Социология молодежи. Периодизация развития шарлотты бюлер 21 бюлер шарлотта библиографическая справка

Бюлер Шарлотта (Bühler, 1893-1974) - психолог, доктор философии, специалист по детской психологии. Ученица Эдмунда Гуссерля, жена Карла Бюлера . Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоциации гуманистической психологии (1970).

В 1920-30-е гг. Шарлотта Бюлер возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный Б. вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т.ч. биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни.

2-й (амер.) период творчества (с 1940) посвящен изучению проблем психологии личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т.ч. и в сов. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют свое значение и для современной науки. (Е.Е. Соколова)

Литература

  • HPSY.RU - экзистенциальная и гуманистическая психология
  • Manfred Berger: Bühler, Charlotte Berta, in: Hugo Maier (Hrsg.): Who is who der Sozialen Arbeit, Freiburg/Brsg. 1998, S.115-116
  • Manfred Berger: Zum 100. Geburtstag von Charlotte Bühler, in: Unsere Jugend 1993, S.525-527
  • Charlotte Bühler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972, ISBN 3-456-30433-1, S.9–42
  • Gerald Bühring: Charlotte Bühler oder Der Lebenslauf als psychologisches Problem. Lang, Frankfurt am Main u. a. 2007, ISBN 3-631-55743-4 (Beiträge zur Geschichte der Psychologie 23), (Biographie).
  • Barbara Reisel: Bühler, Charlotte. In: Gerhard Stumm u. a.: Personenlexikon der Psychotherapie. Springer, Wien u. a. 2005, ISBN 3-211-83818-X, S.77–79

назад в раздел .

(20.12.1893, Берлин — 03.02.1974, Штутгарт) - австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюлера . Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина, Мюнхена. С 1920 г. Бюлер - приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. - приват-доцент, а с 1929 г. - профессор Венского университета, в 1938- 1940 гг. профессор университета г. Осло (Норвегия), с 1940 г. профессор университета Лос-Анджелеса. Одновременно Бюлер занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Бюлер становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Бюлер посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность, прежде всего, диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Бюлер к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности («Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem», Leipzig, 1933; «Goettingen», 1959), которая считается началом пихолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Бюлер в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский период своей научной деятельности (1940-1970 гг.) Бюлер продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Бюлер руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Брюлер как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути.

Основные труды: «Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни», М.-Л., 1931 (совм. С Б. Тюдор-Гарт, Г. Гецер); «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); «Das Seelenleben des Jugendlichen». Jena, 1922 - 1967 (6 изданий); «Kindheit und Jugend». Leipzig, 1938; Göttingen, 1967 (4 издания); «Kind und Familie». Jena, 1937; «Values in psychotherapie». New York, 1962; «Die Psychologie im Leben unserer Zeit», 1962; «Wenn das Leben gelingen soll», 1968; «The course of human life». New York, 1968 (совм. с F. Massarik); «Introduction to humanistic psychology», 1972 (совм. M. Allen).

Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова

Век психологии: имена и судьбы Степанов Сергей Сергеевич

Ш. Бюлер (1893–1974)

Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам гуманистической психологии ее иногда упоминают в одном ряду с именами признанных авторитетов этого направления Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, как правило отдавая послденим явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер. В истории психологии эта женщина оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими.

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Ее отец был талантливым архитектором; им, в частности, было спроектировано здание первого в Германии универмага. Выходец из небогатой еврейской семьи, он своим трудом добился преуспеяния. Мать Шарлотты, красивая и одаренная женщина, была натурой противоречивой. Она не могла не испытывать удовлетворения от принадлежности к респектабельным слоям общества, однако тяжело переживала. Что общественное положение делало для нее недопустимой желанную карьеру певицы. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

От родителей она переняла глубокий интерес к проблемам культуры; впоследствии, уже будучи профессиональным психологов, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. В психологическом плане влияние родителей выразилось в крайней противоречивости ее натуры: любовь к человечеству могла сочетаться у нее с высокомерием по отношению к отдельному человеку; в общении она могла поразить и удивительной душевной теплотой, и отталкивающей холодностью.

В возрасте 17 лет у Шарлотты Малаховски возник интерес к психологии, во многом порожденный неудовлетворенными религиозными исканиями. Она была крещена в протестантской вере, что было весьма распространено среди обеспеченных немецких евреев, пытавшихся таким образом защититься от антисемитизма. Не находя в религиозных догматах ответов на волновавшие ее вопросы, она обратилась к трудам по метафизике и религиозной философии. В конце концов наибольший интерес вызвали у нее вопросы душевной жизни. После прочтения работ Г. Эббингауза, полагавшего, что мыслительные процессы подчиняются законам ассоциации, Шарлотта не склонна была согласиться с этим мнением и начала проводить собственные эксперименты.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила в Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Следующей весной она переехала в Киль и стала учиться в местном университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым ей, однако, не суждено было соединиться: ее избранник ушел на войну и погиб. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914–1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии Карла Штумпфа. Со свойственной ей независимостью Шарлотта отвергла предложение Штумпфа о поступлении в аспирантуру, которое в те времена было необычайной честью для женщины. Штумпф отдавал предпочтение исследованию эмоциональных процессов, Шарлотту более интересовали проблемы мышления. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из известнейших в Европе психологических лабораторий, работавшую в Мюнхенском университете. Возглавлял лабораторию ведущий специалист по психологии мышления Освальд Кюльпе.

В декабре 1915 г., через несколько месяцев после того, как Шарлотта переехала в Мюнхен, О. Кюльпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Еще не будучи знакома с ним, Шарлотта узнала, что он проводил экспериментальные исследования мыслительных процессов, аналогичные тем, которые она ранее пыталась осуществить сама. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. – сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности – в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения. По возвращении из Америки она присоединилась к своему мужу, возглавившему к тому времени психологический факультет Венского университета. Совместно ими был основан психологический институт. В котором Шарлотта Бюлер возглавила отделение детской психологии.

Исследования, осуществленные ею в венский период ее научной деятельности, отличались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о созданной ею Венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (Х. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды, становления социального поведения и др. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста, причем она исходила из созревания половой функции как основного процесса, в свете которого следует рассматривать все остальные стороны развития. Согласно ее теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в дополнении»; пробуждение этой потребности приходится именно на пубертатный период.

Широкую известность Венской школе принесли диагностические исследования уровня психического развития ребенка. Ш. Бюлер совместно с Х. Гетцер разработаны оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития» введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в том числе и биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Материалом исследования явились, в частности, юношеские дневники, которые Ш. Бюлер на основании личного опыта считала весьма ценным и информативным источником. Индивидуальное психическое развитие она рассматривала в свете итогов жизни, с точки зрения реализации внутренней сущности человека. Человеческая жизнь представляется как процесс становления целевых структур личности. Интенциональное ядро личности – «самость». Это духовное образование, данное изначально и в основном неизменное, меняется лишь форма его проявления. Главной движущей силой развития Ш. Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении. Понятие самоосуществления близко по смыслу к самоактуализации, однако Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление понимается ею как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию». Но вместе с тем можно рассматривать самоосуществление и как процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то как хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12–18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер указывала, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность названа ею самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем личности, так как от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственного потенциала.

Годы, проведенные в Вене, были научно продуктивными и во всех отношениях благополучными. Каждый день начинался с работы за письменным столом; публикации выходили регулярно. Шарлотту и Карла окружали преданные ученики и коллеги.

В 1938 г., находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что к ее мужу у захвативших Австрию нацистов возникли серьезные претензии в связи с ее еврейским происхождением. Оба они были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлер разделила судьбу множества изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.

После кратковременного пребывания в Осло (Шарлотта Бюлер в 1938–1940 гг. была профессором местного университета) семья Бюлер переехала в США. Последующие пять лет их существования отличала нестабильность, неустроенность, частые переезды в поисках достойной работы. Ш. Бюлер некоторое время преподавала в университете Кларка в Вустере, работала клиническим психологом в Миннеаполисе (там ее деятельность фактически сводилась в проведению тестирования).

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. С этого времени она работала в Лос-Анжелесе, не достигнув однако того формального статуса, который она имела в прежние времена. Не удовлетворяясь таким положением, она открыла собственную психотерапевтическую практику, стремясь приложить свои идеи к новой для нее социальной сфере.

Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с Карлом Роджерсом, Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению – гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер – «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер, наконец, нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

В 1972 г., ощущая серьезные отклонения в своем здоровье, она перебралась к детям в Штутгарт. Она пыталась практиковать и там, но все время тяжело переживала отрыв от «своей Америки» и того интеллектуального братства, которое она там оставила.

Из книги Жизнь на Самоа автора Стивенсон Роберт Льюис

1893 год В дневнике Фэнни пробел, охватывающий первые месяцы 1893 г., первая запись помечена 3 июля; зато письма Льюиса в этот период очень полные.Льюис. 24 январяЭто письмо должно было уйти с прошлой почтой, но как-то отстало. Главное мое оправдание в том, что я открывал парад

Из книги Дневники автора Бунин Иван Алексеевич

1893 В июле (?) приехала в Огневку В. . С ней к Воргунину. Осенью в Полтаве писал «Вести с родины» и «На чужой стороне» (?).Конец декабря – с Волкенштейном в Москву к Толстому .3 июня 1893 г. Огневка.Приехал верхом с поля, весь пронизанный сыростью прекрасного вечера после дождя,

Из книги Дневник автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

1893 17 мая 1893.Сегодня днем я вышла из своей комнаты, чтобы пройтись, и в сенях встретила глухую Марфу телятинскую. Мне ужасно не хотелось разговаривать и задерживаться, но я спросила у нее, что ей нужно, и с удовольствием услыхала, что она к Маше. Я ей ответила, что Маша в

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЮЛЕР КАРЛ. Карл Бюлер - известный немецкий психолог - родился 27 мая 1879 г. в городке Меккесхайме в Бадене, близ Гейдельберга. После окончания школы он поступил во Фрейбургский университет на медицинский факультет. В 1903 г. блестяще защитил диссертацию на тему «К учению о

Из книги Бунин в своих дневниках автора Бунин Иван Алексеевич

1893 В июле (?) приехала в Огневку В.6 С ней к Воргунину. Осенью в Полтаве писал "Вести с родины" и "На чужой стороне" (?). Конец декабря – с Волкенштейном7 в Москву к Толстому. 3 июня 1893 г. Огнёвка. Приехал верхом с поля, весь пронизанный сыростью прекрасного вечера после дождя,

Из книги Искусство невозможного. Дневники, письма автора Бунин Иван Алексеевич

1893 В июле (?) приехала в Огнёвку В. С ней к Воргунину.Осенью в Полтаве писал «Вести с родины» и «На чужой стороне» (?).Конец декабря - с Волкенштейном в Москву к Толстому.3 июня 1893 г. Огнёвка.Приехал верхом с поля, весь пронизанный сыростью прекрасного вечера после дождя,

Из книги Зигзаги судьбы автора Дичбалис Сигизмунд Анатольевич

2. И.В.Бюлер МИР ТЕСЕН! Дорогие друзья, по просьбе автора дополняю книгу Сигизмунда Дичбалиса, по нашему, Саши, «Детство, отрочество, юность», написанную им в Австралии и изданную в Санкт-Петербурге с положительным отзывом А.И.Солженицына.С. Дичбалис был моим хорошим

Из книги Устами Буниных. Том 1. 1881-1920 автора Бунин Иван Алексеевич

1893 [Конспект:]В мае приехал из Полтавы в Огневку. Запись 3 июня («приехал верхом с поля, весь прохваченный сыростью…»).В июле (?) приехала в Огневку В.1 С ней к Воргунину.Осенью в Полтаве писал «Вести с родины» и «На чужой стороне» (?).Конец декабря - с Волкенштейном в Москву к

Из книги Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010 автора Горелик Е.

1893 96.Абрамов Я.В.ПЕСТАЛОЦЦИ: ЕГО ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. - 1893. - 88 с. 8100 экз.97.Абрамов Я.В.СТЕФЕНСОН И ФУЛЬТОН (ИЗОБРЕТАТЕЛИ ПАРОВОЗА И ПАРОХОДА): ИХ ЖИЗНЬ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. - 1893. - 80 с. 8100 экз.98.Базунов С.А.А.Н. СЕРОВ: ЕГО ЖИЗНЬ И МУЗЫКАЛЬНАЯ

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том?II автора

К. Бюлер (1879–1963) Карл Бюлер, работавший в Вене одновременно с Зигмундом Фрейдом, по признанию современников, пользовался в ту пору (20–30-е годы) гораздо большим общественным влиянием и признанием, чем основатель психоанализа. Ныне его имя известно лишь довольно узкому

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том?I автора (Касаткин) Николай Японский

Из книги Три последних самодержца автора Богданович Александра Викторовна

1893 год Епископ Николай13/25 февраля 1893. Суббота 1–й недели Великого Поста. Целый день до того страдал, что голова разболелась. Дело воспитания здесь в отчаяние приводит. Воспитанные в России - Арсений Ивасава, на которого столько надежд я возлагал, Исигаме - не глуп по

Из книги автора

1893 год 26 января.К. Скальковский сказал про Витте, что он легко может сойти с ума, что у него мания величия, мнит о себе, что равен только царю, противоречий не допускает: в комиссии под его председательством он один говорит, а все молчат. Сказал, что Витте добьется своего, что

В истории биографического метода исключительное место занимает Шарлотта Бюлер - австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, одна из основателей гуманистической психологии. Она создала цельную, теорию жизненного пути, вместе с сотрудниками и учениками обнаружила ряд эмпирических закономерностей в нем и существенно обогатила операциональный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований Ш.Бюлер достойны специального рассмотрения, поскольку они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику, или биографику.

Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юные годы она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К.Бюлера она сначала занималась психологией мышления, потом детской и юношеской психологией. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается крупным специалистом по детскому развитию. Под ее руководством разработаны методы точного наблюдения за ходом раннего развития, тесты для дошкольников (совместно с Г.Гетцер). Много раз издавалась ее книга "Душевная жизнь юноши".

Но главный интерес Ш.Бюлер заключался в духовности человека - именно в ней она видела уникальную его особенность. Еще будучи молодой романтичной девушкой, она задумывалась над вопросами бытия и идеальной сущности человека. Тайна жизненного пути человека волновала и, в конце концов, подвигнула на грандиозный замысел - эмпирически изучить закономерности жизненного пути и роль духовной структуры человека в построении им собственной судьбы. Основным инструментом в реализации исследовательского проекта стал биографический метод.

Суть исследований Ш.Бюлер отражена в названии ее книги, изданной Шарлоттой Бюлер в 1933 году в Лейпциге. Книга, «Жизненный путь человека как психологическая проблема» (7) написана на основе массы биографического материала, собранного психологами Венского психологического института на рубеже 20-30-х годов под руководством Ш.Бюлер. Венские психологи, среди них Э.Френкель, Э.Брунсвик, П.Гофштэттер, Л.Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали множество опубликованных биографий и постепенно обнаружили целый ряд закономерностей жизненного пути.



Анализ жизни производился по трем параметрам: объективные события жизни, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира - типичные для определенного возраста переживания. Все это соотносилось с обобщенным биологическим статусом организма на разных фазах развития, с так называемой жизненной кривой (Lebenskurve).

Аналогично фазам органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством Ш.Бюлер наметились пять фаз жизненного пути. В основу периодизации жизни Бюлер кладет особую структуру самосознания, которую называет самоопределением (Selbstbestimmung). Наличие строго определенных фаз жизни одна из найденных в Венском институте психологии закономерностей. Эту и другие закономерности Ш.Бюлер трактовала с позиций собственной теориижизненного пути. Сама же теория складывалась в процессе эмпирических биографических исследований и потому была не умозрительной, а хорошо обоснованной.

Жизнь человека рассматривается Ш.Бюлер в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра ("самость"). Это духовное образование, имманентное человеку. Главной силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя. Правда, плохое воспитание может извратить или подавить его, тогда мы имеем дело с неврозами. Как пишет Ш.Бюлер, "самость представляет собой интенциональность или целенаправ­ленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung) лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека" (8, 99).

Исполненность достигается по мере осуществления (Verwirklichung) человека в профессии, общении, борьбе за идеалы. Понятие самоосуществления близко к понятию самоактуализации А.Маслоу, но Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление - это "итог жизни или фазы жизни, когда ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию" (9, 753). Но вместе с тем она рассматривает самоосуществление и как процесс, который в разные возрасты выступает то как хорошее самочувствие, то как переживание завершение детства, то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность есть самоопределение (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть "тема бытия" (Daseinthema). Самоопределение связано с интеллектуальной развитостью личности, поскольку интеллект дает глубину понимания человеком собственных потенциалов и устремлений. Чем яснее человеку его призвание, чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Хотя оно, конечно, во многом зависит от социальной среды, способствующей или, что чаще бывает, препятствующей самореализации личности.

В первой фазе жизни (до 16-20 лет) отсутствует, как считала Бюлер, самоопределение. Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных профессиях, занятиях, заводит знакомства в поисках спутника жизни. Эти пробы уже указывают на функционирование самоопределения, но оно носит диффузный характер. Третья фаза (25-30 - 45-50 лет) наступает, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, ставит конкретные цели и добивается результатов. У него уже есть более или менее устойчивое положение в обществе, образовался круг друзей, сложилась своя семья. Это фаза спецификации самоопределения, совпадающая с годами расцвета человека. Стареющий человек в четвертой фазе (45-50 - 65-70 лет) переживает трудности в связис биологическим увяданием, выходом на пенсию, сокращением будущего времени жизни. В конце этой фазы для большинства завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе старик влачит бесцельное существование, живет прошлым, поэтому Ш. Бюлер даже не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути. Жизнь кончается раньше наступления смерти. Но есть возможность оставаться психологически живым до самой смерти. Изучая выдающихся стариков, активных ипосле 90 лет, Бюлер приходит к идее о типах развития иобъясняет ихсоотношением витальных иментальных стремлений человека. Отмечается рост альтруистических мотивов у пожилых людей с преобладанием ментальных потребностей.

В1940 году, как многие европейские ученые, Ш.Бюлер вынуждена эмигрировать в США, чтобы спастись от войны. Поэтому она уже не могла продолжить биографические исследования, начатые в Вене. Во время второй мировой войны погибли архивы Венского психологического института, его сотрудники покинули Австрию илипогибли. Однако, став американкой, Ш.Бюлер не прекращала работу над теорией жизненного пути и много почерпнула для нее из психотерапевтической практики. Она пришла к выводу о существовании базальных тенденций (потребностей) личности: ими являются потребность в физическом ипсихическом благополучии, потребность в адаптации, в творчестве, во внутреннем порядке. Эти тенденции проявляют себя в разных формах в зависимости от возраста. У каждого человека доминируют те илииные тенденции, но лучше, когда все из них удовлетворяются в процессе жизнедеятельности.

Как считала Ш.Бюлер, невротическая личность страдает от того, что не может понять себя, не умеет ставить адекватные «самости»цели и достигать их.Оздоровление личности идет через осмысление ею своей жизни и определения целей. В этом человеку помогает гуманистически ориентированная психология.

Шарлотта Бюлер явилась одним из основателей гуманисти­ческой психологии. В 1970 году ее избрали президентом Ассоциации гуманистических психологов. Умерла в Калифорнии в 1974 году.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Периодизация развития Шарл отты Бюлер

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа.

Шарлотта работала с О. Кюльпе в Мюнхене. Когда Кульпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения.

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с Карлом Роджерсом, Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

Теория интенциональности.

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

Психологическое содержание

Форма самоосуществления

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Спонтанность

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость\самостоятельность

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Творчество\генеративность

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

мудрость

65 до смерти

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

бюлер сказка личность интенциональность

Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития.Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

Научный и практический вклад в психологию.

В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста.

Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработала оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Литература

1. Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер - представитель гуманистической психологии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы периодизации истории. Схема пяти формаций, разработанная советскими учёными на базе произведений Маркса и Энгельса. Цивилизационный подход. Мир-системный анализ. Периоды развития российского государства. Периодизация в учебной литературе.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2016

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Краткий биографический очерк, этапы личностного становления и карьерного роста Г.Г. Ягоды. Деятельность данной исторической личности в качестве одного из главных руководителей советских органов госбезопасности и наркома внутренних дел, его достижения.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина. Краткие сведения о жизненном пути. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения. Способы и средства достижения цели. Результаты деятельности Ленина, оценка его личности.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2009

    Социально-экономическое положение казачества. Периодизация гражданской войны в работах советских историков. Вопросы периодизации гражданской войны на Дону в 90-е гг. XX века в исторической науке. Историки эмигранты о периодах гражданской войны на Дону.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского флотоводца, военно-морского теоретика, мореплавателя, океанографа, кораблестроителя, вице-адмирала С.О. Макарова. Военные заслуги данной личности и роль в истории флота.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Главные представления о роли личности в истории до середины XVIII в. Развернутые концепции и теоретически оформленные взгляды на проблему роли личности, которые появились в XIX в. Вопрос о возможностях личности, ее соответствии времени и народу.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Изучение жизненного пути Н.Я. Бичурина, китайский период его миссионерской деятельности. Отображения основных тенденций во внешней и внутренней политике цинской династии и сопоставление исторических исследований Бичурина и других ученых-востоковедов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Факторы формирования и развития культа личности Сталина. Возникновение культа личности вождя (начало 20-х гг. ХХ в.). Политические процессы 30-х г. Особенности тоталитарного государства в СССР и оформления режима личной власти Сталина в начале ХХ века.