Основы глагола. Две основы глагола

В отличие от других частей речи, глаголы образуют формы не от одной основы в начальной форме, а от двух глагольных основ. Образование форм происходит путем прибавления определенных суффиксов, окончаний к основе.

Выделяются:

1) основа инфинитива – выделяется после отбрасывания окончания или суф. инфинитива –ть, -ти, о: говори -ть, нес -ти, жечь -о.

2) основа наст. или пр. буд вр. – выделяется путем отбрасывания личных окончаний: говор, -ат, читаj-ут, скаж-ут, прочитаj-ут.

Спряжение глагола

В широком понимании спряжение – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В узком изменение по лицам и числам . Именно так рассматривается спряжение в школе и в вузовских учебниках. Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Эти формы глагола называются личными, а окончания таких глаголов – личными окончаниями (т.к. они передают значение лица и числа).

По характеру личных окончаний большинство глаголов в русском языке относятся к глаголам 1 или 2 спряжения. Эти типы спряжения отличаются друг от друга гласными в окончании 2, 3 лица ед. и мн.ч. и 1 лица мн.ч. Глаголы 1 л. ед.ч. в обоих спряжениях имеют одинаковое окончание (у/ю).

I спряжение II спряжение

ешь, ет, ем, ете, ут, ют ишь, ит, им, ите, ат, ят

Ко II спряжению относятся:

1. Глаголы с ударным личным окончанием, где ударными являются гласные и или а/я в 3 лице мн.числа: спишь, спит, спим, спите, спят .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, у которых основа инфинитива заканчивается на –ить (кроме брить, стелить ): говоришь – говорить , на –ить .

3. Исключение: 7 глаголов на –еть , 4 глагола на –ать :

Слышать, видеть и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть,

и смотреть, дышать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению (их больше):

1. Глаголы с ударным личным окончанием с е или ув 3 лице мн.числа: рвешь, рвет, рвем. рвете, рвут .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, основа инфинитива которых оканчивается не на –ить (кроме 11 глаголов-искл.): борются – бороться, на –оть, не на –ить.

3. Исключение: брить, стелить.

Примечание : глаголы, образованные с помощью приставок и/или постфикса -ся, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные глаголы.

Не входят в эти типы спряжения:

1. Глаголы хотеть, бежать и производные от них (выбежать, захотеть и т.п.). Это разноспрягаемые глаголы, т.к. имеют личные окончания как I, так и спряжения.

Глагол бежать спрягается во всех формах по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите), но в 3 л. мн.ч. – по I спряжению (бегут).

Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по I спряжения (хочешь, хочет), во мн.ч. – по типу II спряжения (хотим, хотите, хотят). Множество речевых ошибок связано с неправильным спряжением этих глаголов (к примеру, «хочем, хочете, бежат» , унифицируют под I спр.).

2. Глаголы есть, дать, создать, надоесть и приставочные производные от них. Это глаголы архаичного (устаревшего) спряжения.

У этих глаголов своеобразные личные окончания в ед.числе:

дам , дашь , даст , ем . ешь , ест .

Во мн.ч. они спрягаются по типу II спряжения.

Отдельные глаголы считаются избыточными глаголами, потому что у них есть в системе спряжения вариантные формы: машет, махает (разг.); чтут, чтят; каплет, капает. Некоторые глаголы являются недостаточными , т.к. у них наблюдаются отсутствие ряда личных форм наст./буд. времени.

В зависимости от этого выделяют глаголы несов.вида и глаголы сов.вида.

Глаголы несов.в. обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что делать? Например, петь, делать, говорить, говаривать .

Глаголы сов.в. обозначают действие, ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что сделать? Например, сказать, запеть, прыгнуть.

Практически глаголы сов. и несов.в. узнают по вопросу: что делать? что сделать?

Глаголы сов.в. и несов.в. четко разграничиваются не только по своей семантике, но и по грам. свойствам:

1. У Г несов.в. и сов.в. разное количество форм времени: у Г НВ – 3, у Г СВ – 2. Г несов.в. имеют формы наст.вр. гл. сов.в. – нет, что связано с их грам. значением.


В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все триосновы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения:несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y (орфографически - читаю),pucyj-y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени:несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий), pucyj-ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени:унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj-эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита"jа (читая), pucyj-a(рисуя).

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.


Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными , например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) -aj : читать - читаj-ут (читают) .

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej : жалетъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj : советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н- : прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят : молить - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например,есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут , мурлыкают вместомурлычут , полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .

Спряжение глаголов. Понятие парадигмы. Глаголы «изобилующие» и глаголы «недостаточные».

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат


I спряжение

II спряжение

Формы одного и того же глагола в русском языке образуются от двух разных глагольных основ .

Первая основа глагола – это основа инфинитива . Основы инфинитивов выделяются путём отбрасывания суффиксов -ть , -ти и -чь :

нарисова (ть), нес (ти). бере (чь).

От первой основы глагола (например, нарисова -) образуются:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения:

нарисова-л(-0, -а, -о, -и) ;

2) формы сослагательного наклонения: нарисова-л(-0, -а,-о, -и) бы ;

3) формы причастий прошедшего времени: нарисова-вш(-ий, -ая, -ее, -ие), нарисова-нн(-ый, -ая, -ое, -ые) ;

4) форма деепричастия у глаголов совершенного вида: нарисова-в .

Вторая основа глагола – это основа настоящего (у глаголов несовершенного вида) или будущего (у глаголов совершенного вида) времени .

Вторая основа глаголов определяется путём отбрасывания окончаний -ут (если глагол первого спряжения) или -am (если глагол второго спряжения) у форм третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения .

Это значит, что если в инфинитиве глагол отвечает на вопрос что делать? , то вторая основа этого глагола определяется по форме, которая отвечает на вопрос чтоделают? Если же инфинитив отвечает на вопрос что сделать? , то вторая основа глагола определяется по той его форме, которая отвечает на вопрос что сделают?, например:

принести (что сделать?) – (что сделают?) принес -(ут ),

дышать (что делать?) – (что делают?) дыш -(am ),

От второй глагольной основы (например, чита[j] -) образуются:

1) формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и будущего времени (у глаголов совершенного вида): чита[j] (-у, -ешь, -ет, -ем. -ете, -ут );

2) формы второго лица повелительного наклонения: читай (-0, -те );

3) у глаголов несовершенного вида формы причастий настоящего времени: чита[j]-ущ (-ий, -ая, -ее, -ие ), чита[j]-ем (-ый, -ая, -ое, -ые );

4) у глаголов несовершенного вида форма деепричастия: чита[j]-а .

Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола

У большинства русских глаголов основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени разные :

бра -ть бер -ут ,

зна -ть зна[j] ут ,

бере -чь берег -ут .

Чаще всего в русском языке встречаются такие типы звуковых соотношений между двумя глагольными основами:

1) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива плюс согласный (как правило, [j], реже – другой звук): сдела -ть – сдела[ j] -ут, зелене -ть – зелене[ j] -ут, жи -ть – жив -ут .

Если инфинитив имеет суффикс -чь , то во второй основе появляется -г – или -к -: бере -чь берег -ут , пе -чь пек -ут ;

2) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива минус конечный гласный: бели -ть – бел’ -ат, прыгну -ть – прыгн -ут . При этом заднеязычные и свистящие согласные часто чередуются с шипящими: плака -ть – плач -ут, писа -ть – пиш -ут ;

3) основы инфинитива и настоящего (будущего) времени различаются суффиксами: торгова -ть – торгу [j] -ym, организова -ть – организу[ j] -ут ;

4) две основы одного глагола различаются чередующимися звуками:

[и ]/[ej ] (бри ть брею т ), [ы ]/[oj ] (вы ть вою т ), [е ]/[oj ] (пе ть пою т ),

[и ]/[j ] (пи ть пью т ), [а ]/[м ] (жа ть -жм ут ), [а ]/[н ] (мя ть -мн ут ).

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Соотношение основ в продуктивных классах глаголов

Глаголы первых четырех продуктивных классов относятся к первому спряжению , а глаголы пятого продуктивного класса ко второму спряжению . Это значит, что в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов и глаголы 5-го класса имеют разные лично-числовые окончания , например:

бегать – бегают – глагол первого продуктивного класса, следовательно, он относится к первому спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

любить – любят – глагол пятого продуктивного класса, поэтому он относится ко второму спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

Те глаголы , у которых наблюдается другое соотношение основ инфинитива и настоящего (будущего) времени, относятся к непродуктивным классам . По образцу непродуктивных классов в современном русском языке новых глаголов не образуется . Например, основа инфинитива у глагола плакать такая же, как у глаголов первого продуктивного класса, но основа настоящего времени у этого глагола имеет другую форму (она не оканчивается на -a[j] ): плака (ть ) – плач (ут ). Это глагол непродуктивного класса.

Из-за сходства с основами инфинитивов продуктивных классов некоторые глаголы непродуктивных классов имеют вариантные формы настоящего (будущего) времени :

Мяукать мяукают и мяучат ; полоскать полоскают и полощут ; брызгать брызгают и брызжут и нек. др.

Следовательно, недостаточно знать только форму инфинитива для того, чтобы правильно образовать все формы глагола: нужно всегда учитывать соотношение двух глагольных основ .

Основные термины

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.

Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения:

1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят);

2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср. : бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,

  • - вид глаго́ла грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени...

    Литературная энциклопедия

  • - вре́мя глаго́ла словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении...

    Литературная энциклопедия

  • - грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме...
  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. см.будущее время, настоящее время, прошедшее время. см. также абсолютное время, относительное время...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий, его собеседник или же лицо, не участвующее в речи...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим, т. е. определяющая модальность действия...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке...
  • - Грамматическая категория, соотносящая действие с моментом речи. Это соотношение может нарушаться в разных стилях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс -ть или -ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Словоизменительная система глагола, включающая: 1) парадигму спряжения – 6 членов; 2) парадигму изменения по родам – 3 члена; 3) парадигму изменения по числам – 2 члена; 4) парадигму изменения по временам – 3 члена...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма глагола, более конкретная по значению, нежели не, поэтому наиболее употребительная в художественной, разговорной речи, особенно при описании действия: Колхозный председатель сбежал к речке, плеснул в лицо водой,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - прил., кол-во синонимов: 1 отглагольный...

    Словарь синонимов

  • - Словоизменительная категория, характерная для глагольных форм наст. и будущ...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма глагола, менее конкретная по значению, нежели совершенный вид глагола...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"основы глагола" в книгах

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ»

Из книги Изумрудное оперение Гаруды (Индонезия, записки) автора Бычков Станислав Викторович

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ» Корнелис де Хутман, голландец по происхождению, авантюрист по натуре, много лет жил в Лиссабоне. Брался за торговлю, нанимался на суда, подвизался на ниве ростовщичества, но все время ждал того самого часа, который, верил он, перевернет его

От глагола «ведать» Рим. 1983-1984

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

По поводу глагола "ложить".

Из книги Креативы Старого Семёна автора

По поводу глагола "ложить". Многие помнят сцену из "Доживем до понедельника", диалог героя В.Тихонова с молоденькой учительницей, которая жалуется на непослушных учеников:- Я им говорю не ложьте, а они ложат!Учительницу сыграла актриса Нина Емельянова, недавно ушедшая из

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ

Из книги автора

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ Федор Михайлович Зявкин сидел за столом, положив перед собой руки, с обычным для него твердым, спокойным выражением лица, и лишь по тому, как он изредка щурил глаза и у него почти неприметно вздрагивали краешки губ, Калита догадывался, с каким

Этапы Солнечного Глагола

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Этапы Солнечного Глагола Брахманская религия и цивилизация представляют первый этап постатлантического человечества. Этот этап кратко резюмируется так: завоевание божественного мира исконной мудростью. Великие последующие цивилизации Персии, Халдеи, Египта, Греции и

О первоначальном значении глагола «бояться»

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

О первоначальном значении глагола «бояться» Там есть слова: «Подобает нам поведати сия величествия Божие, како сотвори волю боящимся его и како способствовал великому князю Дмитрию Ивановичю Володимирскому над безбожныя татары». Они переводятся примерно так:

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА В языке предложение есть то же, что представление в мышлении: его форма одновременно самая общая и самая элементарная, поскольку как только ее расчленяют, то обнаруживают уже не дискурсию, а ее элементы в разрозненном виде. Ниже предложения находятся

№ 39: Залог глагола

Из книги 50 Приемов Письма автора Кларк Рой Питер

№ 39: Залог глагола Выбирайте между действительным и страдательным залогом в зависимости от смысла.Золотое правило для пишущих: «Используйте активные глаголы». Эта фраза повторяется бессчетное количество раз на всех семинарах с такой убедительностью, что это должно

XL. Употребление форм глагола

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. Употребление форм глагола § 171. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм),

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА § 173. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных

Вид глагола

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Наклонение (грамматич. категория глагола)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

6.45. Понятие классов глагола

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.45. Понятие классов глагола По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса позволяет более экономно характеризовать

II. История глагола «стушеваться»

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

II. История глагола «стушеваться» <…> В литературе нашей есть одно слово: «стушеваться», всеми употребляемое, хоть и не вчера родившееся, но и довольно недавнее, не более трех десятков лет существующее; при Пушкине оно совсем не было известно и не употреблялось никем.

Потомки русского глагола

Из книги Литературная Газета 6440 (№ 47 2013) автора Литературная Газета

Потомки русского глагола Замечательная идея потомков и наследников великих писателей созвать Российское литературное собрание для обсуждения проблем активного включения культурного наследия в контекст жизни и деятельности современного человека находит глубокое и