Географические знаки на карте для школьников. Топографические знаки для школьников


методические рекомендации

педагог дополнительного образования

1.Топография……………………………………………………………………………4

Задания по теме «Топография»………………………………………………………..6

2.Ориентирование…………………………………………………………………...…9

Задания по теме «Ориетирование»………………………………………………...…12

Задания по теме «Компас»…………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………….....16

Приложения………………………………………………………………………..........17

Приложение 1. Словарь терминов…………………………………………………….17

Приложение 2. Условные топографические знаки…………………………………..19

Приложение 3. Учебные топографические карты…………………………………..20

Пояснительная записка
Умение ориентироваться на местности имеет важное значение для любого человека, а тем более для туриста.

Туристу приходится ориентироваться всё время, применять для этого карту, компас, даже часы. Кроме этого нужны знания, как можно сориентироваться по различным местным признакам и предметам, по Солнцу и звёздам.

Для начинающих туристов основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходится ни одно туристское путешествие.

Задачи:

Описать задания на усвоение теоретических знаний и закрепление и практических навыков по темам «топография»;

Описать задания на усвоение теоретических знаний и закрепление и практических навыков по теме «ориентирование».

Предлагаемые педагогам задания, рассчитаны на обучающихся 7-10 лет, составлены по дополнительной образовательной программе «Оздоровительно-познавательный туризм» и позволят разнообразить теоретические и практические занятия тематических разделов, посвящённых изучению топографии и ориентированию.


Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, осуществляющим свою деятельность в туристско-краеведческой направленности.

На занятии могут использоваться различные формы организации учебно-тренировочной деятельности: с полным составом учебной группы, по подгруппам, дифференцированно с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.


  1. Топография

Ориентирование по плану и картам

ПЛАН –

Как, например, начертить план стола? Нужно посмотреть на него сверху. Вы увидите прямоугольник – это и есть план стола. Но его нельзя начертить такого большого размера, как он есть. Многие предметы так велики, что необходимо их рисунок и план сделать намного меньше.

Измерьте длину и ширину стола и запишите числа. Например, у вас получилось: длина 100 см, ширина 60 см. Уменьшите оба числа, например, в 4 раза (можно и в 10 раз). Получатся цифры намного меньше. Теперь вы можете начертить план стола в уменьшенном виде. В уменьшенном виде планы чертят по условной уменьшенной мерке.

Уменьшенная мерка, которую при черчении условно принимают за какую-нибудь большую меру, называется МАСШТАБОМ .

Обычно масштабом служит сантиметр, который условно принимают за метр или километр.

КАРТА

Самые точные среди них – топографические . Часто туристам приходится иметь дело с туристскими картосхемами, где всё, что встречается на пути, зарисовывается с помощью условных знаков.

Условные знаки – это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Нужно знать наиболее распространённые топографические знаки, уметь их найти на карте и уметь их нарисовать. Кроме этого, необходимо уметь нарисовать план-схему своего школьного двора, улиц, где расположена Станция туристов, где вы занимаетесь.

Посмотрите, как зарисовываются некоторые топографические знаки:










здания

завод или фабрика

мост через реку

шоссе

грунтовая дорога










тропинка

просека

река

озеро

заросли камыша









лиственное дерево

хвойное дерево

смешанный лес

выгоревший лес (сухостой)

редкий лес











вырубленный лес

поваленный лес (бурелом)

заросли кустарника

луг

овраг








ямы

бугры, холмы

проходимое болото

непроходимое болото

родник

В приложении 2 можно увидеть, как изображаются другие знаки на топографических картах.

Задания по теме «Топография»
Задание № 1.

Начертите план учебного кабинета, измерив его длину и ширину. Используйте масштаб 1 х 100.
Задание № 2.

Нарисуйте план-схему учебного кабинета, изображая все объекты в нем (шкафы, столы и стулья).

Задание № 3.

Нарисуйте план-схему участка, прилегающего к вашему дому.

Задание № 4.

Составьте план-схему участка, прилегающего к вашей школе или Станции туристов.

Задания №№1-4 можно использовать в качестве учебно-тренировочных на начальном этапе формирования знаний у обучающихся для коллективной групповой работы. Позже, когда знания детей можно назвать устоявшимися, закреплять их следует уже в работе по подгруппам. Например: одни рисуют участок справа, другие - слева, затем подгруппы проверяют работу друг друга. Если надо - исправляют. Для обучающихся третьего года обучения эти задания могут даваться в качестве индивидуальной работы.

Задание № 5.

Напиши, что обозначает знак

(то есть его название)

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 6.

Соедини стрелкой знак с его названием


Вырубленный лес

Здание

Тропинка


Задание № 7.

Нарисуй соответствующий условный знак

Яма______________________________


Хвойный лес______________________


Мост через реку____________________


Просека__________________________

Задание № 8.

Заполни пустые окна

ОВРАГ


РОДНИК



шоссе


Задание № 9.

Топографический диктант.

В воскресенье вечером мы всем классом ходили в поход. Доехав до нашей остановки, мы прошли последние строения города , и пошли по шоссе . Затем шоссе привело нас к грунтовой дороге . По ней мы вышли в смешанный лес , перешли через деревянный мост небольшую речку . А обедали мы на берегу озера . После обеда поднимались на вершину холма, у основания которого с северной стороны начинался густой хвойный лес , а южная сторона холма была рассечена глубоким оврагом , дно которого заросло густым кустарником .

От места привала по тропинке через берёзовую рощу мы отправились домой. Сначала пересекли железную дорогу , затем высоковольтную линию и вдоль большого поля прошли к просёлочной дороге , выводящей нашему мостику через реку . Скоро появилось шоссе и отдельные здания на краю города

Хотя все сильно устали, но остались довольны своей прогулкой!

Задание №10.

Составь топографический диктант, используя свои знания о топографических условных знаках. Сочини сказку, рассказывая о путешествии сказочного героя.

Например, о колобке. По каким дорогам и лесам он катился, что видел на своём пути, какие препятствия преодолевал.


  1. Ориетирование

Для начинающих туристов основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходится ни одно туристское путешествие.

На школьных уроках природоведения или окружающего мира обучающиеся узнают, что такое ГОРИЗОНТ, СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА, КОМПАС, КАРТА, МАСШТАБ. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы расширить и закрепить эти знания на практике.

Все явления природы: дождь, гроза, туман, снег, метель – происходят в пространстве. В городе на расстоянии друг от друга находятся дома, заводы, фабрики, учреждения. А в лесу – деревья, кустарники, травы. Все эти предметы так же находятся в пространстве.

Видимое вокруг нас пространство называется ГОРИЗОНТ.

Границу видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью земли, называют ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА.

Если человек будет двигаться вперёд, то линия горизонта будет всё время удаляться от него. Дойти или доехать до линии горизонта невозможно.

На ровном, открытом со всех сторон месте линия горизонта имеет форму окружности.

В городе линию горизонта проследить трудно, потому что она закрыта от наших глаз домами, а в лесу – деревьями.

Различают четыре основные стороны горизонта : СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК.

На рисунке или чертеже их обозначают сокращённо начальными буквами: север – С, юг – Ю, запад – З, восток – В.

Кроме основных сторон горизонта, различают и промежуточные:

Между севером и востоком – северо-восток (СВ),

между югом и востоком – юго-восток (ЮВ),

между севером и западом – северо-запад (СЗ),

между югом и западом – юго-запад (ЮЗ).

На картах, схемах и чертежах условно принято обозначать вверху листа – север, внизу – юг, слева – запад, справа – восток.

Ориентироваться на местности – значит найти направление сторон горизонта и своё местоположение относительно окружающих местных предметов.

Как определить своё местоположение?

Для этого нужно знать, как расположены известные предметы – ориентиры (здания, деревья и т. д.) относительно сторон горизонта.

Если вы умеете ориентироваться, то всегда правильно определите, в каком направлении надо двигаться, чтобы добраться до нужного места.

Определение сторон горизонта по Солнцу
Вспомните, с какой стороны вы видите солнце, когда просыпаетесь рано утром и когда ложитесь вечером спать. Вспомнили?

А теперь запомните как таблицу умножения несколько важных правил определения сторон горизонта по Солнцу:


  1. Солнце всегда в осходит на в остоке,

  2. З аходит Солнце всегда на з ападе.

  3. В 12 часов дня (т.е. в полдень) Солнце находится на юге, а полуденная тень от предметов направлена на север.
Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад.

Помни: Определить стороны горизонта по солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

Определение сторон горизонта по компасу

К
омпас

С помощью компаса можно точно определить стороны горизонта и днём, и ночью, в любую погоду.

В наши дни без компаса не обходится ни один путешественник, лётчик, мореплаватель. Поэтому и вам, если вы собираетесь совершить с группой поход, надо иметь компас и знать, как он устроен, уметь этим прибором пользоваться.

На рисунке показан жидкостный компас «Спорт-3» :

1 - магнитная стрелка; 2 - резервуар с жидкостью («колба»); 3 - масштабная шкала;

4 - направляющие линии;5 - лимб, подписанный в градусах; 6 - риски для определения направле­ния движения;7 - миллиметровая шкала; 8 - увеличительное стекло; 9 -шайба-шагомер.

Компасы бывают разные: воздушные и жидкостные. Но работают они одинаково.

У каждого компаса есть намагниченная стрелка. Она поставлена на остриё и свободно вращается. Бывает так, что концы стрелки окрашены в разные цвета (красный и синий). А у других компасов – просто стрелка.

Так вот компас устроен так , что намагниченная стрелка всегда показывает на север . А если у кого-то из вас красно – синяя стрелка, то синяя половина всегда показывает на север, а красная – на юг.

Стрелка компаса помещена в круглой специальной коробочке – колбе. На дне коробочки или вокруг неё находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З, а так же цифры. Буквы обозначают стороны горизонта, а цифры, как и в математике, указывают угол от 0 градусов до 360, таким образом отражая земную поверхность. Каждые 90 градусов соответствуют своему направлению: Север – это 0 или 360 градусов, Восток- 90 градусов, Юг – 180 градусов, Запад – 270 градусов.

Помните: Компас может помочь только тому, кто умеет им пользоваться.

Для того чтобы определить направление по компасу, положи его на ровную горизонтальную поверхность. Например, на стол или стул. Можно положить компас на ладонь (на прогулке, в походе), но обязательно горизонтально. Когда стрелка успокоится – она показывает на Север. Поэтому ты можешь осторожно повернуть круг с буквами и цифрами так, чтобы напротив конца стрелки, куда он указывает, оказалась буква С (цифра 0).Если встать лицом по направлению, которое указывает компас, впереди будет север, позади – юг, слева – запад, справа – восток.

Если вы научитесь правильно и быстро определять основные стороны горизонта, то вам легко будет понять, где находятся промежуточные стороны горизонта и что означают цифры вокруг колбы со стрелкой.

Определение сторон горизонта по местным признакам

Оказывается, если человек наблюдателен, он не заблудится в малознакомой (незнакомой) местности даже без компаса.

Стороны горизонта он определит по местным природным признакам:

1. По деревьям, которые стоят отдельно;

2. По муравейникам около дерева;

3. По годовым кольцам спиленного дерева (по пню).

У отдельно стоящих деревьев кора с северной стороны всегда грубее, чем с южной. А крона дерева (ветви) гуще с южной стороны. Особенно хорошо это заметно на берёзах, у которых стволы с южной стороны значительно светлее, чем с северной. Кроме того, мхи и лишайники растут у основания деревьев преимущественно на северной стороне стволов.

Если вам встретился около дерева муравейник, он также может показать, где находится север, а где – юг. Обычно муравьи строят свой дом с южной стороны деревьев, пней, камней.

Если вы увидели пень, присмотритесь к его годовым кольцам. Там, где хорошо видно расстояние между ними находится юг, а где годовые кольца плотно жмутся друг к другу – север.

Задания по теме «Ориентирование»

Для закрепления пройденного материала можно предложить обучающимся следующие задания:

Задание №1.

Напиши определения.

А) Горизонт – это________________________________________________________

Б) Линия горизонта – это _________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Задание №2.

Перечисли основные стороны горизонта.

_______________________________________________________________________.

Задание №3.

Обозначь на схеме основные стороны горизонта.

Задание №4.

Обозначь на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание №5.

Заполни пропуски.

А) Если встать лицом к северу, сзади будет__________________________, слева - __________________, справа - ___________________________.

Б) Если встать лицом к югу, то сзади будет______________________, слева - __________________, справа - ___________________________.

В) Если встать лицом к западу, сзади будет__________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.

Г) Если встать лицом к востоку, сзади будет_________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.

Подобные задания заставляют детей думать логически, что способствует формированию пространственного мышления. Можно использовать задание № 5 в качестве игры - упражнения. Образовать круг, водящий (сначала педагог, позже и сами дети) становится в круг и задаёт вопросы, каждый играющий, образующий круг отвечает. Ответивший неправильно - выбывает из игры, выходит из круга.

Задание №6.

Напиши обозначения противоположных сторон горизонта.

а) С - В – б) СВ - СЗ -

З - Ю - ЮЗ - ЮВ -

Задание №7.

Нарисуй, по каким природным признакам можно определить стороны горизонта.

Рисунки могут быть самыми разнообразными: деревья, которые стоят отдельно; муравейники около дерева; пень, годовые кольца спиленного дерева.

Задание №8.

Посмотри на план-схему похода ребят.

Ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника.

Подумай, как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратного пути.

Задания по теме «Компас»

Задание №1.

Укажи стрелками части компаса

МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА

КОРПУС

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ

Задание №2.

Обозначь на компасе основные и промежуточные стороны горизонта.

Список литературы

1. Катюшин, В. А. Мосин С. И. Охотнику, рыбаку, туристу [Текст]/ В.А.Катюшин, С.И. Мосин.– Кемерово: изд-во «Притомское», 1997.-56 с.

3. Мельчаков, Л.Ф. Скаткин М. Н. Природоведение [Текст]: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. / Авторы-сост. Л.Ф. Мельчаков, М.Н. Скаткин. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992.-186с.

4. Плешаков, А. А. Природа [Текст]: учебное пособие для начальной школы/ Автор-сост. А.А. Плешаков. - Ульяновск.: Изд-во «Вентана – Граф», 1995.- 135с.

5. Плешанов, Е. А. Я + Природа [Текст]: учебно-справочное пособие/ Е.А. Плешанов. – Воронеж, 1997.-206с.

6. Шелегин, Н. Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным [Текст]: основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для учащихся начальной школы/ Н.Н. Шелегин.– Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.-84с.

Приложение 1

Словарь терминов

1. АЗИМУТ - горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до заданного направления (предмета, ориентира) в пределах от 0 до 360 градусов.

2. ГОРИЗОНТ - видимое вокруг нас пространство.

3. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА - граница видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью земли.

4. КАРТА – это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе. Видов карт очень много.

5. КОМПАС – это прибор для определения сторон горизонта.

6. МАСШТАБ - уменьшенная мерка, которую при черчении условно принимают за какую-нибудь большую меру.

7 . ПЛАН – это чертёж отдельных предметов, помещений, местности. На плане предмет изображают таким, каким он виден, если на него смотреть сверху.

8. СПОРТИВНАЯ КАРТА – карта, использующаяся в соревнованиях по ориентированию, представляющая собой уменьшен­ное во много раз плоское графическое изображение местности, выполненное при помощи специальных условных знаков. Отли­чительная черта современных спортивных карт - высокая точ­ность и подробность. На них отображены все дорожки, тропинки, отдельные строения, т. е. все предметы и естественные образова­ния, имеющиеся на местности.

9. Топографическая карта - точное уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе и с помощью условных знаков.

10. – специальные знаки, обозначающие на топографических картах объекты живой и неживой природы. Для туриста - это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Различают три вида знаков: масштабные, внемасштабные, пояснительные.

Масштабные условные знаки – знаки, изображающие местные предметы (населен­ные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки), которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты. Внешние границы таких местных предметов показывают на карте сплошными линиями (озера, реки) или точками (кон­туры леса, луга, болота) в точном соответствии с действительны­ми очертаниями на местности. Площадь внутри контура на карте покрывается краской соответствующего цвета или заполняется условными знаками.

Внемасштабные условные знаки – знаки, изображающие местные предметы, ко­торые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение: колодцы в пустыне, зимовка в тайге и др. Эти местные предметы изображаются на картах увеличенными.

Пояснительные условные знаки – знаки, дающие дополнительную характеристику местным предметам с помощью цифр, собственных наименований объектов и подписей. Например, если в контуре леса имеется изображение листвен­ного дерева, то это показывает, что лес лиственный. Порода, вы­сота, диаметр и густота деревьев указывается записью (береза, высота -25 м, диаметр -0,28 м, расстояние между деревьями - 5 м). Буквенно-цифровые обозначения и подписи применяются для количественной и качественной характеристики местных предметов.

Приложение 2

Условные топографические знаки

Приложение 3

Учебные топографические карты

Топография в школе является неотъемлемой частью географии. Примерно с 6 класса школьники начинают знакомиться с множеством знаков и обозначений. Для ребят важно запомнить знаки и научиться в них разбираться, чтобы без затруднений читать топографич6еские карты.

Топографические знаки для школьников представляют собой систему условных обозначений, которые применяют для изображения объектов, явлений и их качества и количества.

То есть, например, знак «вырубка леса» обозначит местонахождение и масштаб работы. А по характеру знака «обрыв» можно понять, насколько ландшафт там отличается по высоте от остальной местности.

Зачем нужны

Топографические знаки применяются в картографии для карт местности. Обычно это схематичное изображение небольших территорий, например, нескольких сёл какого-либо района или лесных пространств.

Топографические карты представляют особую ценность для туристов, геодезистов, географов, гидрометеорологов и жителей описанной местности. Учащиеся школ учатся читать картографические данные, ведь топографические карты являются самым простым и наиболее эффективным обучающим материалом.

Как создаются топографические планы местности

Перед созданием топографического рисунка некоторой местности геодезисты тщательно её изучают. Как правило, эффективным методом изучения пространства является фотосъёмка сверху. Она даёт возможность точно расположить объекты.

Популярным и очень удобным считается контурно-комбинированный снимок. На нём горизонталями обозначается рельеф. Стереотопографическая съёмка отличается тем, что географы делают много кадров одной местности из разных точек. После этого фотографии накладывают друг на друга и получают более объёмное изображение.

На самой местности картографы проводят измерения при помощи таких инструментов как мензула и кипрегель. Геодезисты определяют ими высоты наиболее важных точек ландшафта. После того, как все необходимые измерения проведены, изображение карты проектируют при помощи компьютерных программ, а затем печатают.

Условные обозначения на топографической карте

Топографические знаки для школьников, которые наносят на карты в атласах, являются самыми распространёнными, основными, наиболее необходимыми. Эти знаки легко воспринимаются и хорошо запоминаются.

Распространенные знаки на топографической карте и их значения

Одним из важных и необходимым условным обозначением является масштаб. Каждая карта имеет этот знак.

Он указывает на то, какое реальное расстояние вмещается в 1 см рисунка. Обычно все планы местности являются крупномасштабными – до 10000 в 1 см. Топографические карты изображаются в масштабе 25000-500000 в 1 см.

Топографические знаки подразделяются на такие группы:

  1. опорные и населённые пункты;
  2. промышленные и сельскохозяйственные объекты;
  3. социокультурные объекты;
  4. инфраструктура;
  5. водоёмы;
  6. рельеф и ландшафт;
  7. грунты и флора.

К группе опорных и населённых пунктов относятся знаки, обозначающие жилые и нежилые постройки, например, «разрушения», к тому же зачастую также указываются размеры строений при помощи маленьких числовых обозначений. Опорными пунктами являются обозначения высот, геодезических станций и прочего.

Промышленные условные знаки отличаются тем, что обозначают заводы, фабрики, лесозаготовочные базы и прочее. Сельскохозяйственные знаки указывают на характер освоения данной территории. Примеры: «пасека», «загон для скота».

К социокультурным символам относятся обозначения школ, клубов, библиотек и прочего. Эти знаки показывают, какие учреждения есть на данной территории. Топографические знаки, обозначающие инфраструктуру, указывают на характер дорог, проложенных в данном месте. Высокоскоростные ли это магистрали или обычные лесные тропинки, понять можно по карте.

Знаки, обозначающие водоёмы, показывают источники воды на территории. Можно определить болотистая местность или нет, подвержена ли затоплению или подтоплению.

Топографические знаки, обозначающие рельеф, указывают на перепады высот. Эти знаки особенно актуальны для гористой местности. Знаки «грунты и флора» помогают понять, какие почвы на данной территории, пригодны ли они для сельского хозяйства, а также какие виды животных обитают на данной территории.

Опорные и населенные пункты

Знаки, относящиеся к группе опорных и населённых пунктов – одни из наиболее необходимых. По этим знакам можно сориентироваться и выйти к населённому пункту или найти наиболее близкорасположенный пункт , где ему окажут помощь.

Топографические знаки этого типа важны для школьников в изучении географии. В таблице представлены разновидности топографических знаков, которые относят к этой группе.

Опорные пункты Населённые пункты
  • пункты геодезической сети;
  • курганы;
  • здания (могут быть масштабированы, могут быть обозначены условно);
  • точки съёмочной сети;
  • нивелирные марки и реперы;
  • астрономические пункты.
  • жилые и нежилые постройки;
  • отдельно стоящие здания;
  • отделённые от сёл дворы;
  • разрушенные/полуразрушенные здания (могут быть масштабированы);
  • религиозные объекты;
  • стоянки кочевников;
  • кварталы;
  • туннели и эстакады;
  • подземные переходы;
  • непроходимые или непроезжие участки пространства.

Промышленные и сельскохозяйственные объекты

Топографические знаки для школьников, относящиеся к группе промышленных и сельскохозяйственных, включают знаки, обозначающие заводы, фабрики, мельницы. Великое многообразие знаков этой группы позволяет обозначить характер предприятия в мельчайших деталях.

Наиболее распространёнными символами являются:

  • обозначения заводов, фабрик и мельниц;
  • шахты и штольни;
  • места добычи полезных ископаемых;
  • соляные разработки;
  • торфяные разработки;
  • склады;
  • заправочные станции.
Топографические знаки для школьников, обозначающие промышленные, сельхоз- и социокультурные объекты

Аэродромы и аэропорты обозначаются знаком в виде самолёта. Электростанции обозначают сокращением «эл. ст.» или крестиком.

Социокультурные объекты

Условные знаки, которые относятся к этой группе, обозначают разнообразные культурные объекты, образовательные учреждения, административные органы и органы управления. Обозначенные на планах местности и топографических картах социокультурные объекты помогают понять, насколько развит описываемый регион.

Эти обозначения могут быть очень полезны для туристов. Знаки этой группы будут полезны школьникам для выполнения разнообразных заданий на уроках географии: определение расстояние от одного объекта до другого, умение находить на планах необходимые объекты и правильно распознавать значение.

Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

Топографические знаки для школьников из группы «Инфраструктура» очень важны. Прежде всего, потому, что именно разнообразные обозначения дорог являются наиболее распространёнными топографическими знаками на школьных планах. Важно уметь различать знак «железная дорога» от знака «шоссейная дорога».

Топографические знаки для школьников, обозначающие дороги

Существует много обозначений придорожных объектов – станций, остановок, вокзалов и прочего. Топографические обозначения существуют и для грунтовых дорог, и для лесных тропинок. Учащимся школ важно научиться отличать разные виды дорог и магистралей друг от друга, тогда проблем с чтением планов местности не будет.

Одним из наиболее распространённых знаков в топографии является «пешеходные тропы». Зачастую на уроках ученикам предлагается определить, куда направлена тропа, правильно описать её расположение. Чтобы справиться с такими заданиями, школьникам крайне необходимо уметь различать знаки, обозначающие инфраструктуру.

Реки, озера, каналы и прочее

Гидрография на планах местности занимает отдельное значение. Количество гидрографических знаков очень велико. Только один знак «приливно-отливная полоса» имеет 3 разновидности и, естественно, каждая полоса изображается по-разному.

Все гидрографические знаки обозначаются голубым цветом.

Гидрографические знаки помогают охарактеризовать местность на карте. По обозначениям можно определить, насколько данная территория увлажнена, имеются ли достаточные водные ресурсы, подвержена или неподвержена местность затоплению в определённые сезоны.

Наиболее распространёнными знаками являются:

  • «родник»;
  • «река»;
  • «ручей»;
  • «болото»;
  • «колодец»;
  • «водопроводы».

Но к гидрографическим обозначениям также относятся и следующие знаки:

  • «плотина»;
  • «водопровод»;
  • «пристань»;
  • «причал»;
  • «рифы»;
  • «маяк»;
  • «светящийся буй».
Топографические знаки для школьников, обозначающие водные объекты

При создании топографического плана водных пространств часто используют обозначения «водоросли», «места скопления плавника», «приливно-отливные течения».

Приливы и отливы обозначаются тонкой стрелкой. Если стрелка не имеет «оперения» (насечек на конце), то она обозначает отлив. Если стрелка имеет насечки, то обозначает прилив и чем больше этих насечек, тем больше воды прибывает во время прилива.

Важными гидрографическими обозначениями являются изобаты. Изобаты – непрерывные линии, обозначающие определённую глубину в данном месте. По изобатам можно определить, насколько быстро изменяется глубина водоёма.

Рельеф местности

Важнейшими рельефными отметками являются горизонтали, соединяющие точки одинаковой высоты – изолинии. На изолиниях изображаются маленькие насечки.

По их направлению можно определить, возвышенность изображена или углубление. При изображении возвышенности насечки располагают по направлению вверх, а при изображении углубления – вниз.

Топографические знаки для школьников, обозначающие рельеф

Знаки, обозначающие рельеф, указываются коричневым цветом. Вулканы и кратеры обозначаются звёздочками черного цвета.

Грунты и флора

Растительный покров и грунты – неотъемлемые обозначения топографической карты, изображающей равнины или леса. Вид леса, произрастающего на данной территории, обозначают на красочном оттиске зелёного цвета.

Существует 2 знака: ель и лиственное дерево. Там, где хвойные леса, в обозначение ставят ель, тем где лиственные – дерево. При смешанном лесе оба знака помещаются рядом. Часто возле этих значков также помещают числовые показатели, которые указывают на плотность леса.

Топографические знаки для школьников, обозначающие растительность и грунты

Грунтовые знаки, в основном, содержат информацию о преимущественном содержании песка, породы, гальки, солей, глины в данной местности. Также грунтовые знаки могут указывать на бугристость поверхности.

Топографические знаки, включённые в школьную программу, являются самыми распространёнными и наиболее необходимыми для чтения карт. По окончании изучения топографии, ученики должны знать простейшие рельефные и гидрографичсекие обозначения.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про топографические знаки для школьников

Топографические знаки для школьников:

На топографических картах объекты местности (реки, населенные пункты, дороги, рельеф, заводы и т. п.) изображаются условными знаками. Условные знаки подразделяются на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные. Масштабными условными знаками изображаются объекты местности, выражающиеся в масштабе карты; размеры таких объектов (длину, ширину, площадь) можно измерить по карте, например: площадь леса, болота, озера, населенного пункта. Внемасштабными условными знаками показываются объекты местности, не выражающиеся в масштабе карты, например: отдельно стоящее дерево, километровый столб, дом, геодезический пункт и т. п. Такие объекты изображаются в преувеличенном виде, а их точное положение на карте определяется главной точкой условного знака. Так, например, точное положение пункта государственной геодезической сети находится в геометрическом центре фигуры его условного знака.

Пояснительные условные знаки и подписи применяются для дополнительной характеристики объектов местности и показа их разновидностей. Например, фигурна хвойного или лиственного дерева на изображении леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей, а цифры и буквы на условном знаке шоссейной дороги - ширину и материал покрытия. Пояснительные условные знаки и подписи позволяют более полно изучить по карте характер местности.

Следует учитывать, что на нарте при изображении отдельных объектов местности допускается ряд условностей, например:

При изображении населенных пунктов точно наносятся только их внешний контур, главные улицы и ближайшие к перекресткам постройки; количество показанных строений обычно не отражает их действительного числа, а лишь характеризует плотность застройки;
- при густом расположении однородных объектов местности (строений, колодцев, курганов и т. п.), сосредоточенных на небольшой площади, с сохранением точного положения показываются только крайние из них;
- середина между двумя линиями, изображающими шоссейные дороги, соответствует середине дорог на местности; сами же линии условных знаков краям дорог в большинстве случаев не соответствуют;
- условный знак фабрики, завода размещается на месте, соответствующем расположению на местности фабричной трубы или, при ее отсутствии,
- главного здания.

Правильное чтение карты обеспечивается хорошим знанием условных знаков. Условные знаки топографических карт всех масштабов по своему начертанию в подавляющем большинстве одинаковы, а поэтому знание условных знаков карт масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000 делает возможным чтение топографических карт более мелких масштабов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И ЭКСКУРСИЙ» г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог д/о

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2014 год

План - конспект

занятия по теме

«Условные знаки топографических карт».

Цель занятия: Дать представление об условных знаках топографических карт.

Задачи занятия:

Ознакомить занимающихся с понятием условные знаки и его разновидностями;

Привлечь кружковцев к систематическим занятиям спортом;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование: 1. плакаты с условными знаками.

2. карточки с тестовыми заданиями.

Тип занятий: Изучение нового материала.

Литература: 1. Алешин В.М. «Туристская топография» - Профиздат, 1987 г.

2. Алешин В.М., Серебреников А.В., «Туристская топография» - Профиздат, 1985 г.

3. Власов А, Нгорный А. - «Туризм» (учебно-методическое пособие), М., Высшая

школа,1977 г.

4. Воронов А. - «Справочник туриста по топографии» - Краснодар., Кн.изд-во, 1973

6. Куприн А., «Топография для всех» - М., Недра, 1976 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (45)

Изложение новой информации.

3. Закрепление изученного материала. (8)

4. Подведение итогов занятия. (2)

5. Организационный момент. (2)

Ход занятия.

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку присутствующих.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

2. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Условные знаки топографических карт».

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными сло­вами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов, размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Что же такое условные знаки?

Условные знаки – это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.

Топографы придумали специальные условные знаки, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабе карты. Так, например, лес на топо­графических картах изображается зеленым цветом (ведь он и на са­мом деле зеленый); дома и другие строения изображаются прямо­угольниками, так как если на них смотреть сверху, они действитель­но почти всегда имеют форму прямоугольников; реки, ручьи, озера изображаются голубым цветом, так как вода, отражая небо, тоже ка­жется нам голубой. Но не всегда можно точно по форме, цвету и раз­меру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к при­меру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной кар­те (в 1 мм 100 м) такую дорогу надо было бы изобразить линией тол­щиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше - 0,1 мм. Ма­ленькие по размерам, но важные местные предметы изображают на топографических картах особыми внемасштабными знаками, то есть такими знаками, которые не соответствуют действительным разме­рам местных предметов, уменьшенным соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки изо­бражают на карте синим кружком диаметром в целый миллиметр; кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они, как говорится, бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Например, асфальтовое шоссе на карте изображают ярко-красной линией.

Условные знаки, используемые при составлении спортивных карт для соревнований по спортивному ориентированию, несколько отличаются от топографических. Главное их назначение - дать спортсме­ну ту информацию о местности, которая необходима ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Так, для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а от­крытое пространство - поля, луга, поляны в лесу. Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

1) линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ру­чьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;

Тему записать на доске.

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему.

2) фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;

3) площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, па­шен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух

элементов: контура и знака, заполняющего контур;

4) пояснительные - это знаки характеристики леса, названия насе­ленных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д.,

это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глу­бина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографиче­ских знаков.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные доро­ги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грун­товые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бе­тонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шос­ сейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно- цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ши­рину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забето­ нированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым по­крыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - бу­ква «Б», а если шоссе покрыто бу лыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К».

Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие ис­кусственного покрытия. Все грунтовые доро­ги подразделяются на три вида: простые грун­товые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные до­роги и так

называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно – УГД). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка вы­пуклую форму для лучшего стока воды, кюве­ты по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами со­ бой от постоянной ходьбы людей. В густонаселенной местности не редко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Такое мно­ жество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направ­ лении. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов. Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги - тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину.

Железные дороги раньше изо­ бражали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся по­ переменно черными и белыми ша шечками. Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два ко­ ротких штриха поперек знака же­ лезной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще ко­ роткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это зна чит, что дорога электрифицирована.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек вну­три белого прямоугольника ставится на той стороне железной доро­ги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах, как правило, строят дере­вянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бы­вают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топо­графические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные.
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки раз­рываются (рис. 37). Пояснительным зна­ком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Например: ДЗ =
(24 - 5)/10. Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, - де­рево (если мост бетонный, ставится буква

«К»). Коэффициент 3 - это высота моста над поверхностью воды в ре­ке. В числителе дроби первая цифра, 24 ,- длина моста в метрах, вто­рая цифра, 5, - его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 пока­зывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой макси­мальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень ма­ленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто назы­вают их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на бе­рег. Топографический знак пешеходного моста очень прост.

Очень часто дороги пересекаются не­большими сухими

овражками, лощина­ми, по которым ручьи текут только вес­ной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная тру­ба для

Занимающиеся записывают себе в тетрадь.

Условные знаки зарисовывают себе в тетради

шоссе

Простая грунтовая дорога

Проселочная дорога

Улучшенная грунтовая дорога

Железная дорога

Мост

Пешеходный мост

стока воды. У таких труб есть свой топографический знак.

Группа №2. Населенные пункты, отдельные строения

Вэтой группе пятнадцать важнейших топографических знаков. Са­ми населенные пункты - деревни, аулы, хутора, поселки, города - сложные образования, состоящие из различных строений и сооруже­ний. Поэтому нет простого топографического знака населенного пунк­та - он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом.

Отдельные жилые и нежилые строения изображаются внемасштабным черным пря­моугольничком. Если же строение очень большое по площади, а карта крупно­масштабная, то строение изображается фигу­рой черного цвета, подобной по форме и раз­мерам (в масштабе карты) самому строению. То есть это уже знак масштабный. Нередко на некотором удалении от деревни или поселка стоит жилой дом со своим огоро­дом, садом, хозяйственными постройками.

Для такого отдельного двора, или хутора, существует специальный топографический знак.

В населенных пунктах различают кварталы с преобладанием деревянных (не огнестойких) и каменных (огнестойких) строений. Топографи­ческий знак квартала населенного пункта ог­раничивается тонкими черными линиями. Внутри его дается фон либо желтого цвета (ес­ли в квартале преобладают деревянные строе­ния), либо оранжевого цвета (если в квартале преобладают каменные огнестойкие строения). По фону располагаются черного цвета прямо­угольнички - внемасштабные знаки отдель­ных домов, строений или масштабные знаки отдельных крупных строении. Рядом со знаками некоторых строений дается их характе­ристика. Например: «ШК.» - школа, «БОЛЬН.» - больница, «ЭЛ-СТ.» - электростанция, «САН» - санаторий.

Топографический знак забора (ограждения) - самая тонкая черная линия на карте. Такой знак часто встречается на картах в виде лома­ной замкнутой линии, что обозначает какую-то огороженную забо­ром территорию.

Если на мелкомасштабной карте изображается промышленное пред­приятие, то приходится применять внемасштабный знак завода (фаб­рики) с трубой (имеется в виду труба высокая, могущая служить ори­ентиром, видимым на достаточно большом расстоянии) или без трубы. Рядом со знаком дается сокращенный пояснительный знак, характе­ризующий вид продукции, выпускаемой предприятием. Например: «кирп» - кирпичный завод, «мук.» - мукомольная фабрика, «бум.» -бумагоделательная фабрика, «сах.» - сахарозавод и т.п.

Если же промышленное предприятие занимает большую площадь, то применяются обычные масштабные знаки, показывающие все или почти все строения и сооружения на его территории: забор, здание заводоуправления, це­ха, склады и др., при этом здесь же помеща­ется и зачерненный на­половину

по диагонали внемасштабный знак завода.

труба под дорогой

Отдельные строения

Хутор

Городская застройка

Заводы и фабрики

Внутри населенного пункта может находиться церковь, памятник или монумент, кладбище . Кладбище может быть маленьким и большим, с деревьями и без деревьев. Поэ­ тому для изображения кладбища применяется как масштабный, так и внемасштабный знак. В походах и путешествиях можно встретить даже в глухом лесу отдельный двор, где живет

лесник и его семья. Дом лесника имеет свой то­пографический знак - обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.».

Важными ориентирами могут служить хоро­шо видимые издалека различные постройки ба­ шенного типа - водонапорные башни, пожар­ные вышки, силосные башни. Они обозначают­ся одним внемасштабным знаком, рядом с кото­рым часто дается пояснение, что это за башня.

Хорошими ориентирами являются также и высокие, стоящие чаще всего на вершинах хол­мов деревянные вышки с наблюдательной пло­щадкой на самом верху, куда ведет лестница. Это так называемые пункты триангуляции (их коротко называют тригопунками). Рядом со знаком тригопункта на карте всегда стоит ка­кое-нибудь число, которое обозначает высоту основания вышки над уровнем Балтийского мо­ря в метрах и сантиметрах.

Знак, напоминающий кирпичики, уложенные друг на друга, - торфоразработки, то есть место, где добывают торф.

И последние из этой группы очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, это линии связи и линии электропередачи (ЛЭП).

Линии связи обозначаются на всех кар­тах, независимо от характера связи, тон­кой черной линией с черными точками на ней. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.

Линии электропередач (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Знак ЛЭП состо-2т из тонкой черной линии, на которой с интервалом в один сантиметр располага­ются точки или черточки со стрелками.

Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах - корот­кие утолщенные черточки.

Группа №3. Гидрография

В этой группе 8 основных знаков, которые необходимо знать.

В пешеходных путешествиях туристы постоянно «общаются» с по­верхностными водами земли - ставят лагерь на берегах рек и озер, прокладывают маршруты вдоль рек, переходят их вброд, преодолевают болота, канавы, пользуются родниками, чтобы приготовить на костре пищу.

Один из основных топографических знаков этой группы - знак ре­ки - может быть и масштабным и внемасштабным (по ширине реки). Знак широкой, большой реки состоит из двух элементов - контура береговых линий реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака - голубого фона, изображающего поверхность реки, то есть про­странства занятого водой.

Церковь

памятник

дом лесника

башня

тригопункт

торфоразработки

Линия связи

Линии электропередачи

Большая река

Внемасштабный знак малой реки или ручья представляет собой простую тонкую синюю линию, которая, однако, постепенно утол­щается от истока к устью.

Бывают ручьи, которые «живут» только весной и в начале лета, а потом в них вода исчезает. Это пересы­ хающие ручьи и речки. Знак таких ручьев и рек - тонкая синяя, но не сплош­ная, а прерывистая линия

Информацию, куда течет река и какова скорость течения, тоже даст топографическая карта пояснительным знаком гидрографии - чер­ной стрелкой, показывающей направление течения реки, и цифра­ми, ставящимися в середине стрелки и показывающими скорость те­чения в метрах в секунду.

Море, озеро, пруд изображаются так же: тонкой синей линией показываются конту­ры берегов, а зеркало воды - голубым фоном.

В густонаселенной местности колодцы, расположенные в населенных пунктах, по­казываются только на очень крупномас­штабных картах (на планах местности). Знак колодца - синий кружок с синей точ­кой в центре.

Водные источники (родники, ключи) тоже показываются на топографических картах только тогда, когда они не пересыхающие и значительные по количеству воды. Знак ис­точника (родника) - синий кружочек. Если из родника вытекает постоянный ручей, то он показывается соответствующим знаком. Если же вода вскоре опять уходит в землю, знак ручья не показывается.

Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые (или даже совсем не­проходимые), через которые двигаться опасно и лучше обходить стороной. Соот­ветственно есть и два знака болот: короткие синие горизонтальные штришки, сгруппи­рованные в форме ромбов неправильной формы - это проходимое болото, а вот сплошные горизонтальные синие штрихи - болото непроходимое. Границы болот оконтуриваются черной пунктирной линией.

И последний знак этой группы - канавы, знаки у которых - тонкие синие линии. Этот знак похож на знак обычного ручья, но по форме резко отличается от него: ли­ния ручья всегда плавно-извилистая, а у канав линии ломаные с длинными ровны­ми без изгибов участками.

Группа № 4. Растительность

Вэту группу входят 15 топографических знаков, большинство из которых являются площадными и, следовательно, масштабными знаками.

Первый знак - это границы угодий, то есть площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. У вся­кого леса есть опушка, у поля, луга, болота - край. Это и есть их гра­ницы, которые на топокартах показываются мелкой пунктирной ли­нией черного цвета. Но границы угодий не всегда показываются пун­ктирной линией: если прямо по опушке леса или по краю пашни, лу­га идет дорога, то знак этой дороги заменяет знак границ, то есть са­ма дорога уже отграничивает лес от поля, поле от луга, луг от болота ит.д. Если огород или кладбище огорожены забором, то забор и яв­ляется границей.

Когда проведены границы угодий пунктиром (или каким-то дру­гим знаком) - то есть даны их контуры, с обеих сторон от границы да­ется заполняющий знак - фон и другие значки, которые показыва­ют, чем именно занят контур, какая в нем растительность.

Знак леса - зеленый фон. Если лес старый (как говорят - спелый), то фон делается темно-зеленым, а если лес молодой (поросль леса) - свет ло зеленым. Так же изображаются и парки в населенных пунктах.
Важно знать не только то, что это лес, но и какой он - какие в нем про израстают породы деревьев, как густо они растут.
Для этого есть специальные пояснительные знаки
- характеристики древостоя. Эти знаки представ ляют собой изображения маленьких деревцев, подписей и цифр около них. Если в данном лесу (или части леса) преобладают хвойные деревья, на зеленом фоне рисуются маленькие елочки , а если преобладают лиственные породы - маленькие березки, у которых правая сторо на кроны делается зачерненной. Если же лес смешанный - рядом рисуются и елочка и березка. Сокращенной подписью слева знаков указывается, какие породы хвой ных и лиственных деревьев здесь преобладают.

Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дро­би дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а ко­эффициент, стоящий за дробью, - среднее расстояние между деревь­ями (то есть густота леса).

В лесах встречаются просеки - длинные лесные коридоры. Такие просеки прорубаются (просекаются) специально и для того, чтобы лес лучше проветривался и освещался солнцем. Чаще всего просеки делаются взаимно перпендикулярными: одни идут с севера на юг, другие пересекают их с запада на восток. Просеки бывают разной ширины: от 2-3 до 10-12 м, а иногда встречаются очень широкие - до 50 и больше метров. Такие большие просеки делаются для про­кладки через леса газопроводов, нефтепроводов, шоссейных и желез­ных дорог, линий высоковольтной электропередачи.

Просеки делят лес на кварталы, и каждый лесной квартал имеет свой номер. На перекрестках просек стоят квартальные столбы, на гранях которых написаны краской эти номера. Не по каждой просе­ке идет дорога, бывают очень сильно заросшие просеки, по которым пробираться даже труднее, чем прямо по лесу. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги - тонкая черная штриховая линия. Здесь же ставится цифра, показы­вающая ширину ее в метрах.

Для молодой поросли леса кроме светло-зеленого фона применяется дополнитель­ный заполняющий знак: по фону рядами идут маленькие черные кружочки, но их ряды располагаются под 45° к рамкам кар­ты.

Фруктовые сады тоже изображаются зе­леным фоном с рядами маленьких черных кружочков, но здесь ряды их идут под 90° к рамкам карты.

Лесная вырубка показывается на белом фоне. Заполняющим контур вырубки зна­ком являются расположенные в шахмат­ном порядке черные вертикальные штрихи с коротким черным горизонтальным штришком в нижнем конце.

Знак редколесья тоже, как правило, рас­полагается на белом фоне в виде черных кружков с хвостиком внизу, который на­правлен всегда на восток.

На крупномасштабных топографических картах показываются отдельные группы кустарников в виде черного кружка с тремя утолщенными черными точками по внеш­нему краю. Это знак внемасштабный. Если же кустарники занимают на ме­стности значительные площади террито­рии, они уже показываются контуром (пун­ктир), который внутри заполняется светло-зеленым фоном, а по фону разбросаны в произвольном порядке кружочки с тремя точками.

Узкие полосы леса изображаются на кар­тах без зеленого фона в виде цепочки чер­ных кружков. Это внемасштабный знак лесополосы. Если же полоса леса достаточно широка для данного масштаба карты, то она изображается обычным зна­ком леса. Встречаются и узкие полосы кустарников (живая изгородь). Они изобража­ются внемасштабным знаком - цепочкой мелких черных кружков, чередующихся с утолщенными точками.

Вдоль дорог нередко встречаются специ­ально высаженные деревья, образующие как бы зеленый коридор вдоль дороги (аллею). Этообсадки, которые на картах пока­зываются мелкими черными кружочками по бокам дороги.

Отдельно стоящие деревья (не в лесу, а в поле), если они большие и имеют значение ориентиров (то есть хорошо видны со всех сторон на достаточно большом расстоянии), тоже обозначаются на топографических картах своим внемасштабным знаком.

Луга имеют свой знак: внутри контура, ог­раничивающего луг, в шахматном порядке ставятся маленькие черные кавычки. Луга могут занимать очень большие пространства, могут тянуться узкими лента­ми в пойме рек. Маленькие поляны в лесу - это тоже луга. Знак проходимого болота поч­ти всегда сочетается со знаком луга, потому что такое болото всегда покрыто травой.

По краям деревень располагаются огоро­ды. Знак огорода в недавнем прошлом пре­терпел серьезное изменение: старый знак представлял собой косую штриховку сплошными и штриховыми линиями черно­го цвета, идущими то в одном, то в другом направлении. Новый знак огорода - серый фон.

Последний знак этой группы, знак пашни,

Это белый фон в черном пунктирном кон­туре.

Группа № 5. Рельеф

Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности легко поделить на два типа - выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости - отрицательными формами рельефа. К положительным формам рельефа от­носятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна песчаный подвижный холм); к отрицательным - котловина, низ­менность, долина, ущелье, овраг, балка, промоина, яма. Формы: рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицатель­ная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.

Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередова­ния выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, - там местность считается сильнопересеченной.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или злато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других.

Склоны - общий элемент и отрицательных, и положи­тельных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плав­ные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у воз­вышенностей и низменно­стей, мы говорим: здесь мяг­кий и плавный рельеф или - здесь резкий, жесткий рельеф.

Существуют два основных способа пере­дачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называе­мыми горизонталями - тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие фор­мы - особой линией с зубчиками. Эти зуб­чики, как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда напра­влены вершины зубцов, туда склон опус­кается - идет вниз почти отвесным обры­вом. Чтобы на карте легко было отличить обрывистый склон естественного происхо­ждения от искусственных обрывов, зубча­тые линии обрывов делают двух цветов - коричневого (естественные обрывы по до­линам рек, овраги и т.п.) и черного (искус­ственные насыпи, дамбы, склоны карье­ров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ста­вится цифра, показывающая длину обры­ва в метрах.

Ямы и курганы могут быть естественны­ ми и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но малень­кими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значитель­ ные размеры по площади, то их показыва ют масштабными знаками (рис. 74). Цифра, стоящая рядом со зна­ком кургана и ямы, тоже обозначает их глубину и высоту.

Насыпи и выемки вдоль дороги тоже изображаются на картах зуб­чатой линией, но уже черного цвета, так как они - искусственные со­оружения. Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насы­пи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, - по выемке. Цифры обозначают наибольшую высоту этих склонов.

У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная под­пись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают.

Более сложной жесткой формой рельефа являются овраги , которые образуются в рыхлых осадочных породах под действием раз­мыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги - яв­ление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), у него склоны очень кру­тые, но постепенно они осыпаются - выполаживаются, зарастают дер­ном, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложби­ ну, лощину). У оврага есть вершина, дно и устье. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками - их называют отвертками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.

Малая река

Пересыхающая река

Море, озеро

колодец

родник, ключ

просеки

Фруктовый сад

вырубка редколесье

кустарники

Обсадка

Луга

Жесткие формы рельефа

Ямы и курганы

Насыпи и выемки

Карьер

Два типичных представителя мягких форм рельефа - антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не пока­жешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.

Если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» - горизонталями. А если затем начертить эти ли­нии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о релье­фе (рис. 78). Только нужно короткими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно та­кая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоско­стями и котловину. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами или скатоуказателями (по-немецки «берг» - гора).

Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и на­ зывается - способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизон­ тальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте - вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, - третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h ) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д.

Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа - горизонталь, а все вместе они дадут полный рису­нок горизонталей - общую картину рельефа местности. Но так как горизонталей на карте получится очень много, то, чтобы в них не за­путаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить - каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная - на 50 м выше уровня моря и т.д.

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричне­вым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в то­пографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали в дополнение к бергштрихам по­могает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх - туда идет подъем. Отмет­ки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Бок холма, кото­рый круче, на карте изобра­зится горизонталями, распо­ложенными близко друг к другу, а другая, пологая сто­рона холма, наоборот, изобра­зится разреженными горизон­талями.

Между вершинами двух со­седних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть по­нижение. Такое понижение называется седловиной. А под седловиной на
склонах холмов чаще всего возникают промоины и овра­ги - жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с
мягкими.

Группа № 6. Специальные знаки

Подписи наименований на картах стараются разместить так, чтобы они не закрывали важные предметы, и, вместе с тем, все-таки прихо­дится делать, например, разрыв в знаках дорожной сети там, где на знак дороги накладывается подпись населенного пункта или назва­ние какого-нибудь другого местного предмета.

Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизон­тальными (направление запад - восток) разными шрифтами - у од­них пунктов буквы надписи пожирнее и повыше ростом, у других по­тоньше и имеют небольшой наклон. Через такую разницу шрифтовчитателю карты сообщается определенная информация: примерное
количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись покрупнее. Под каждым названием населенного пункта стоят цифры, которые обозначают количество строений (дворов) в этой деревне или поселке. Рядом с этими цифрами кое-где стоят буквы

«СС», обозначающие, что в этом населенном пункте находится сельский совет, то есть местный орган власти.

На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, маршруты переездов, места ночевок и дневок, места дневных привалов на обед, достопримечательные места на маршруте.

3. Закрепление изученного материала .

1. Что такое условные знаки?

2. На сколько групп можно разделить топографические условные знаки?

3. Перечислите эти группы?

4. Перечислите, что относится к линейным?

5. Перечислите, что относится к площадным видам?

6. На сколько групп разделены топографические знаки?

4. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, даёт установку на следующее занятие.

5. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.