одной суффиксальной морфемы -ствур) и -ествур) в словах автор-ств-о, сосед-ств-о, но студенн-еств-о, кулан-еств-о также вызваны формальной стороной окружения: морф -еств(о) выступает только после шипящих фонем, а морф -ств(о) - после всех остальных (актер-ств-о, сосед-ств-о, упрям-ств-о).

Морфы являются вариантами в том случае, если, имея тождественное значение, характеризуются фонематической близостью и способностью заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов. При этом вариантные морфы могут иметь дополнительную стилистическую или эмоционально-экспрессивную нагрузку. Так, например, окончания имен прилагательных -ой/-ою (тих-ой/тих-ою) - варианты, отвечающие всем указанным требованиям. Флексия -ою в отличие от -ой встречается в поэтической речи и характеризуется стилистической окраской книжности.

Нулевыми (или материально невыраженными) называются аффиксы, имеющие грамматическое или словообразовательное значение, не выраженное формально. Нулевыми бывают окончания (флексии), суффиксы и интерфиксы. В школьной практике понятие нулевой морфемы распространяется только на словоизменительные аффиксы - окончания. Так, например, краткое имя

значение м. р., ед. ч., им. п. без каких-либо формальных показателей. В связи с этим в грамматиках русского языка нулевые аффиксы определяются как «значимое отсутствие». Значимость таких аффиксов устанавливается по сопоставлению с материально выраженными аффиксами одного и того же слова, имеющими определенное значение, по принципу: если значением обладают аффиксы материально выраженные, то значимыми в одной и той же парадигме должны быть и нулевые аффиксы.

Поэтому выделение нулевых аффиксов (в данном случае окончаний) происходит с помощью методики двойных сопоставлений:

1) с рядом значимых словоформ одного и того же слова, имеющих материальное выражение (парадигматический ряд по вертикали);

2) с рядом разнокоренных образований с нулевыми регулярно повторяющимися аффиксами, имеющими тождественное или аналогичное значение (ряд по горизонтали).

Сказанное можно изобразить графически:

ризующиися регулярной повторяемостью нулевых образовании с тождественными или аналогичными значениями, подтверждает возможность выделения нулевого аффикса.

Парадигматический ряд по вертикали может быть дополнен сопоставлением с разнокоренными словами, у которых аналогич-

Регулярность/нерегулярность аффиксов

Аффиксы бывают регулярными и нерегулярными, продуктивными и непродуктивными.

1 См.: Тихонов А. Н. Современный русский литературный язык. - М., 1988. - С. 59.

2 В словах типа супруг-{а] конечный гласный звук [а] является одновременно и суффиксом, и окончанием.

Регулярными являются и глагольные приставки: в-/во-, вз-/ взо-jec-, вы-, до-, за-, на-, о-/об-/обо-, от-, с-, у- и др. Такова, например, многозначная приставка за-, сочетающаяся с группой разнокоренных глаголов: 1) ‘начало действия5: запеть, закричать, заиграть", 2) ‘направление действия за пределы чего-л.5: заехать, загнать", 3) ‘направление действия внутрь предмета5: заползти, зайти",

4) ‘предел действия5: завоевать, законсервировать", 5) с постфиксом -ся - ‘доведение действия до крайней степени5: заработаться, забегаться.

Регулярная повторяемость - это важное свойство аффиксов, позволяющее выделить из состава слова служебные морфемы при его морфемном анализе.

Способность аффиксов к регулярной воспроизводимости обусловлена характером их значения и функцией, выполняемой ими в составе слова. Дополнительное значение аффиксов, уточняющее предметно-логическое содержание корня, отличается и большей отвлеченностью. Это дает возможность для более свободного маневрирования при сочетаемости с различными корнями. В то же время свойство регулярности оказывает обратное влияние на характер их значения.

Регулярные аффиксы в отличие от нерегулярных имеют то или иное значение не только в качестве части словесного целого, но и взятые отдельно, вне слова.

Нерегулярные аффиксы встречаются в словах от случая к случаю, чаще всего в единичных словах. Так, суффикс -л-(а) встречается только в слове мет-л-а, -н- в слове тле-н-?, -тяй- в словах лен-тяй, слюн-тяй; префикс ко- выделяется в слове за-ко-улок-? (ср.: пере- ул-ок-?), а нерегулярные окончания -м, -cm в тематических глаголах есть и дать сохранили древнюю систему окончаний: да-м, да-cm и др.

Нерегулярные аффиксы не образуют длинных словесных рядов одного и того же строения и потому не имеют структурных моделей. Их значение нередко бывает утрачено и становится понятным только в составе слова. Например, значение суффикса -н- в составе единичного слова тлен, предположительно определяемое как ‘результат опредмеченного действия’, может быть установлено лишь путем соотнесения его с производящей основой глагола тлеть. Таким образом, значение нерегулярных аффиксов, устанавливаемое лишь в составе слова, напоминает значение слов в составе фразеологических единиц и потому не является свободным.

Степень регулярности/нерегулярности разных аффиксов неодинакова. Наибольшей регулярностью обладают словоизменительные аффиксы, и прежде всего окончания (флексии). Наделенные отвлеченным грамматическим значением, они образуют словоформы по определенным стандартным моделям. Например, по модели типа И = -а!-я, Р = -и/-ы, Д = -е, В = -у 1-ю и т.д. из-

Флексия (лат. flexio - сгибание), или окончание – это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении. Например: новые книги , новеньким книгам. Флексия всегда комплексная единица, она может быть выделена только у изменяемых частей речи и только при наличии хотя бы двух сопоставимых окончаний.

С помощью окончаний образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими: -берез-а, берез-ы; бел-ый, бел-ого; бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы. Связывая слова в составе словосочетания или предложения, флексия может быть средством согласования (лесная тропинка) или управления (появление гостей), а также грамматической координации главных членов предложения (идут дожди).

Окончанияспособствуют образованию различных форм одного и того же слова (страна, страну, стране, страны ). При этом окончание выступает как синкретичный аффикс. Одно и то же окончание передает сразу несколько значений. Например, в слове солнц-е флексия -э указывает на то, что слово относится к имени существительному, стоящему в именительном падеже, в единственном числе, среднего рода. Глагольное окончание -ут (идут) указывает на 3-е лицо и множественное число формы настоящего времени изъявительного наклонения.

Обычно, как уже было сказано, окончание является завершающей частью слова. Однако если в слове есть постфикс, окончание находится перед ним (улыбал-и-сь). В составных грамматических формах (самый новый) и в некоторых сложносоставных существительных (выставка-продажа) и числительных с прерывистой основой (дв-е-ст-и) наблюдается несколько дистантно расположенных окончаний.

В русском языке наряду с суффиксами и интерфиксами флексии бывают двух типов: а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый; б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер- ø, шел- ø, один-ø . Нулевые окончания осознаются на фоне других материально выраженных окончаний данного слова, например: ветер- ø, ветр-а, ветр-у; шел- ø, шл-а, шл-и. В слове ветер- ø по соотношению с другими падежными формами, имеющими материально выраженные окончания, выделяется нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел- ø по соотношению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание, которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончаниями: а) слова, образующие группу несклоняемых существительных – пальто, кино, фойе и др.; б) глаголы в неопределенной формедумать, нести, печь; в) деепричастия – слыша, услышавши, прочитав, припеваючи; г) наречия – быстро, певуче, сгоряча, по-братски; д) прилагательные в форме сравнительной степени - больше, светлее; е) междометия – ох, увы, вон; ж) предлоги – в, на, за; з) союзы – и, но, да, так как; и) частицы – бы, ли, же.

Как известно, особенностью структуры русского изменяемого слова как единицы языка синтетического строя является наличие основы и флексии.

Флексия - изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения.

Флексия выделяется в слове путем его изменения. Совокупность морфологически соотносительных флексий образует морфологическую парадигму, например, падежная парадигма существительных жен. рода 1-го склонения ед. числа с твердой основой выглядит так: вод-a, вод-ы, вод-е, еод"-у, вод-ой, о вод-е.

Для правильного выделения флексий нужно учитывать два положения. Первое - наличие двух типов флексий: материально выраженной и нулевой (материально не выраженной). Наличие нулевой флексии обнаруживается путем сопоставления данной словоформы с другими, имеющими материально выраженные флексии в пределах одной парадигмы. Например: носе, нос-а, нос-у, нос-0, нос-ом, о нос’-э; таким образом, нулевая флексия есть равноправный член парадигмы. Второе - взаимоотношение фонемики и графики в русском языке; например, пол’-э и воспитанщ-э, где флексия одна и та же; верное выделение ее вскрывает различный характер основ этих слов и во втором случае позволяет верно выделить суффикс -nuj-. Таким же образом: сел-о и ворон’-j-o, где вскрывается суффикс -/- (воронье), cyd’-j-a (судья), бездорож-(-э (бездорожье), подземел’-j-э (подземелье), Закавказ*-)-э (Закавказье), Приурал’-)-э (Приуралье) и под.

Основа - часть слова, выражающая лексическое значение. Каждое имя (существительное, прилагательное, числительное) имеет свою основу. Например, дуб - основа дуб-, флексия - ѳ; голуб-ой - основа голуб-, флексия ой; тринадцать - осно

ва тринадцатЧ флексия - ѳ. Основа может быть базой для образования нескольких производных. Так, дуб - дуб-ок и дуб- ов-ый; голубой - голуб-изн-а и голуб-оват-ый; веселый - весельчак и весел*-и-ть.

Иначе обстоит дело с глагольными основами. Система формообразования и словообразования глагольного слова предполагает выделение в нем двух основ: основы прошедшего времени (или инфинитива) и основы настоящего (или будущего простого) времени. Основа прошедшего времени - часть глагольного слова без суффикса -л-: работа-л, спа-л, пе-л. Основа настоящего (будущего простого) времени - часть глагольного слова без флексии 3-го лица мн. числа, например: работа]-ут, сп’-ат, noj-ут.

Известна роль данных основ в образовании ■ глагольных форм. Не менее важна их роль в отглагольном словообразовании. У некоторых глаголов эти основы столь различны, что без знания и учета этих различий бывает трудно определить, от какого глагола данное слово образовано или почему оно имеет такой вид. Например, без учета супплетивности форм настоящего времени глагола быть нельзя определить, от какого глагола образовано причастие настоящего времени сущий (Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык... (П.) Данное причастие закономерно образовано от основы настоящего времени глагола быть. Основа прошедшего времени глагола быть-бы- (бы-л) образует причастие прошедшего

времени бы-вш-ий. Или, легко понять, что существительное мойка образовано от глагола мыть, но, не вспомнив о двух основах этого глагола, нельзя объяснить, почему оно звучит не [мыйка]. Основа прошедшего времени этого глагола, участвуя в словообразовании, дает такие производные: мы-л-о, мы-r’j-o, а основа настоящего времени Moj-: Moj-к-а, Moj-ущ-ие (средства). Подобным образом глагол жать дает от основы прошедшего времени жа- существительное жа-тв-а, а от основы настоящего времени жн-: жн’-эц, жн’-эйк-а. Это различие в глагольных основах прошедшего и настоящего времени следует учитывать даже тогда, когда оно не так велико. Без этого трудно понять образование того или иного отглагольного производного.

Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Методическая задача.

Упражнения

Образец морфемного и словообразовательного разбора

Комментарии

План

1. Выписать слово.

2. Произвести морфемный разбор.

3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26.

4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень.

5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему.

6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.

При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу.

На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо.

- Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме.

При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.

I. Бес про светн ым

1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п.

подсветить

3. бесспорный пролесок летний

бескрайний прогорел телефонный

бесславный продавать лунный


II. Бес просветн ый ← просвет (преф.-суффикс. способ)

Установите соответствия между понятиями и определениями:

а) корень 1) Значимая часть слова, которая

стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов

б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в

которой заключено их основное значение

в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для

образования новых слов

г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов и выражения

значений рода, числа, падежа

д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих

аффиксов

Корень слова

1. Все ли слова родственные?

Упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;

Кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;

2. Есть ли здесь родственные слова?

Однажды кот подкрался к попугаю:

Сейчас тебя я, братец, попугаю.

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шел косой.

3. Сгруппируйте все слова по корням:

Косица, косить, косичка, косовище, косынка, наискось, косища, косарь, косогор, скосить, косыночка, сенокос, косоватый, искоса;

Летчик, улетучиться, по-летнему, летучий, летчица, летний, летательный, летом, летать;

Топить (печку) , топка, топать, потопить (корабль), топлёное (молоко), утопающий, истопник, топот, растопка, топливо;



Косить (траву), косить (глазом), прикосновение, косцы, косичка, косой (заяц), касательная, окосеть, косарь, скошенный (луг), коса (девичья), коснуться;

Гореть, горец, горный, загорать, гора, горе, горняк, горевать,

сгорать, горянка, горючие (слёзы), пригорок, сгорание, угореть,

горелка, нагорный, погорелец, горняцкий, горестный, огорчиться.

Созреть, зоркость, зрение, зрелый, взирать, зрячий, зреть в

корень, зреет, призреть, перезрелый.

Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?

4. Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

5. Найдите «третье лишнее»:

Потолок, пот, потливый;

Сыр, сырость, сырок;

Море, морщина, морской;

Боль, больница, большой;

Умереть, замирать, примирение;

Росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?

Флексия

1. Какие слова имеют окончание, какие не имеют?

2. Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?

1) Грамматический способ – материальное выражение грамматических значений (как реляционных, так и деривационных).

Грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами (или тем более звуками речи), а известными техническими комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами.

Способы выражения грамматических значений – способы образования форм слова. Грамматических способов, используемых в языке, ограниченное количество.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений в самом слове:

Аффиксация (от лат. affixus – прикрепленный) – образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов, инфиксов, постфиксов (стол, стола, столу и т.д.; делать – сделать, писать – написать и т.д.; оправдать – оправдывать, разменять – разменивать и др. Флексия (лат. flexio – сгибание, переход) – то же, что окончание; словоизменительная морфема, выражающая в словоформах русского языка значение рода, числа, падежа и лица, а также служащая для выражения морфо-синтаксических отношений.

Например, флексия -а в словоформе вода выражает значения женского рода, единственного числа, именительного падежа, флексия -ыми в словоформе зелеными выражает значения мн. числа и твор. падежа.

Внутренняя флексия (флексия основы) – изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений (чередование звуков): убирать – убрать, посылать – послать (чередование корневого гласного с нулем звука служит для различения несовершенного и совершенного вида), вез – воз (чередование корневого гласного служит для различения разных лексико-грамматических классов: глагола и существительного); запереть – запирать, умереть – умирать, набирать – набрать и т.д.

Нулевая флексия – окончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по составлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено.

Например, в сочетании пара сапог второе слово по соотношению с другими формами своей парадигмы (сапога, сапогу и т.д., сапоги, сапогам и т.д.) выделяет в своем составе нулевое окончание родительного падежа множественного числа.

Агглютинация и фузия.

Агглютинация (лат. agglūtinātio – приклеивание; термин ввел Фр. Бопп) – способ образования форм слова и производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым, лишенным внутренней флексии, основам или корням (отметим, что каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение, равно как каждое значение выражается всегда одним и тем же аффиксом): в турецком языке ода значит «комната», лар – суффикс множественного числа, да – суффикс местного падежа (на вопрос где?); при соединении данных элементов получается одаларда со значением «в комнатах»; ара (казах. «пила») + га (Д.п. 71 ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = ара-лар-га (Д.п. мн. ч.); бала (тат. «дитя») + га (Д.п. ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = бала-лар-га (Д.п. мн. ч.).

Фузия (лат. fūsio – сплав; термин ввел Э.Сепир) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава. Чаще всего происходит тесное морфологическое соединение изменяемого корня с многозначными нестандартными аффиксами, приводящее к стиранию границ между морфемами.

Сюда относятся:

1) сплетение приставки и корня, в результате чего один и тот же звук принадлежит обеим морфемам: приду (при + иду), разевать (раз + зевать) и т.д.;

2) слияние конечного звука корня с начальным звуком суффикса: расти (раст + ти);

3) двоякая роль суффикса: Свердловская область (Свердлов + -ск + -ск + -ая, где первое -ск входит в основу существительного, второе -ск должно было служить суффиксом относительного прилагательного);

4) сплетение частей в сложном слове в результате выпадения одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых слогов (гаплология): дикобраз (дик + о + образ), минералогия (минерал + о + логия), морфонология (мор + фо + фонология).

Агглютинация свойственна большинству языков Азии, Африки и Океании (в которых имеются аффиксы), фузия – в основном свойство индоевропейских языков, хотя и в них есть элементы агглютинации.

К примеру, в рус. яз. случаи агглютинации проявляются в префиксации, т.к. префиксы в рус. яз. однозначны, стандартны при разных частях речи и их присоединение к корням не имеет характера тесного сплавления: бежать, пере-бежать, вы-бежать, за-бежать, у-бежать, до-бежать.

Префиксация – ("pre" происходит от латинского рrае, означавшего «перед», «впереди») способ образования форм слова и производных слов присоединением префиксов к корням/основам слов.

Например: ехать и за-ехать – вы-ехать – на-ехать – пере-ехать как способ выражения НСВ и СВ глагола

Суффиксация - (от лат. suffixus «прикреплённый») способ образования форм слова и производных слов присоединением суффиксов к корням/основам слов.

Например: учитель – учительниц а (муж. и женск. р.), летать – летчик (глаг. и сущ.), нем. Arbeiter «рабочий» – Arbeiterin «работница» (муж. и женск. р.), Feier «праздник» – feierlich «праздничный, торжественный» (сущ. и прилаг.).

Ударение – перестановка ударения (акцентуация (от лат. accentus - ударение))

Например: насыпАть – насЫпать, разрЕзать – разрезАть, замОк - зАмок и т.д.

Супплетивизм (от позднелат. suppletivus – дополняющий) – образование форм одного и того же слова от разных корней. Корневые морфы таких словоформ лишены формальной (фонематической) близости и потому не могут объединяться в одну морфему.

В русском языке встречается С. форм единственного и множественного числа существительных (человек – люди, ребенок – дети), падежных форм личных местоимений – форм именительного падежа, с одной стороны, и косвенных падежей – с другой (я – меня, мне; мы – нас, нам; он, она, оно – его, ему, ей, ее и т.п.), сравнительной степени прилагательных и наречий (хороший – лучше, плохой – хуже, много – больше, мало – меньше), краткой формы прилагательного (большой – велик), форм прошедшего времени глагола (идти, идут, идущий – шел, шла, шедший), видовых пар глагола (брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать). Редупликация (лат. reduplicatio – удвоение) – способ выражения грамматического значения, заключающийся в полном или частичном удвоении (повторе) основы: еле-еле, честь честью, рад-радешенек, рука об руку, белый-белый, чуть-чуть, синий-синий, жили-были, долго- долго и т.д.

II. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений вне слова: пишу – буду писать, красивый – более красивый и т.д.

Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, артикли, вспомогательные глаголы) -сочетание знаменательного слова со служебным.

Например: пишу – буду писать – писал бы (выражение категории буд. времени, сослагател. накл. глагола),

красивый – более красивый (выражение сравн. степ. прилаг.) и т.п.

Порядок слов в предложении - местоположение слов для выражения отношений между ними в речевой цепи.

Кит. Wo kan ni (я смотрю на тебя) и

Ni kan wo (ты смотришь на меня);

Рус. Флигель загораживает дом и

Дом загораживает флигель

(выражение синтаксических функций)

III. СМЕШАННЫЙ СПОСОБ – сочетание элементов синтетического и аналитического способов в образовании форм слова: в книге (предлог и падежное окончание); я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица). В зависимости от ГЗ и способа его выражения различается и сам строй языка: аналитические и синтетические языки.

в книге (предлог и падежное окончание для выражения предл. пад. сущ.);

я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица, ед. ч. глаг.).

2) АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ.

Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения (отношения между словами в предложении) выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения.

К аналитическим языкам относятся, например, языки больш-во новоевроп. языков англ., романские (франц., испанск., итал.), болгарский, новогреч., новоинд. (пали, пехвели), афган., новоперсид. и новоармян. диалекты, датский, вьетнам., китайско-тибетская яз. семья.

Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм и т.д., т.е. 72 формами самих слов). Для выражения отношений между словами в предложении могут быть использованы также элементы аналитического строя (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация).

К синтетическим языкам относятся, например, древние и.-е. языки (др.-греч., латин., скиф., ст.-слав., санскрит), русский, немецкий, литовский, латыш., тюркские, монгольские,финно-угорские, тунгус.-маньчж., семито-хамитские (больш-во),кавказские, палеоазиатские, банту, яз. америк. индейцев.