Тренировочные задания по теме причастие и деепричастие. Причастный и деепричастный оборот

ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28

Кущяк О. Г.


  • Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор приютившийся у огонька. Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега запряженная лошадью спокойно ждавшей перевоза. Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход ведущий большую баржу. Я устроился на палубе и любовался уголками открывавшимися с каждым поворотом реки еще окутанной синеватой мглой. (По В. Короленко )

Проверьте себя.

  • Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор, приютившийся у огонька . Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега, запряженная лошадью, спокойно ждавшей перевоза. Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега, а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход, ведущий большую баржу . Я устроился на палубе и любовался уголками, открывавшимися с каждым поворотом реки, еще окутанной синеватой мглой . (По В. Короленко )

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Красиво смотреть со стороны на судно окрыленное белыми парусами грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн. Но взгляните на число рук приводящих его в движение! Парусное судно обмотавшееся веревками и завесившееся парусами дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.

(По И. Гончарову )


Проверьте себя.

Красиво смотреть со стороны на судно, окрыленное белыми парусами , грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн . Но взгляните на число рук, приводящих его в движение ! Парусное судно , обмотавшееся веревками и завесившееся парусами, дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре, не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться. (По И. Гончарову )


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.


Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Волки медленно поднялись и поджав хвосты пошли в поле. Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их холодя на спинах шерсть просыпалось чувство злой тоски.

Волчица пела свою песню высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее зайцы вышедшие в поле откапывать зеленую озимь испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)


Проверьте себя.

Волки медленно поднялись и, поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски.

Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее, зайцы, вышедшие в поле откапывать зеленую озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)


Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Сочные щепки летели на росистую траву и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и быстро выпрямившись заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево наклонилось рухнув макушкой на землю. Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше зацепив ветку крыльями. Ветка покачавшись замерла.

(По Л. Толстому )


Проверь себя.

Сочные щепки летели на росистую траву, и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и, быстро выпрямившись , заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево, наклонилось, рухнув макушкой на землю . Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше, зацепив ветку крыльями . Ветка , покачавшись, замерла.

(По Л. Толстому )


Объясните постановку знаков препинания.

На крыльцо вышел мальчик лет шести. Не сводя зачарованных глаз с Дика [собака], он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса. Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки.


Объясните постановку знаков препинания.

Радостно и звонко засмеявшись, мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. Ошалело мотнув головой, освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону. Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах.

(По П. Проскурину)

Несовершенного и совершенного вида. Деепричастный оборот

Общие сведения о деепричастии

Деепричастие особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая ? что сделав ? (читая – прочитав, думая – подумав ).

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками:

1. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Например: Набирая, исследуя (что делая? ) – набрав, исследовав (что сделав? ).

2. Деепричастия могут быть переходными и непереходными. Например: а) переходные: убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; б) непереходные: блестя на солнце, шагнув в бездну;

3. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными. Например: раскачиваясь – раскачивая; нагнувшись – нагнув.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте диалог.

– Абдулла, скажи, пожалуйста, что такое деепричастие?

– Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие как признак другого, главного действия: вяжет как? – сидя; идут как? – разговаривая; отправил когда? – наклеив марку; бросил когда? – поймав.

– Какие признаки имеют деепричастия?

– Деепричастия, как и наречия, не изменяются. Они являются глагольной формой и, следовательно, имеют вид. Деепричастия сидя, разговаривая – несовершенного вида, а наклеив, поймав – совершенного вида.

– Как образуются деепричастия?

– С помощью суффиксов - а (-я), - в, - вши; спеша, играя, подумав. Суффикс - вши несколько устарел, больше употребляется в устно-разговорной форме речи и в художественных текстах, а также в возвратных деепричастиях: собравшись, убедившись, умывшись.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Найдите и выпишите предложения с деепричастиями. Подчеркните деепричастия и задайте к ним вопрос.

Дядя ПАША

Был у отца брат – Павел Иванович. Очень мы его любили.

Дядя Паша, приходя к нам, обычно оставался ночевать. Постелив постель на сене, ляжем мы, бывало, вместе с дядей и начнем разговаривать. Лежим с раскрытыми глазами, а над нами звезды сверкают. Мой старший брат, желая узнать все о звездах, все допытывался:

– Живут ли там люди?

Дядя Паша, усмехнувшись, задумчиво скажет:

– Кто его знает... Но думаю, жизнь на звездах есть... Не может быть, чтобы из миллионов планет посчастливилось одной Земле.

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом – сказуемым. Например: Слушая музыку, он вспоминал о родном доме.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса -а (-я) .

После шипящих (ж, ш,ч, щ ) употребляется суффикс , а в остальных случаях – .

Обратите внимание:

1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва - в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) – выдавая.

2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:

бить – бьют, рвать – рвут, шить – шьют, жечь – жгут и др.

б) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х : беречь – берегут, мочь – могут и др.;

в) от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, хлестать – хлещут и др.;

г) от глаголов с суффиксом -ну -: блекнуть – блекнут, мокнуть – мокнуть, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Любят, мешают, наступают, выбирают, встречают, спрашивают, встречаются, собираются, боятся, смеются, причесываются.

Упражнение 2. Составьте предложения, заменив выделенный глагол деепричастием несовершенного вида.

Синичка смотрела на трещинку на дереве, постучала клювом. Птички летают по лесу, проверяют , где какая букашка спряталась. Синицы перелетают с дерева на дерево, уничтожают вредителей, лечат деревья.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия , выраженного глаголом-сказуемым. Например: Написав контрольную работу , студенты вышли из аудитории.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, - ши.

От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида по предложенным образцам.

Сказал – сказав ; рассмотрел, бросил, окончил, перестал.

Встретился – встретившись ; простился, вернулся, расположился.

Принесет – принеся ; вспомнит, услышит, прочитает.

Упражнение 2. Перепишите. Замените причастия деепричастиями. Запятые сохраняйте.

Образец. Мой брат, окончивший в прошлом году среднюю школу , поступил на курсы пользователей ПК. – Мой брат, окончив в прошлом году среднюю школу, поступил на курсы пользователей ПК.

1. Сестра, окончившая в прошлом году университет, поступила на курсы английского языка . 2. Спортсмен, вернувшийся с чемпионата мира, дал интервью журналистам. 3. Актер, сыгравший главную роль в новом фильме, получил признание зрителей.

Деепричастный оборот

Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие.

Деепричастный оборот отвечает на вопрос что делая ? или что сделав ?. В предложении деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельствами. Например.

Приводим материал для тренировочных работ.

1. Из предложений выписать деепричастия и указать, от какого глагола они образованы и их вид.

1) Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая все вокруг.

2) Тяжело дыша, отец подошел к дивану и, не раздеваясь, прилег.

3) Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днем, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

4) Женька сидел, подняв колени к подбородку и охватив их, узкие штаны его вздернулись, открывая тощие ноги (В. Пан.).

5) Марья Павловна стояла подле него, прислонясь к березе и заложив назад руки (Т.).

2. Заменить деепричастие спрягаемыми формами глагола, образовать простое предложение, в котором союз и соединяет однородные сказуемые, подчеркнуть главные члены. Там, где нужно, предложения можно перестроить: Мы выбежали из дома, одеваясь уже на ходу. - Мы выбежали из дома и одевались уже на ходу. Объяснить различие в значении этих предложений.

1) Сидя у окна, сестра рассматривала иллюстрации к книге.

2) Ребята, отдохнув немного, отправились дальше.

3) Огромная елка стояла посредине, наполняя комнату смолистым ароматом.

5) Толкнув ногой незапертую дверь, я нерешительно вошел в комнату.

6) Громко заблеяв, овцы выбежали из загона.

7) Устроившись на ночь в палатке, все крепко заснули.

3. Заменить деепричастия спрягаемыми формами глагола, образовать сложное предложение, подчеркнуть главные члены: По стремительной зеленоватой воде плыли, покачиваясь и обгоняя друг друга, бревна.- По стремительной зеленоватой воде плыли бревна, они покачивались обгоняли друг друга.

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке и стараясь заснуть.

2) Печально садилось осеннее солнце, заливая прощальным светом уже убранные поля.

3) Свежий весенний ветер пронесся по лугам, пригибая к земле длинные стебли трав.

4) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок - на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

Разбор начинаем с неправильно построенного предложения: «Дойдя до опушки леса, ему послышались крики». Устанавливаем, что главное действие в нем обозначается глаголом послышались, а добавочное деепричастием дойдя. Доходит до опушки леса он, а действие, которое обозначено глаголом послышались, согласуется с подлежащим крики (крики послышались), следовательно, главное и добавочное действия производятся не одним и тем же лицом. В этом и заключается ошибочность построения разбираемого предложения. При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное и добавочное действие (он должен дойти до опушки леса, и он же должен услышать крики). Правильное предложение выглядит так: Дойдя до опушки леса, он услышал крики.

Потренироваться можно, исправив ошибки в следующих предложениях.

1) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

2) Получив известие о Павле, радость охватила Ниловну.

3) Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос, кто автор этого произведения.

4) Включив радио, раздались звуки музыки.

5) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

Приводим текст диктанта.

Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плеса, обломав сухие ветки. Птицы исчезли бесследно. Работяги кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось с серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошел снег, засыпая все неровности на земле, смягчая рельефы склонов. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лебяжьим пухом лег на ветви березы. Мелкие хлыстики ивняка покорно пригнулись к земле. Сквозь пуховое одеяло остались видны лишь остренькие верхушки сиротливо растущих у опушки елочек. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Все реже раздаются всплески, невнятнее доносится бульканье. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные вереницы белых фигур, погрузив все лесное царство в мир безмолвия и сновидений.

Заключительной работой по всей теме может явиться составление таблицы «Образование глагольных форм».Каждый учащийся должен заготовить такую таблицу на развернутом листе бумаги. Заполняя таблицу, проводим тренировочную работу по образованию всех форм глагола.

Затем на каждом уроке, уже при изучении других тем, мы предлагаем учащимся в классе или дома образовать все глагольные формы от 1-2 глаголов. Подобная работа как бы подводит итог всему пройденному, систематизирует и закрепляет полученные знания.


Деепричастие
Рассмотрите таблицы, определите, что такое деепричастие, признаки каких частей речи имеет, как образуется. Приведите свои примеры.
Что делая? Что сделав? (отвечает)
Деепричастие особая форма глагола
Добавочное действие (обозначает)

имеет признаки

Глагола
Наречия

Сдерживать -- сдерживая (несов.) Сдержать – сдержав (сов.)
Закрыл глаза, (когда?) услышав выстрел (вопросы почему? как? когда? каким образом?)

Возвращаться – возвращаясь (возвр.)
Боря бежал
Маша бежала
Дети бежали

подпрыгивая

Облиться (чем?) водой – облившись (чем?) водой
Дует ветер, сердито воя (обстоятельство)

Образование деепричастий
Несовершенный вид
Совершенный вид

рисовать – рисуют – рису-

слышать –слышат – слыш-

кричать – кричат – крич-
}
я
прочитать – прочи-
та –л – прочита –
закрыть – закры-л

испечь –испек –испек-
засохнуть- засох -засох-
запереть-запер-запер-
}
в (ши)

Деепричастия от глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс –ва- выпадает, образуются от основы неопределенной формы: вставать – вставая, издавать – издавая, узнавать – узнавая.
От глагола быть деепричастие – будучи.
Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов на –чь (стричь), на –ну-(пахнуть, гнуть) и от глаголов бежать, писать, вязать, ехать, ждать, лгать, шить и некоторых других.
У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего простого времени посредством суффикса –а или –я: прочт-ут – прочтя, увид-.ят – увидя.
Иногда употребляются обе формы: принести- принесши- принеся; отметиться – отметившись –отметясь.
У глаголов с основой на д и т деепричастия образуются или от основы простого будущего времени при помощи суффикса –я: приобрести-приобретут-приобретя; привести – приведут -приведя, или от основы прошедшего времени при помощи суффикса – вши (д и т в таком случае выпадают): сесть – сел – севши.

Деепричастный оборот
Рассмотрите таблицу, расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте. Приведите свои примеры.

1 Деепричастный оборот, ..
1.Почувствовав усталость, путники сделали привал.

2. , ДО, .
2.Путники, почувствовав усталость, сделали привал.

3. , ДО.
3. Путники сделали привал, почувствовав усталость.

НЕ с деепричастиями
Рассмотрите таблицу, объясните правописание НЕ с деепричастиями.
Приведите свои примеры.
Слитно
Раздельно

Ненавидя
Не глядя

Недоумевая
Не решаясь

Негодуя
Не любя

Не замечая

Тренировочные упражнения

Упражнение 1
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее,-- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее -- так буйно красива и мила она становилась в эти минуты чудесного возвращения к юности.
(М. Горький.)
Найдите в тексте деепричастия, определите вид, выделите суффиксы.
Подчеркните деепричастные обороты, объясните знаки препинания.
Опишите бабушку, используя деепричастные обороты.
Упражнение 2
В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугану. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный никольский лес.
Спускаясь по тропке, Димка вдруг остановился, услышав что-то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова
На берегу он (Димка) увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку.
С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.
(А. Гайдар.)
Узнайте деепричастия « в лицо», выпишите их, указав глаголы, от которых они образованы.
Найдите в тексте олицетворения.
Найдите деепричастные обороты, объясните расстановку знаков препинания.

Упражнение 3
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далекого юга на север, стала кружить над озером. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили над заливом, потом стали садиться на воду.
Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я, забыв о ружье, любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.
(По И. Соколову- Микитову.)
Найдите в данном тексте деепричастные обороты.
Подчеркните их, каким членом предложения они являются.

Упражнение 4
Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют ее, он полулежал в красивой, сильной позе лицом ко мне, методически потягивая из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма и неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.
(М. Горький.)
Объясните правописание НЕ с деепричастиями.
Найдите деепричастные обороты.

Словарные диктанты

Построив шалаш, посеяв рожь, услышав шепот, приготовив уроки, подклеив книгу, рисуя картину, почуявши запах, зависев от погоды, убегая от собаки, залаяв на прохожих, заметив ошибку, читая громко.(27 слов.)
Найдите деепричастия, определите вид, обозначьте суффиксы.

Галерея, экспресс, аккуратный, жеваный, медленный, кавалерия, прекратить, дистанция, комбинация из шести фигур, бассейн, силуэт, поразительный, как-нибудь, вокзал, соломенный, ветреный, исказить, великодушный, возвышенный, распечатать воззвание, сборная команда, чугунный брус.(28 слов.)

Комбинация, утрамбовать, рационализатор, прекратить, поразительный, силуэт, как будто, аккуратно, кавалерия, кованый, претензия, как-нибудь, рыцарский, туманный, конопляный, старинный, нечищеная посуда, не мог прилежно заниматься, прескверный характер, медленно пробираться, прикснуться. (27 слов.)

Используя данные слова, составьте 5 предложений с деепричастным оборотом.

Творческий диктант

Опоздав на поезд 2. Поняв свою ошибку 3. Проболев целый месяц 4. Хорошо отдохнув летом 5. Встретившись с товарищем 6. . Потеряв адрес 7. Забыв ключи 8. Прочитав рассказ 9. Не заметив меня 10. Взявшись за дело 11. Поднявшись на гору 12. Устав от работы
Дополните предложения.

Развитие речи

Коллизия – столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.
Сюжет (от франц. sujetпредмет) – это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Последовательность и связь описания событий в произведении литературы.
Фабула (от лат.fabula – повествование, история) – сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий. Иногда употребляется в том же смысле, что сюжет.
Старая собака
У одного мужика была старая собака. Под старость она стала плохо стеречь хозяйское добро. Мужик решил ее утопить. Он взял большой камень, позвал с собой собаку и пошел на реку. Он сел в маленькую лодку, отплыл на глубокое место, привязал тяжелый камень собаке на шею и столкнул ее в воду. Но камень как-то выскользнул. Собака поплыла за лодкой. Мужик ударил ее тяжелым веслом. Собака все плыла.
Мужик замахнулся еще раз, но оступился и упал в воду. Плавать он не умел и начал тонуть.
Умная собака бросилась к нему и схватила зубами за одежду. Она выбилась из сил, но поддерживала своего хозяина на воде.
На берегу работали люди. Они заметили, что кто-то тонет, и поспешили в лодке на помощь. Мужик был спасен. Со слезами он понес измученную собаку к себе в избу. Собаку стали хорошо кормить. Скоро она поправилась.
(По Горбунову-Посадову.)
Определите сюжетную канву данного текста.

Тест
Отметьте, признаки каких частей речи совмещает деепричастие:
1) глагола и существительного
2) глагола и прилагательного
3) глагола и наречия
4) глагола и числительного
5) глагола и местоимения
Выделите деепричастие:
1) указание 4) умывшись
2) укажите 5) умывавшийся
3) указать
3. Укажите деепричастие совершенного вида:
1) слушая 4) работая
2) помогая 5) беседуя
3) прочтя
Определите глагол, от которого нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
1) видеть 4) прятать
2) вертеть 5) бегать
3) плясать

5. НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду:
1) (не) взлюбив, (не) доумевая, (не) посмотрев
2) (не) говоря, (не) годуя, (не) хотел
3) (не) улыбаясь, (не) улыбающийся, (не) когда
4) (не) навидел, (не) глядя, (не) понимал
5) (не) чувствуя, (не) видневшийся, (не) глядя

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Храня память о прошлом,
1) ученым понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
3) изучение истории имеет большое значение.
4) это помогает лучше понять настоящее.

Выберите предложение, в котором пропущена запятая:
1) Не доехав версты три, он слез с телеги и пошел пешком.
2) Никита взял шапку и сейчас же не ожидая рассвета отправился в уезд.
3) Не сказав ни одного слова, Павел собрал деньги на дорогу и отправился в родной город.
4) Он долго молчал, явно недосказывая чего-то, и хмурился.
5) Мой приятель, посмеиваясь, прошел мимо.

8. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
1)Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.
3) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.
4) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.
5) Перетянутый поясом сюртук сидел на нем мешковато.

Контрольный диктант
Ихтиандр, задыхаясь2, бежал по дороге вдоль берега моря. Вырвавшись из этого страшного города, он круто свернул с дороги и направился к берегу залива4. Укрывшись между прибрежными2 камнями, огляделся, быстро разделся, спрятал в камнях костюм, побежал2 к воде и бросился в волны.
Несмотря на усталость, никогда он не плыл еще так стремительно. Только отплыв3 несколько миль от города, юноша поплыл вблизи берега. Здесь он уже чувствовал себя дома.
Каждый подводный камень, каждая выемка в морском дне были ему знакомы. Вот здесь, распластавшись на песчаном дне, живут домоседы- камбалы, дальше растут красные коралловые кусты, укрывающие в своих ветвях1 мелких красноперых рыбок. (96 слов.)
(А. Беляев.)
Произведите все виды разбора, обозначенные в тексте цифрами.

Использованная литература
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы-М.: Просвещение, 1998.
2. Бушуева М. М. Русский язык. Орфография.- М.:Рус. яз., 1994.
3. Греков В. Ф. , Крючков С. Е. , Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку- М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999.
4. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности.- М.: Просвещение, 1995.
.5. Краткий словарь литературоведческих терминов.-М., «Просвещение», 1999.
6. Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы.-М.: Высш. шк., 1994.
7. Современный словарь иностранных слов.- М. :Рус. яз., 1992.
8. Ткаченко Н. Г. Русский язык. Диктанты. 8 класс\Под ред. Ильинской Н. Г. – М. :Рольф: Айрис-пресс, 1999.
Ткаченко Н. Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2ч. – М. Рольф: Айрис- пресс, 1997.
Хазанова А. С., Цвайг Л. В. Русский язык: Практическое руководство. В пяти ч.Ч.3.- Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992.
11. .Яковлева Е. А. Русский язык: Пунктуация.- М.: Рус. яз., 1994.

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915

Упражнение 1 . Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7. Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

Упражнение 2.

Укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов. Исправьте эти ошибки. В случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями.

1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме». 7. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо под готовить теоретически. 8. Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами, будут лишены возможности писать сочинение. 9. В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским, если бы такие занятия были организованы. 10. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.

Упражнение 3.

Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.

Образец . Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя).- Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (А. Фадеев ).

1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (держа его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; напоминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

Упражнение 4.

Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями времени.

1. Этот талантливый литератор, пиша фельетон, строил фразу с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень внимательно читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Каспаров, встречаясь с Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, побеждая спортсменов из школы-интерната. 8. Вчера, обедая с писателем, он мне сказал... 9. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 10. Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций.

Тест по теме "Употребление причастий и деепричастий"

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из предложения.

Одна из самых интригующих тайн Вселенной - то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена.

А) действительное причастие

Б) страдательное причастие

В)отглагольное прилагательное

Г) деепричастие совершенного вида

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из предложения:

Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

А) деепричастие

Б) наречие

В) краткое причастие

Г) страдательное причастие

3. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН из предложения:

Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный - в верхней части земной коры.

А) краткое прилагательное

Б) страдательное причастие

В) наречие

Г) деепричастие

4.

А) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

Б) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

В) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

Г) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо.

Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.

В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края.

Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

Б) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

В) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?

Г) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

8.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

Б) это способствовало распространению и развитию науки.

В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

Г) нужны дополнительные финансовые средства

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

Б) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

В) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая о страданиях Бруно и Галилея,

А) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.

В) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

Г) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

Г) уже стемнело.

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,

А) возникает желание уберечь её от любых бед.

Б) космонавту не было равных.

В) космонавта охватило радостное возбуждение.

Г) космонавт зачарованно замер.