Что такое. Толерантный человек - каков он

05Сен

Толерантность – это термин который означает процесс терпимости к различиям между разными аспектами человеческой культуры.

Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, толерантность — это концепция проявление уважения к другой расе, религии, полу, мнению или идеологии. Также, суть толерантности можно определить, как справедливое и объективное отношение к тем, чей образ жизни отличается от вашего. По своей сути толерантность является противоположностью .

Толерантность общества, плюсы и минусы.

Обсуждая позитивные и негативные аспекты концепции толерантности, стоит отметить, что пускай термин «толерантность» является весьма простым в определении, суть данной идеи, это весьма условная субстанция. Дело в том, что понятие толерантности не имеет каких-то четких обозначенных рамок. Это значит, что критерии того, что является допустимым, а что выходит за рамки терпимости, не определены. К примеру, на данный момент нет четкого перечня к чему следует относиться с терпением и пониманием, а что является явным нарушением прав других членов общества. Таким образом чувство терпимости зависит непосредственно от каждого человека.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что самым основным недостатком в концепции толерантности является тот факт, что нормы устанавливает каждый для себя лично. Таким образом, один человек может быть безгранично толерантен по отношению к другим, но взамен он не получит объективного отношения к себе.

Пример негативного момента.

В качестве примера можно привести некоторую часть беженцев из арабских стран, которые поселились в цивилизованных Европейских городах. С ними проблема заключается в том, что они не стараются влиться в устоявшееся более развитое общество. Вместо этого, они практикуют свои культурные традиции, которые для большинства цивилизованных людей кажутся средневековой дикостью. В данный перечень могут входить различные жестокие ритуалы или отношение к женщинам. Более того, они требуют терпимости к их укладу жизни, абсолютно не уважая систему ценностей, той страны которая их приютила. Учитывая данный пример, мы можем наблюдать ситуацию, когда излишняя толерантность приводит только к новым проблемам.

Толерантность и будущее.

Тем не менее, сама суть терпимости и взаимоуважения, это единственный выход для развития человеческой расы в условиях столь обширных различий между представителями разных культур. И раз уж мы уяснили, что нормы толерантности напрямую зависят от личности человека, то именно с этим нужно вести работу. Как показывает практика, чем более образован человек, тем с большим пониманием он относится к окружающим его людям и миру в целом. Таким образом, для достижения гармонии и взаимопонимания в мировом сообществе необходимо отбросить древние парадигмы и сосредоточится именно на образовании.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.



Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).




В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.




Важно ! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.



Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.



Толерантность и будущее

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

Что значит быть современным? Это не только отличное знание новых тенденций, технических новинок, но и умение быть открытым, понимающим, терпимым. В данной статье мы поговорим о том, кто такой толерантный человек, каковы его особенности, положительные и отрицательные стороны данного качества.

Проблемы сегодняшнего дня

Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.

Это прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

Возможно, именно толерантный человек - это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

Понятие толерантности

Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть - терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

Г. К. Честертон говорил: «Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым - это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

Основные принципы

Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

Виды толерантности

Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества - непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

Наиболее развитое качество - это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять - различия существуют, и это неплохо.

Как отличить толерантного человека?

Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек - это какой?

Стоит отметить, что главное принятие - личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» - зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе - вот основы толерантного человека.

Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

Как определить человека, не обладающего толерантностью?

Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

Воспитание в семье

Психологи утверждают, что закладывать в сознание ребенка все новое можно еще в период беременности. Но главное, что нужно запомнить: наилучший способ - это личный пример. Хотя это и самый сложный путь. Воспитание толерантного человека начинается с момента его появления и длится на протяжении всей жизни. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на дошкольные учреждения или учителей. Конечно, они тоже играют весомую роль, но основным примером всегда остается родитель.

Выводы

Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье - это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.

Чтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

Толерантный человек – каков он? 1. Понятие толерантности и её характеристика. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культуры, национальности, религиозной или социальной среды. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаков открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, каков он есть. Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утверждённой ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.

Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:  Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои направления.  Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.  Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.  Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Кроме этого, вопрос о толерантности поднимался в:  психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или её элементов.  социологии, что толерантность – «культурная» направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утверждённых ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений.Например, Б. С. Гершунский вводит понятие, как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности», «толерантное поведение». Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В. А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществлённая норма). Психологический уровень.

Политический уровень. а) добровольный индивидуальный а) активная позиция намеренного выбор; невмешательства; б) приобретается через воспита - б) добровольное соглашение на тельную информацию; взаимную терпимость разных и в) личный жизненный опыт. противодействующих в несогласии субъектов.

Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности:  Естественная (натуральная) толерантность.

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребёнку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е её персонализации ещё не привёл к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малыш принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращения с ними. В последнем случае она, с одной стороны, создаёт психологическую защищённость и позволяет сохранить позитивные отношения с семьёй, но с другой стороны – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.  Моральная толерантность.

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к человек не проявляет нетерпимости, которая у него имеется, но остаётся внутри.

Ситуационной моделью сути такого отношения является варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…» подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания.

И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.  Нравственная терпимость. Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеет парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено.В отличии от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которое ассоциируется с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.Это даёт личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удаётся. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. 2.Какого человека можно назвать толерантным.

В психологии рассмотрели основные черты толерантных и интолерантных людей: Толерантные люди. Интолерантные люди. 1. Знание себя: Адекватно оценивают себя и окружающих.Замечают у себя только достоинства, Способен относиться к себе критически, обвиняют других в их недостатках. старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках. 2. Защищённость: Уверен в себе, не сомневается, что Опасается своего социального окружения справится с любой возникшей задачей. Это и самого себя: во всём видит угрозу. важное условие для формирования толерантной личности. 3. Ответственность: Не перекладывает ответственность на Считает, что происходящие события от других, сам отвечает за свои поступки. него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг.

Беспричинно подозревает, что ему вредят. 4. Потребность в определении: Сами стремятся к творчеству, работе, Склонен отодвигать себя на второй план самореализации. («пусть кто-нибудь другой, только не Я») 5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях): Толерантный человек может правильно Интолерантный человек оценивает оценить и себя и интолерантного окружающих по своему образу и подобию. человека. 6. Чувство юмора: Живо реагирует на шутки, способен Не обладает чувством юмора, мрачен и посмеяться и над собой. апатичен.

Раздражённо реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес. 7. Авторитаризм: Предпочитает жить в демократическом, Предпочитает жить в авторитарном свободном обществе. обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: - толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям; - интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, непринятия иных культур, взглядов и традиций.

Таким образом, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. 3. Рекомендации как стать толерантным.Начинать воспитывать в человеке толерантность необходимо же с детского сада. Но в силу своих лет, дети не понимают что значит быть «толерантным». Задача педагога сформировать предпосылки к дальнейшему развитию толерантности уже в школе.

Когда дети начинаю учиться в школе, то неосмысленно но становятся толерантными, т.к мирятся с другими детьми, их поведением, суждениями, мыслями и взглядами. И уже в подростковом возрасте необходимо учителю проводить целенаправленные классные часы на тему «толерантности», т.к уже подростки понимают смысл «толерантности». А роль учителя при этом очень высока.Учитель может и должен: воспитывать в духе мира; признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; быть примером для детей; уметь слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.

Проводя классный час по толерантности с целью получения знаний о чертах толерантности, учитель может дать подросткам возможность оценить степени толерантности. И ребята оценивают толерантного и интолерантного человека, назвав такие черты как: - чувство юмора; непонимание; - доброжелательность; равнодушие; - гуманизм; агрессивность; - хорошее отношение к другим людям; Высокомерие; - умение владеть собой; безразличие; - уважение мнения других; раздражительность; - терпение; непонимание противоположных; - доверие; взглядов, обычаев; - желание вместе делать что-то. Задания могут быть разные: учащимся сравнить представления о себе с портретом толерантной личности; может создать представление о толерантности личности одного из членов группы.

Главное чтобы ребята поняли, что толерантный и интолерантный человек – это две противоположности в человеке, как частичке этого безграничного мира, ведь также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жестокость, свобода и независимость.

Ведь примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, либо один предмет не понимаю, а другой - понимаю.

Всё течет, всё изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно им понять, что принимать себя и других, нужно такими какими они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке.Педагог должен помочь ребёнку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях.

Учитель должен помогать ребёнку решать проблемы, которые мешают свободно двигаться в нужном направлении и даёт о себе знать на каждом шагу. Таким образом, задача учителя на классных часах донести до воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек как его частичка, многообразен.И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить. Кроме этого, можно организовать, так называемые «тренинги общения». Где подростки участвуют в групповой психологической работе, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии.

Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые производятся в группе, подростки лучше видят свои ошибки.Он помогает:  овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;  обучать индивидуализированным приёмам взаимодействия с людьми различных национальностей;  способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;  через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Педагог кроме всего может устроить и индивидуальные тренинги. Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая даёт эффективный результат, т.к вызывает интерес у ребят.

Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения. Направленность на развитие этнической толерантности осуществляет за счет подбора содержания.Профессор Г.Д. Дмитриев, который создал теорию “Многокультурное образование” предлагает в старших классах ролевую игру. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом.

Игра позволяет участникам: а) приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе; б) проанализировать свои стереотипы; в) критически оценить уровень своей толерантности.А самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности.

Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время.

На уроке учитель может развивать этническую толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента.Образование – это может быть элемент проблематики.  письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы; & #61559; устные сообщения учащихся;  работа в парах, группах;  выпуск школьной газеты;  составление кроссвордов.

При этом использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.И, подводя итоги, хочется несколько слов сказать по поводу развития толерантности в школе, в нашем обществе.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:  принятие себя и других людей таких, какие они есть;  установление доброжелательных отношений с окружающими;  способность к глубокому пониманию жизни;  активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;  развитие творческих способностей;  умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;  способность брать на себя ответственность;  приложение усилий для достижения поставленных целей.

Таким образом, говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Толерантность… Для жителей нашей страны это слово пока не очень привычно. По какой-то причине многие до сих пор воспринимают его, как что-то заморское и диковинное.

Разные страны – разное понимание


Во всех культурах понимание толерантности отличается, все зависит от того, какой у конкретного народа был опыт.

В английском языке толерантность означает способность и готовность воспринимать любую вещь или личность без протеста. В то же самое время во французском языке это слово означает уважение свободы другого человека, того, как он мыслит, как себя ведет, а так же его религиозных и политических взглядов. В Китае быть толерантным означает проявлять великодушие к другим людям. А вот для арабов это сострадание, прощение, расположенность, терпение. В русском языке очень похожим по смыслу можно назвать слово "терпимость", то есть способность быть снисходительным к любым поступкам других людей, мириться с мнением, даже отличным от твоего.

Ценность понятия



В современном мире толерантность важна, как никогда. Мы существуем в веке полнейшей глобализации экономики, невероятной мобильности и очень быстрого развития коммуникаций. Каждая страна, да что там, даже каждый регион, отличается от другого. По этой причине можно говорить о том, что нетерпимость и конфликты постоянно угрожают всем и каждому.

  • признание и уважение прав других людей;
  • способность принятия и понимания всего многообразия культур планеты Земля;
  • равенство абсолютно всех людей, которые живут на планете, независимо от того, какого они пола, вероисповедания, национальности, возраста и социальной принадлежности.

Проявлять толерантность созвучно с уважением прав других людей. И она вовсе не означает терпимого поведения и отношения к любым проявлениям социальной несправедливости, тем более отказа от личных убеждений и замену своего мнения чужим. Толерантность означает свободу в выражении собственного мнения, собственных точек зрения, признание, что точно такое же право имеется и у всех окружающих вас людей.

Что такое толерантность?



Так можно назвать способность услышать и понять иного человека, быть устойчивым к стрессам. Это наша терпимость в отношении других людей. Очень важно, чтобы все люди нашей страны воспитывались с пониманием этого слова. Необходимо осознавать ценность достоинства человека и неприкосновенность каждого из нас.

Существует еще и другое трактование толерантности – это способность абсолютно без малейшей агрессии принимать поведение, мысли, образ жизни, формы самовыражения и прочее каждого человека, даже сильно отличающегося от вас самих.

Вообще понятие толерантности появилось в западной культуре на уровне религии. Основа толерантности – открытость общения и мышления, личная свобода каждого человека, а также недопущение ущемления его свобод и прав.

Толерантная личность – человек, который имеет активную позицию, никогда не относится к любым событиям терпимо и пассивно. То есть, если человек толерантен, это не означает, что он терпим ко всему абсолютно, к примеру, к спекуляциям и манипуляциям другими людьми. То, что способно нарушить общечеловеческую мораль, нельзя воспринимать толерантно.

По этой причине, крайне важно понимать различие между толерантным поведением и рабской терпимостью, которая никогда не приведет ни к чему хорошему. Всегда различайте данные понятия, ведь довольно часто манипуляторы призывают быть толерантными, ведь именно терпимыми людьми намного проще управлять.

В общем, толерантность – довольно тонкая категория, которой, конечно же, обязательно стоит придерживаться. Ведь только она определяет общественное, моральное и демократическое развитие всего общества.