Польская политическая школа кратко. Проектная методика на уроках французского языка

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

Реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

Показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт;

Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом, важно соблюдение некоторых условий:

Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на составление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

Проблема, предлагаемая ученикам, формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;

Необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Могут быть предложены следующие темы проектов:

  • Voyager en France. Путешествие по Франции.
  • Les régions de la France. Регионы Франции.
  • La télécommunication. Телекоммуникации Франции.
  • La médecine en France et en Russie. Медицина во Франции и России.
  • La réligion et la culture en France moderne. Религия и культура в современной Франции.
  • Tunnel sous la Manche et Eurostar. Туннель под Ла-Маншем и Евростар.
  • La Bourgogne médiévale... du XXIe siècle. Посетите средневековую Бургундию... ХХI века.

Выполнение названных проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. Важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся.

Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей иностранного языка, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.

При организации работы учащихся предполагается определенная последовательность в выполнении. В содержании работы над монопроектом и коллективным проектом будут совпадения, а также некоторые различия.

Проиллюстрируем методику работы на примере конкретного проекта “Французский язык и Франция в моей жизни” (“Le français et la France dans ma vie”).

Над монопроектом работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбирал ее сам.

Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей и учителей.

Учащиеся и учителя высказывают свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагают различные аспекты проблемы для исследования.

Уже на этом этапе станет ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта будет излагать аргументы на иностранном языке.

На следующем уроке следует сформулировать проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Скорее всего, полностью ученик не справится с этой задачей. На помощь ему придут учитель, одноклассники.

Вот примерная проблематика по проекту “Французский язык и Франция в моей жизни”:

Изучение французского языка пробудило интерес к французской музыке, театру, литературе, ко всему, что касается Франции. Я хочу хорошо знать Францию. Возможно, мне это в будущем пригодится. Я просто хочу быть эрудированным во всех вопросах. Мне это поможет принести больше пользы своей стране.

Я много читал о Франции. Я увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Франции, я невольно думаю о том, что роднит простых людей Франции и России, чем может духовно обогатиться Россия.

Возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками.

Я хочу показать связь культур мира. Мне это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

Следующая ступень в организации работы предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят их формулировки, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников.

При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверенным в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, трудностей на пути исследования. В случае необходимости на помощь должен прийти учитель. Полезны также промежуточные отчеты участников проекта. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение всех участников. Их выступления покажут, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникнут ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые будут тормозить ее выполнение; ясно станет, насколько участники проекта – команда единомышленников.

Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое ее выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения, периодичности отчетов о ходе работы, обсуждение и выбор источников информации.

Вот примерный перечень проблем коллективного проекта “Французский язык и Франция в моей жизни”:

  • Франция в моем сердце.
  • Чем может гордиться житель Франции.
  • Как готовится к будущей жизни школьник Франции.
  • Искусство и культура Франции – для всех.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы.

Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

Итак, мы видим две ведущие линии в осуществлении проектной методики в школе с углубленным изучением иностранных языков. Оба направления одинаково важны.

Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направления и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования.

В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

Ученик, способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.

Вторая линия предусматривает изложение средствами иностранного языка хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими.

В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении.

Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения иностранным языком.

Опыт изучения школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся. Словарь работ богат и разнообразен.

По всем параметрам школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными.

Особенности Франции

Франция является самым большим государством в Западной Европе, общая площадь составляет 547 тыс. кв. км. Государство имеет владения в Карибском бассейне (Мартиника и Гваделупа, остров Реюньон и др.). С учётом этих территорий площадь страны составляет 674 тыс. кв. км.

Франция представляет собой президентскую Республику, главой государства и исполнительной власти которой является президент. Президент выбирается на 5 лет, вместе с парламентом он может назначать премьер-министра и членов правительства. Французский парламент включает в себя две палаты: Сенат и национальное собрание.

Замечание 1

Франция является высокоразвитым государством, космической и ядерной державой. Общий объем экономики Франции позволяют ей занимать второе место в Европейском союзе.

Франция стабильно включается в первую мировую десятку лидеров. Тем не менее, основные показатели экономики Франции показывает тенденцию к ухудшению положения ее хозяйства. В экономике страны преобладает сфера услуг, в которой работают более 70% экономически активного населения.

С 2001 года торговый баланс государства стабильно отрицательный. Единственный фактор современного роста экономики Франции в условиях дорогой валюты представляет собой стимулирование потребительского спроса через дешевые кредиты. По этой причине внешний долг Франции практически достигает стопроцентного валового внутреннего продукта.

Еще одной проблемой Франции является существенный рост населения, в несколько раз превышающий темпы роста ВВП.

Структура экономики Франции

Для структуры экономики Франции характерен постиндустриальный характер, что выражается в очень высоком уровне валового внутреннего продукта на душу населения и большой долей сферы услуг в общем объеме ВВП. Минимальной является доля сельского хозяйства, при этом оно обладает высокой диверсифицированной структурой и эффективностью.

Замечание 2

Добывающая промышленность во Франции переживает структурный кризис, почти полностью прекращена добыча бокситов, железной руды и угля. Основной особенностью французской промышленности является увеличение атомных электростанций, доля которых в общем производстве электроэнергии занимает первое место в мире.

В сфере обрабатывающей промышленности ведущую роль занимает машиностроительный комплекс. Больше всего развита автомобильная промышленность и электротехническая отрасль.

Франция занимает первое место в мире по выпуску электрокабелей, оборудования для атомных станций. Также большое значение в стране имеет авиационно-космическое производство. Широко развита и химическая промышленность, включая фармацевтику и косметическое производство.

Расходы по научно-исследовательским и опытно конструкторским разработкам во Франции меньше, чем в Японии и США.

Проблемы экономики Франции

Основной признак французской экономической модели заключается в интенсивном государственном вмешательстве в экономику страны. До настоящего времени государство сохранило свое присутствие в определённых секторах, включая энергетику, оборонную промышленность и общественный транспорт.

На протяжении долгого промежутка времени государство владело предприятиями почти во всех сферах экономики, при этом доля частного сектора являлась незначительной.

Государство могло осуществлять административное регулирование хозяйства, выступая в роли инвестора и осуществляя бюджетное финансирование национальных предприятий. Основной момент заключается в поддержке национальных предприятий, которые представляют собой французские ТНК, через предоставление льгот и субсидий.

Кроме этого государство осуществляло административный контроль над ценой. Дальнейшие реформы в экономике, включая ослабление регулирования государства, смягчает черты этой экономической модели.

Предпосылками ещё одной особенности экономики Франции становятся исторически сложившиеся сильные государственные позиции в экономике и преобладание малого бизнеса. В этой сфере произошло отставание степени концентрации капитала от международных лидеров, где американские, немецкие, английские и японские предприятия составили большинство крупнейших мировых ТНК.

Замечание 3

Во Франции слабо развит малый и средний бизнес, поэтому страна со временем потеряла международную конкурентоспособность. Отстающая конкурентоспособность бизнеса приводит к закрытию компаний, увеличению безработицы, деиндустриализации страны.

Французская экономика характеризуется несколькими особенностями:

  • Дефицитом государственного бюджета,
  • высоким государственным долгом,
  • дефицитом внешнеторгового баланса,
  • негибкостью французского рынка труда,
  • высоким уровнем безработицы, если сравнивать показатели с другими странами-участниками Европейского союза,
  • наиболее высоким в Европе уровнем налогообложения и социальных отчислений французских предприятий,
  • высоким развитием банковского сектора,
  • эффективным распределением финансовых потоков, что ведет к незначительным масштабам теневой экономики,
  • высоким уровнем забастовок.

Повестка дня правительства и законодателей включает определенный пакет мер, которые охватывают социальные, экономические, политические, юридические и международные вопросы.

Основой намечаемых реформ становится система финансовых и налоговых мероприятий, которые направлены на реализацию основного лозунга программы: «больше работать и больше получать».

Для решения экономических проблем Франции необходимо проведение следующих мер:

  • Освободить сверхурочные работы от налогообложения, поскольку в соответствии со статистикой около 40% французских наемных работников трудятся больше нормативного времени.
  • Вычитать из налогооблагаемой базы суммы, которые уплачиваются по ссудам, взятым на покупку жилья.
  • Снизить налог на наследство или полностью его отменить, когда наследство передается в рамках семьи.
  • Уменьшить налог на крупные состояния, когда происходит инвестирование средств в малые предприятия.
  • Отменить налоги для работающих студентов.
  • Расширить возможности заработка для пенсионеров, которые работают.
  • Ограничить практику финансовых подарков ведущим менеджером крупнейших предприятий при выходе на пенсию.
  • Отменить практику авансовой оплаты налогов в компаниях.

Основные современные политологические школы современности: англо-американская (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Моргентау, А.Бентли, Дл. Кетлин, Д. Истон, А. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Алмонд, П. Поппер); французская (Г. Тард, Р. Арон, Л. Дюги, М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Г. Маркузе); немецкая (И. Кант, Г. Гегель, М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Майер, И. Фэтчер); польская (Е. Вятр, Т. Бодно, А. Боднар, И. Опалэк, Ф. Ришка).

Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов США. Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки.

Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина. Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с кон. XIX в., прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом:

1. период - с кон. XIX в. до Первой мировой войны.

2. период - между двумя мировыми войнами.

3. период - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политологической науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также империческим подходам к анализу деятельности правительственных и иных институтов. С этой целью в США были созданы специальные центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 - и на уровне федеральном.

А. Бентли, В. Вильсон.

Второй период Сближение политологии с социологией (использование разработок социологов по научному инструментарию исследований), с психологией (перенос в политологию идей психоанализа).

Ч. Мерриам, У. Манро, Ч. Бирд,

Наконец, характеризуя третий период, можно выделить следующие направления: Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации. Среди видных представителей этого направления можно выделить Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского.



Немецкая школа политической науки. Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях: Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм). Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер) Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).

Большинство политических концепций связаны с так называемой Франкфуртской школой. Адорно Хабермас – видный представитель немецкой философии. В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (1968). Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер. Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную политологическую мысль

Эрих Фромм - известный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на современное сознание значительны. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века. Велик его вклад в развитие современной политической философии. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления.

Карл Поппер - влиятельный современный мыслитель, одним из величайших в ХХ столетии защитников открытого общества. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свобод. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот.

Ральф Дарендорф изучал социальные конфликты в обществе, специфику их проявления.

Политическая школа Франции Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа: 1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной 2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Политизация конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1. Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения.

2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов;

3. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

Американская школа политической науки

В США политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации"

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются: теория конфликта; теория согласия; теория плюралистической демократии.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1. Нормативистская политология, базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

2. Позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология;

3. "Практика-критическая наука" о социально-политической власти.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа.

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются: изучение поведения избирателей и изучение политических партий.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде . Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики.

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры.

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем, проблема функционирования гражданского общества и правового государства.

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Группа № 2921

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

080100.62 «Экономика»

По дисциплине Политология

Тема: Современные западные политологические школы

Студентки 2 курса: Пигалевой Светланы Александровны

Преподаватель: д.с.н., профессор Антипьев Анатолий Григорьевич

Введение

Французская школа политической науки

Бихевиористское направление

Герменевтическое направление

Институциональное направление

Политико-социологическое направление

Элитологическое направление

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время на Западе, политология занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политологических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных профессиональных организаций политологов. Наиболее известные из них - Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Общенациональные политологические ассоциации существуют в большинстве крупных стран Запада.

Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук.

В данной работе я попробую более подробно описать современные западные политологические школы. Рассмотрим все направления исследований методов в зарубежной политологии. Так же рассмотрим школы в каждой стране по отдельности.

Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д.

Американская школа политической науки

Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч);

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най);

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет);

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются:

1. теория конфликта; 2. теория согласия; 3. теория плюралистической демократии. Политология Англии опирается на американские исследования, которые были адаптированы и составили теоретико-методологическую основу политической науки. Среди проведенных в послевоенные десятилетия исследований необходимо выделить: 1. исследование государства, государственного суверенитета и демократии /Г.Ласки, К.Попер,У.Риз/;

2. политических партий /Р.Маккензи, Д.Робертс, Д.Уилсон/; групп давления /Д.Стюарт, Д.Муди/;

3. влияние на политический процесс рабочего движения /А.Салвер/; политической идеологии /М.Фагарти/;

4. политического поведения, политической культуры и политической активности масс и социальных групп, общественного мнения, средств массовой информации, политического лидерства и элит /Д.Батлер, Б.Берри, Б.Джексон/.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1.нормативистская политология,

2.базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

3.позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология; "практика-критическая наука" о социально-политической власти."

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1.Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2.Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер)

3.Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель - Дарендорф).

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются:

1. изучение поведения избирателей /Ж.Шарло, Ж.Ранже, А.Ласло/,

2. изучение политических партий /М.Дюверже, Ж.Шарло/.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной.

2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Наиболее характерной чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило это по 3 основным путям:

1 Путь - связан с политизацией конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

2 Путь - выражался в социологизации конституционного права - в расширении его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она не только вооружила исследователей социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием этого явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.

3 Путь - заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1. Исследование классов и социальных групп, включенных в политические отношения;

2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3. Исследование стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитие в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде. Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики(С.Липсет, К.Райт, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф).

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдье, М.Кроз"е, Р.Арон).

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалек, Ф.Ришка). Эл. ресурс WWW.Politoloqa.net.ru

Основные направления исследований методов

политический наука школа социологический

Эл. ресурс WWW.ckct.org.ruО роли и значении политологии в современном обществе можно судить, только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки. Сегодня принято выделять 4 направления исследований методов в зарубежной политологии:

Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

Исследования в области международных проблем - т.е. исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности.

Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.

Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний.

В современной западной политической науке по-разному ориентированы национальные политологические школы. К настоящему времени в мире сложились основные национальные школы современной политологии.

Я хотела бы поподробнее рассмотреть основные направления.

В качестве исходного основания анализа политики в современной англо-американской политологии выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. Психологизация политических отношений, т.е. поиск причин политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для политической деятельности, является определяющей тенденцией развития политической науки в США и Великобритании в первой половине XX в.

В качестве единицы измерения политической реальности были взяты «политический человек» и его воля властвовать. Это позволяло рассматривать политику зримо, конкретно, открывало возможность вырабатывать эффективные практические средства преодоления конфликтов, деструктивных действий.

Доминирующими направлениями в англо-американской политической науке являются бихевиористское, структурно-функциональное и герменевтическое направления, основанные на одноименных подходах.

Рассмотрим поподробнее эти направления. Политология Р.Е. Мухаев

Бихевиористское направление

Основоположниками бихевиоризма (поведение), а следовательно, и поведенческого (бихевиорального) направления в англо-американской политологии принято считать группу ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом (1874--1953).

Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политики выводится из природы человека, доступной исследованию научными методами.

Подобно представителям европейской политической философии XVII--XVIII вв., бихевиористы исходят из посылки о «естественном человеке» -- автономном субъекте политического процесса, своего рода «политическом атоме», изначально наделенном определенным набором черт и характеристик, вытекающих из его универсальной, внеисторической природы. Эта неизменная и всемогущая человеческая природа в конечном итоге определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.

Однако в отличие от просветителей бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида. В этой связи задача политической теории состояла в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей.

По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек -- «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, начальниками и подчиненными и даже в отношении к домашним животным. Эта изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить

* природные ресурсы;

* промышленный потенциал;

* военную подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил);

* численность населения;

* «национальный характер» (отношение населения к войне);

* «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике);

* качество дипломатии, которая выступает как «самый главный фактор, определяющий мощь страны».

Как писал Моргентау, дипломатия -- «это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это -- качество правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку своей внешней политики со стороны общественного мнения.

Называя качество дипломатии важнейшим фактором национальной мощи, Моргентау не умалял тем самым роли и значения военной силы, поскольку эффективность политико-дипломатических возможностей, по его мнению, находится в прямой зависимости от военной мощи каждого конкретного государства. В международной политике, пояснял он, именно «военная сила, которая может быть применена на практике или использована как угроза, является наиболее важным материальным фактором, обеспечивающим политическое могущество государства».

Структурно-функциональное направление

Основоположником структурно-функционального анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902--1979).

В работе «Система современных обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы.

Сама система имеет две оси ориентации:

1. ориентируется ли система на события окружающей среды или на внутренние проблемы;

2. реагирует ли система на сиюминутные потребности или долговременные интересы.

Покупатель и продавец, посетитель ресторана и официант, портной и заказчик -- все эти «обслуживающий» и «обслуживаемые» могут меняться местами в соответствии с изменением социальной ситуации. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, поскольку господство одних индивидов или групп в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.

Герменевтическое направление

Появление в 60-е гг. XX в. герменевтики как новой методологии анализа политики, разрывающей с позитивизмом, было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Западное индустриальное общество представляло собой атомизированную цепочку рыночного обмена, где индивиды конкурировали друг с другом в погоне за прибылью. Как замечал американский философ Эрих Фромм (1900--1980), индивидуализм «помог уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировав человека от своих собратьев». Восстановить разрушенные социальные связи -- предназначение политики.

Современный мир представляет собой лингвистически структурированную реальность. Взаимодействие индивидов осуществляется в терминах и значениях определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре.

Герменевтическая парадигма в анализе политики исходит из того, что политическая власть есть способность и возможность формулировать актуальные и востребованные у населения политические идеи и концепции, поскольку они представляют собой социальные действия или лингвистические события, которые должны рассматриваться в контексте языка и понятий. Любая воспринимаемая субъектом информация, в том числе и политическая, представляется ему определенным набором визуальных и звуковых символов, а следовательно, он расшифровывает ее в формулах, имеющих для него смысл, воспринимая и усваивая лишь те символы, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира.

В границах герменевтического подхода политика рассматривалась как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. Однако политика -- это особая форма коммуникации, отличная от других.

Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:

а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника;

б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству.

Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется проблеме политической символики.

Институциональное направление

Как уже отмечалось, создателем теории института во французской политической мысли по праву считается Морис Ориу, который первым выдвинул эту концепцию еще в 1906 г., а всесторонне обосновал ее в своей диссертации, озаглавленной «Теория института и ее основания. Очерки социального витализма» (1925). Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад.

Политико-социологическое направление

Политика может рассматриваться в контексте ее связи с социальными явлениями и процессами. Немецкий социолог Макс Вебер (1864--1920) в работе «Протестантская этика и дух капитализма» акцентировал внимание на социокультурных факторах политического развития.

По его мнению, природные процессы находятся вне человека, и потому они объект его познания. И это должно привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Одним из первых он отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.

Бюрократия, по Максу Веберу, -- особенность не только западных обществ. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.

Для идеального типа бюрократии характерны:

1) разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2) подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

Элитологическое направление

Элитология -- отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т.е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.

Наибольшего развития это направление достигло в рамках итальянской школы политической социологии.

Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848--1923).

Главное в социологической концепции Парето -- взгляд на общество как на систему, находящуюся в состоянии подвижного равновесия в результате взаимодействия множества различных элементов.

С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение предмета, объектов, методов, времени возникновения политологии – науки о политических процессах в обществе и о его политической организации. Основные школы политической науки. Задачи американской и международной ассоциации политической науки.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2011

    Основные направления развития политической науки ХIV-XVІ вв. Политико-правовая мысль Древнего Востока, европейского средневековья, Возрождения и Реформации. Сторонники биополитики, которые изучали взаимосвязь политической сферы и человеческих инстинктов.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Исследовательские подходы в современной политологии. Современные направления и теории политологии. Системный подход в политологии. Устойчивые формы организации и регулирования общественной и политической жизни. Концепции политического плюрализма.

    реферат , добавлен 13.02.2010

    Предпосылки возникновения американской политологической школы. Характеристика школы. Представители американской политологической школы. Анализ процесса формирования политологии в США позволяет выявить важнейшие тенденции в ее развитии.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2006

    Объект и предмет политологии, ее роль и значение как науки и как учебной дисциплины. Методы и направления исследований в политологии, ее функции. История возникновения и становления политической науки. Включение политологии в перечень учебных дисциплин.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Понятие, предмет, метод, функции и направления геополитики. "Гуманизированная" геополитика силы в теории З. Бжезинского. Евразийская геополитика США. Геополитические воззрения Г. Киссинджера. Идея евразийства российской школы геополитической мысли.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2010

    Политология как наука о политике; политологические школы. Политическая власть и механизмы ее осуществления; политическая элита и лидерство. Государство – основной политический институт общества. Политические партии и системы; история и теории демократии.

    учебное пособие , добавлен 18.09.2012

    "Жеті Жаргы" - важнейший документ политико–правовой мысли в казахском ханстве, история принятия, основные теории. Политологические идеи казахских просветителей Ч. Валиханова, Абая, И. Алтынсарина и Н. Назарбаева, их общественно–политические взгляды.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    История выделения политической психологии в самостоятельную отрасль в ХХ в. Принципы, методология и специфика политико-психологических исследований. Дискуссии относительно определения предмета политической психологии. Типология политической культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

    Особенности и представители политических учений Древнего мира, Средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, Нового времени. Этапы эволюции и школы современной политической науки. Сущность либерализма, консерватизма, социал-реформизма и марксизма.