Древний рим легендарное начало рима. Как был основан рим

Введение

История Рима началась в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове, в VIII в. до н. э.

В истории Рима было очень много разных правителей, эти правители затевали войны, мудрые люди описывали все эти события и пытались передать своим потомкам мудрость предков, создавали исторические памятники.

Это примерно все, что знает человек никогда не интересовавшийся историей Древнего Рима. Но, согласитесь, это так мало! Нам было очень интересно узнать как можно больше об истории Древнего Рима, тем более, что эта страна считалась ранее латино - язычной. Говорят, что у неё очень интересная история, но так ли это? Давайте проверим!

Легенда об основании Рима

Город Рим был основан в VIII веке до н. э. в стране, которая называется Италией. С его основанием связанна легенда:

Эней вместе с сыном Асканием основал город Альба - Лониз на том самом месте, как говорит Вергимит, где согласно предсказаниям оракула, они увидали белую свинью со многими поросятами: “Когда ты усталый будешь блуждать в тревоге и печали, ты увидишь на берегу пустынной реки, под дубом, огромную белую свинью, кормящую таких же белых, как и она сама поросят; там именно место для нового города, который ты выстроишь, и тогда настанет конец твоим трудам”. Несколько античных монет изображают Энея и сына его Аскания в том момент, когда они находят белую свинью. Эней, как впоследствии и Ромул, исчезает окруженный облаком; он становится невидимым для всех, и только является Асканию в полном вооружении и объявляет ему, что Юпитер взял его на Олимп и поместил его среди бессмертных.

Асканий царствовал много лет и передал свой престол потомкам, между которыми были два брата - Нумитор и Амулий. Они стали оспаривать друг у друга престол, и, несмотря на то, что Нумитор был старше, брат его изгнал и завладел Альба - Лонзой и престолом. У изгнанного царя была дочь Рея - Сильвия. Амулий, не желая, чтоб у брата было мужское потомство, принудили племянницу поставить себя культу Весты, т. е. стать весталкой и, таким образом, остаться девственницей.

Во всех латинских городах почитали богиню Весту. Ее жрицами становились девочки примерно с десяти лет. Весталки пользовались огромным уважением. Когда жрица Весты шла по улице, толпа расступалась перед ней. Если весталка случайно оказывалась на пути преступника, которого вели на казнь, то подобная встреча была для осужденного большой удачей: смертную казнь заменяли менее суровым наказанием. Однако для весталок существовал строгий запрет: в течение тридцати лет они не имели права выходить замуж и рожать детей. Нарушительниц запрета живыми закапывали в землю.

Отец Ромула бог войны Марс считался хранителем Рима. В честь Марса был назван первый весенний месяц, когда латины праздновали проводы зимы. Храм богу был сооружен за городом на Марсовом поле, где проводились военные смотры.

Однажды, когда она, исполняя разные обязанности при храме, отправилась к реке за водою, ей приснился сон: к ней явился бог войны Марс и вступил к ней в союз. В музее Пио-Клементино находится античный барельеф, изображающий посещение Марсом Реи-Сильвии, которая затем вскоре родила двух близнецов - Ромула и Рема. Услыхав об этом, Амулий приказал бросить детей в Тибр, а Рею - Сильвию предать обычной казни преступных весталок: “Был ли то случай или воля богов, - говорит Тит Ливий, - но в этом году Тибр разлился очень широко. Люди, которым было поручено кинуть детей, оставили корзину с ними среди нахлынувших волн; когда же вода стала сбывать, корзина очутилась на суше, а волчица, пришедшая с гор утолить свою жажду, привлеченная жалобными криками брошенных детей, принялась их кормить. Пастух Фаустул, увидев это чудо, взял к себе Ромула и Рема и воспитал их”.

Сохранились несколько античных монет, на которых изображена волчица, кормящая детей, а в Ватикане находится античная группа, практикующая тот же сюжет. Оба брата, став юношами, изгнали Амулия, и посадили на престол отца. Сами же они решили основать город на том месте, где были найдены. Основав его, они принялись спорить о первенстве и том, кому из них назвать своим именем город. Чтобы, наконец прекратить ссору, они стали молить богов послать им какой-нибудь знак или знамение. Вскоре Ромул, увидев в небе шесть ястребов, летающих вокруг его головы, но почти в тоже время Рей объявил, что к нему летят двенадцать ястребов; это еще больше усилило раздоры и схватки между приверженцами обоих братьев. По некоторым преданьям, в одной из этих схваток был убит Рем; другие же преданья рассказывают, что Рем одним прыжком взобрался на стены, возведенные Ромулом вокруг нового города, и стал насмехаться над ним; так разгневанный Ромул убивает брата, говоря: “ Так погибнет каждый, кто осмелиться взобраться на эти стены”.

После смерти брата Ромул назвал город своим именем и стал в нем царствовать. Но в городе не было жителей; тогда Ромул даровал ему право убежища, и туда стали переселяться игроки, воры, рабы, спасающиеся от тиранства своих господ, и люди, изгнанные отовсюду. В городах, которым было даровано право убежища, пользовались неприкосновенностью даже преступники. Нарушавших право убежища постигала кара богов и государства. Из соседних жителей никто не хотел вступать в брачные союзы с таким сбродом, и город должен был непременно вымереть, не пополняясь рождением детей за неимением женщин. Ромул, желая прекратить такое положение дел прибегнул к следующей хитрости: он устроил роскошный пир и пригласил на него соседних жителей, сабинян, с женами и детьми. По данному им знаку римляне кинулись на своих гостей и похитили всех девушек, присутствовавших на празднике.

Такое насилие вызвало войну, но, когда обе армии стояли одна против другой, похищенные сабинянки кинулись между противниками и стали умолять своих отцов и братьев оставить их в Риме с их мужьями и заключить мир. Похищение сабинянок служило часто темой для многочисленных памятников искусства. Из новейших произведений пользуются известностью картины Давида Пуссена и Рубенса.

Вскоре после похищения сабинянок Ромул, дав городу законы и основав там общественные учреждения, веля известить через сенатора всем жителям, что наступит время, когда этот город будет считаться властелином мира, и что ни один народ не устоит силы римского оружия. Затем он исчез или, как говорит предание, был взят богами на Олимп и, был ими принят в число бессмертных богов.

История Рима сложна и запутанна. Но мы обратимся к истокам, к основанию Рима и самым интересным его легендам.

Рим был основан в 753 г. до н. э. , но задолго до этого здесь жили другие племена. Археологические раскопки открыли нам остатки поселений 12 века до н.э., но мифы говорят о временах еще более древних. Согласно легенде здесь жили боги, один из них Янус одарил своим гостеприимством самого Сатурна (греч. Кронос), свергнутого с Олимпа. Он и стал первым правителем холма Капитолия, основав поселение, которое жило в мире и счастье, без рабства и нужды.

Здесь же на соседнем холме Палатине жил ужасный Какус, державший в страхе всех вокруг, но его смог одолеть Геракл. Да, он тоже был здесь и вынужден был сражаться с уродливым огнедышащим чудовищем, дабы вернуть себе украденных быков Гериона. На этом холме в память о подвиге Геракла до сих пор существует Какиева лестница, а недавно неподалеку были найдены остатки алтаря, посвященного Гераклу.

В Риме мифы и легенды воскресают, переплетаются между собой, оживляя историю. Все мы помним, что Рим был основан близнецами Ромулом и Рэмом , но откуда они появились? Обратимся к истокам.

Нужно вспомнить еще одного легендарного героя – Энея , сына Венеры, богини любви. Троянская война… Троя сожжена… Эней по совету богов отправляется с уцелевшими траянцами на кораблях основывать новый город, плыли они долгие годы, останавливаясь в Карфегене, мимо побережья Одиссеи, где даже видели Циклопа, прогуливающегося вдоль берега.

Когда же траянцы высадились у устья Тибра, боги дали им знаменье, что что это и есть та земля, к которой они стремились. Было здесь царство Лациум (оттуда и современное название региона Лациум), и его правитель искал жениха для своей дочери. Будучи сыном Венеры Эней без труда очаровал молодую девушку, и после долгих препятствий, описанных Вергилием в Энеиде, женился на ней. 200 лет потомки Энея правили этими краями в городе Альба-Лонга, пока корыстный Амулий не сверг своего старшего брата и законного царя Нумитора, дочь же его Рэю Сильвию он отдал в услужение богине Весте, жрицы ее, весталки, весь период службы должны были хранить обед безбрачия. Девушка таким образом больше не представляла опасности, ведь она не должна была бы родить законных наследников. Если бы только в лесах ее не встретил бог Марс и, очарованный ее красотой, не овладел бы ей. Нам остается только верить словам девушки, хотя возможно, это был простой воин, а может быть и Рэя Сильвия питала к нему симпатию…

Так появляются на свет Румул и Рэм , потомки Венеры и дети Марса. Оставить в живых законных наследников немыслимо, и их убийство поручают крестьянину Фаустилу, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, создает им люльку из дерева и пускает вдоль по Тибру. Прибило эту люльку к подножью холма Палатина, где их нашла волчица и вскормила своим молоком . Волчица становится в итоге символом Рима и его мощи, ведь с молоком волка близнецам передались сила и ловкость. И опять же мы можем только догадываться откуда берется эта легенда. Волчицами в Риме называли девушек легкого поведения (Lupa), они так завывали по ночам, что получили это неласковое прозвище, а публичный дом впоследствии стали называть Лупанарии.

Так что, вероятно, именно к такой девушке Фаустил и отнес младенцев для кормления. Что объясняет еще одну историю: крестьянин, нашедший младенцев рядом с волчицей, тоже носил имя Фаустил.

Когда же Ромул и Рэм , достигнув возраста 18 лет, узнали о тайне своего происхождения (Фаустил сохранил найденную люльку), они свергли незаконного правителя, освободили мать Рэю Сильвию из заточения, и вернули трон дедушке Нумитору. В благодарность царь дал братьям золото, рабов и ремесленников для основания нового города.

Ромул и Рэм выбрали для закладки первого камня города знакомые им места, там где они выросли и были вскормлены волчицей у берега Тибра. Но тут впервые между братьями разразился спор, они не могли решить, на каком же холме основать город. Ромул считал, что наилучшее местоположение – это холм Палатин , в то время как Рэм выступал за холм Авентин. По наущению жрецов, каждый их них встал на рассвете на своем холме, ожидая божественные знамения. Первым увидел знак Рэм, над ним стали кружить шесть коршунов, но через несколько мгновений и Ромулу явились коршуну, но было их уже 12. Несмотря на сопротивления Рэма, жрецы спор решили в пользу Ромула и выбор пал на Палатин (Palatio).

Так была определена судьба Рима. При основании города, Ромул очерчивает его границы, запрягает в плуг телочку, как было принято в то время для освящения новго поселения, но обиженный и оскорбленный Рэм, чтобы задеть брата, начинает перепрыгивать через священную границу, показывая как легко будет преодолеть врагам стены нового города. Ромул возмущенный святотатством в порыве ярости хватает мечь и со словами: “Так будет с каждым, кто переступит стены Рима”, — убивает своего брата…

Итак, Рим был основам Ромулом и Рэмом, но первым царем величайшего города был Ромул .

Так начинается история семи царей Рима.

Легенда гласит: 21 апреля сыновья латинской царевны Реи и могущественного бога Марса основали город Рим. О том, можно ли верить этому преданию и при чем здесь «братство волка», беглые рабы и убийцы, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр - как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, - пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. - Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно - в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, - это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов - Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало - не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул - двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), - напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. - Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они - злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», - пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества - убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул - он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

История Рима, окутанная тайнами и загадками, уходит далеко вглубь веков. Она хранит в себе множество невероятных легенд и преданий. Когда город насчитывает почти три тысячи лет своего существования, не трудно представить, насколько много он может рассказать о себе. Однако история любого города и даже небольшой деревушки всегда начинается с его основания. История Рима началась еще в VIII веке до нашей эры, в тот момент, когда свет увидели близнецы-братья Ромул и Рем.

История рождения Ромула и Рэма — легендарных близнецов

По преданиям, родиной Ромула и Рема считается один из древнейших латинских городов, носивший название Альба-Лонга и располагавшийся в Лацио, вблизи Рима. На сегодняшний день от него остались немногочисленные руины, но в былые времена этот город рос и процветал.

Во времена царствования Нумитора для Альба-Лонги наступили нелегкие времена. Амулий, младший брат Нумитора, захватив власть в свои руки и, опасаясь своего свержения, убил прямого наследника трона – сына Нумитора, а царскую дочь – Рею Сильвию – вынудил стать весталкой и принять обет безбрачия.

Спустя несколько лет служения, Рея Сильвия встретила бога войны Марса, от которого и родила двух легендарных близнецов – сыновей Ромула и Рема. Прослышав об этом, Амулий распорядился заключить ее в темницу, а младенцев в плетеной корзине выбросить в Тибр.

Бурное течение реки выбросило корзину на берег вблизи Палатинского холма, где близнецов вскормила волчица. Позже Ромула и Рема нашел проходивший мимо пастух Фаустул. Потерявший собственного ребенка, и еще не оправившись от горя, Фаустул принес младенцев домой и взял их под свое попечение.

Основание Рима

Повзрослев и услышав правду своего происхождения, братья Ромул и Рем собрались в путь в сторону Альба-Лонги, где убив жестокого Амулия, вернули трон законному царю Нумитору. Спустя несколько лет, по настоянию своего деда Нумитора, братья отправились на поиски земель вблизи Тибра, благоприятных для основания великого города.

Легенда гласит, что Ромул для этих целей выбрал Палатинский холм, а Рем настаивал, что будет лучше Авентинский. В результате, между братьями возник спор. Дабы разрешить его, братья сошлись на том, что стоит подождать знамения. Они отошли друг от друга подальше и стали наблюдать. По приданию, Рем увидел шесть парящих коршунов, тогда как Ромул – двенадцать.

Дошедшие до нас легенды и мифы Древнего Рима , находящиеся как литературные произведения на стыке мифологии и религии по смысловой нагрузке прежде всего были направлены на подержание политики, гражданского долга и моральных устоев общества. Говорить о древнейших мифах Рима достаточно затруднительно, ибо они были доступны лишь жреческому сословию и дошли до нас виде «Индигитаментов» — сборника жреческих преданий, толкований и сказаний. Жрецы любые события реальной жизни преломляли через каноны этой книги и доносили до правящей верхушки в виде предсказаний и пророчеств.

Первые легенды Древнего Рима

Бесспорно, одной из первых легенд и сказаний Древнего Рима, дошедших до наших дней, и подвергшихся минимальному эллинистическому влиянию, можно считать сказание о сотворении Рима. Сегодня это одно их самых знаменитых и хорошо известна всем любителям истории. После получения протектората над Грецией и ее колониями римские боги начинают отожествляться с греческими и значение жрецов общественной жизни, и их влияние на республиканский сенат резко падают. Однако если боги Древней Греции в большей мере относились к части духовной культуры, то в Риме они становятся неотъемлемой частью повседневной жизни.

Это возрастание влияния на бытовую сторону существования многие исследователи культов Античности относят к более тесным контактам с , где даже поесть было невозможно без упоминания божественного начала в их правителе – фараоне. Без божественного благословления в Риме не начинались сельскохозяйственные работы. Без посещения оракула, толкующее расположенность или противление богов, не заключались сделки. С началом имперского периода все верховные диктаторы, а потом императоры являлись земными наместниками богов, героями и каким- то непотным образом и сынами религиозных культов. Конечно такое влияние не могло не найти отражения в легендах и мифах древнего Рима.
Греческое влияние в мифологии можно заметить проникновением эллинистических изустных историй в . Правда этот симбиоз сопровождался романизацией греческой религии. Зевс был переименован в Юпитера, Афродита стала Венерой, а Арес превратился в Марса. Однако это влияние не коснулось древнейших римских легенд, в частности сказания о Ромуле и Реме. Впрочем, это легко объясняется тем, что что римский календарь вёлся от сотворения столичного города. В более поздних сказаниях Виргиния об основании Рима тема чудесного спасения близнецов и их вскармливания бездуховным животным трактуется историками как идея божественного предназначения к мировому господству. При этом во многих мифах рефреном проходит мысль о том, что римская политика, система правления, общественные отношения одобрены свыше и являются самыми справедливыми.


Эллинистическая мифология древнего Рима

Эллинистическое влияние на легенды Древнего Рима видно уже в первом мифологическом повествовании о создании Рима. Ромул и Рем – братья близнецы были внуками Энея, одного из троянцев, спасшихся при Одиссеем. Корабль Энея долго блуждал по Средиземному морю, пока не был выброшен на побережье Апеннинского полуострова. В мере высадки был основан город Альба-Лонга. А бросил близнецов в Тибр младший сын Энея – Амулий бывший родным дядей Ромка и Рема.
Именно об этих событиях повествует мифологическая поэма «Энеида», написанная «мантуанским лебедем» — Вергилием на границе старого и нового летоисчислений. Говоря о легендах и сказаниях Древнего Рима периода первых римских императоров нельзя не вспомнить о , имя которого сохранилось до наших дней благодаря написанным им 142 книгам «История от основания города». Несмотря на историчность этого произведения, в нем нельзя не заметить достаточной доли мифологизации реально существовавших личностей.

Если написанные Публием Овидием Назоном «Наука любви» и «Метаморфозы» относятся скорее к религиозно-нравственным произведениям, то его знаменитые «Фасты» являются историческим трудом. Эта «календарная» поэма насквозь пронизана мифами и легендами Древнего Рима, которые приукрашали реальную жизнь живших в те времена правителей и политиков.
Секст Аврелий Проперций вошел в римскую историографию как друг Вергилия и Овидия. Им написаны 4 элегические поэмы, причем в четвертой книге элегий, посвященных его , литературоведы отмечают значительное влияние сказаний Древнего Египта.
Римские сказители и поэты заимствовали богов не только у греков. Их культура была конгломератом культурных традиции всех народов Средиземноморья. Причем римляне не просто копировали подвиги легендарных персонажей, а осмысленно приписывали их древнеримским героям.