Что делать, если учитель кричит на детей? Ребенок становится жертвой после того как он испугался.

Что делать, когда учитель обижает ребенка в школе, и в наказаниях переходит все допустимые границы – «Летидору» рассказывают детские правозащитники и психологи.

Все больше школьников жалуются на то, что их обижают учителя. Родители, чьи дети попали в эту неприятную ситуацию, теряются – не хотят вступать в конфликт с обидчиком или администрацией школы, опасаясь своими активными действиями навредить ребенку.

Конфликт с учителем – решаем мирным путем

Как реагировать на конфликт родителям и что делать категорически нельзя – рассказывает кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка ** Международного центра КТК **EIKIDS Киселева Татьяна Сергеевна:

«Перед тем, как идти на открытый конфликт, родителям важно понять, есть ли для него основания. Низкие оценки, игнорирование ученика, повышенные требования – все это очень субъективно, и не всегда отражает реальную картину в отношении учителя к конкретному ребенку. Низкие оценки могут быть показателем реальных знаний школьника, а жесткие требования учитель может предъявлять ко всему классу.

Другое дело – когда педагог некорректно отзывается об ученике, посмеивается над его интересами и внешностью, кричит, оскорбляет школьника нецезурными выражениями, толкает, дает поздатыльники и др.

Такие действия в поведении учителя недопустимы. Если ученик подвергается подобным «методам воспитания», ему в обязательном порядке нужно сообщить об этом родителям. Попытки ребенка самостоятельно разобраться с учителем (в том числе, съемка с мобильного телефона с последующей демонстрацией в соцсетях, широкая огласка) могут усугубить конфликт.

Если ваш ребенок попал в неприятную ситуацию, вам следует:

  • Уточнить у него все подробности конфликта (причина, детали поведения учителя и ребенка);
  • Поговорить с одноклассниками ребенка, которые видят ситуацию со стороны. Не высказывать суждений – просто выяснить их взгляд на конфликт;
  • Сохраняя спокойствие, поговорить с обидчиком;
  • Выступать за сотрудничество между всеми сторонами конфликтной ситуации;
  • Если после этого конфликт не разрешится, обратиться с просьбой прояснить ситуацию к классному руководителю, и далее – в администрацию школы.
  • Раздражаться и нервничать;
  • Разбираться с учителем в присутствии класса и собственного ребенка;
  • Обсуждать педагога с родителями других учеников, давать им информацию непроверенную или личного характера;
  • Ругать педагога нецензурными словами;
  • Писать жалобы в вышестоящие образовательные инстанции без разговора с администрацией школы.

Зачастую проблема возникновения школьных конфликтов кроется в отсутствии навыков осознанного решения конфликтов. В основе проблемы лежит недостаточное понимание своих эмоций и эмоций других людей, трудности анализа и регуляции своих эмоций. Эти способности составляют эмоциональный интеллект.

С точки зрения концепции эмоционального интеллекта, ребенок должен научиться слышать собеседника, осознавать свои собственные эмоции и их причины, а также эмоции и причины их возникновения у противной стороны. Важно также уметь оценивать последствия при том или ином развитии ситуации.

Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта позволит ребенку избежать конфликтного поведения и даст возможность ему достичь социально-значимых успехов. Прежде всего, ребенку в этом должны помочь родители.

Как поменять учителя в классе – действия родителей

Как поменять учителя, рассказывает заведующая по учебной работе начальной школы «Prima Schola» Юлия Строганова:

«Если вы хотите поменять в классе учителя, то существуют два пути решения проблемы.

Первый – родители учеников данного класса обращаются к администрации образовательного учреждения с просьбой заменить учителя. Желательно делать это в письменной форме. В заявлении нужно по пунктам изложить претензии, подкрепить их фактами и заверить подписями всех или большинства родителей. Это заявление в двух экземплярах нужно отнести на рассмотрение директору школы. Первый экземпляр отдаете администратору, а второй с подписью секретаря и датой остается у вас.

Второй – родители, которых не устраивает педагог, вправе обратиться к администрации школы с заявлением на перевод их ребенка в другой класс.

Следует понимать, что в обоих случаях у администрации есть множество маневров для отказа: укомплектованность класса (по нормам. СанПиНа численность классов не должна превышать 25 человек), расхождение в образовательных программах, боязнь создать прецедент (остальные родители могут, если проблема общеклассная, последовать вашему примеру). Надо быть готовым, что после заявления последует серия личных встреч с администрацией школы и с преподавателем, которого вы хотите поменять».

Что делать, когда учитель проявляет агрессию: обзывается или применяет физическую силу

Не все дети ведут себя вежливо и дисциплинированно. Но даже сложные отношения с ребенком, не дают право учителю применять в отношении него физическую силу.

О радикальных мерах, которые необходимо предпринимать в конфликтных ситуациях с учителем, рассказывает руководитель правозащитной группы «Акцент» (г. Казань) Булат Мухамеджанов:

«Если учитель применил к ребенку физическую силу (толкнул, ударил, вывел за ухо из класса и др.), необходимо зафиксировать телесные повреждения в медицинском учреждении. После этого родителям следует написать заявление о преступлении в Следственный комитет и приложить к нему медицинский документ. Если СК возбуждает уголовное дело, то оно впоследствии, при наличии соответствующих доказательств, направляется в суд. С педагога также через суд нередко взыскивают денежную компенсацию морального вреда и возмещение ущерба.

Еще один вариант - обратиться в прокуратуру, но она не возбуждает уголовных дел. Её сотрудники проведут комплексную проверку и установят обстоятельства случившегося, после чего, в случае подтверждения информации, направят представление в адрес муниципалитета о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности либо потребуют от СК провести доследственную проверку.

Что касается оказания психологического давления, то механизм действий похожий. По возможности нужно зафиксировать разговор с учителем на диктофон, собрать показания свидетелей. Кстати, детей могут опрашивать только в присутствии родителей или школьного психолога.

Самостоятельное обращение в управления образования муниципалитета по большому счету смысла не имеют, потому что чиновники от образования меньше всего заинтересованы в том, чтобы этот факт вышел на поверхность. Тогда ведь как минимум история попадет в СМИ, как максимум - правоохранительные начнут проверку.

Случаи, когда учитель применяет физическую силу – все-таки редкие, но и они встречаются в нашей практике. К примеру, несколько лет в Казани осудили учительницу, которая обзывала детей и дергала их за уши. В Набережных Челнах педагог привязала первоклассника к стулу. После этого случая учительница и директор школы были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того учитель не имеет права:

    Ставить школьнику отметку за пропуск урока, отметка – это способ оценивания выполненных работ, упражнений, устных ответов.

    Систематически занижать отметки.

Если проблема кроется в личной неприязни учителя к ребенку, вы можете обратиться к завучу или директору о просьбе созвать комиссию, которая проведет независимую оценку знаний школьника.

    Забирать на уроке планшет или телефон, даже если это оговорено в Уставе школы.

    Систематически выгонять ребенка с урока.

Вмешательство родителей в конфликт с учителем бывает необходимо. Важно помнить, что вряд ли после этого инцидента школьная жизнь у ребенка станет лучше. Если есть возможность урегулировать вопрос мирно, следует ею воспользоваться. Однако в случае физического и психологического давления со стороны педагога вмешательства юристов не избежать.

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности . Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

Дети не всегда бывают честными рассказчиками. Неумно паниковать, когда первоклассник приходит домой и заявляет, что его учительница ненавидит его .

Но когда вы сами стали замечать признаки необоснованного недовольства, выявленные по отношению к вашему ребенку, нужно принимать меры. Но какие?

Уже пятый вечер подряд ваш школьник возвращается домой в слезах и с твердым убеждением в том, что учительница его невзлюбила .

Сначала вы ему не верите, но потом прислушиваетесь и соглашаетесь с тем, что его учительница не так уж и дружелюбна.

Начните действовать до того, как ситуация выйдет из-под контроля.

Поговорите с ребенком

Напомните ребенку о том, что независимо от того, как к нему относится в школе учитель, вы его любите и будете любить, невзирая ни на что.

Пообещайте в разговоре, что обсудите эту болезненную тему непосредственно с учительницей. Не настраивайте ребенка против учителя, не подпитывайте его ненависть, так будет еще хуже.

Просто дайте понять, что вы так этого не оставите.

Договоритесь о встрече

При первой возможности договоритесь с учительницей о встрече. Будьте учтивыми и доброжелательными, но настойчивыми. Если учительница откажет, назначьте ей встречу через директора школы.

Во время встречи

Не начинайте разговор с агрессивных обвинений, так вы только испортите ситуацию. Начните разговор с фразы: «Я знаю, мой ребенок не всегда бывает правдивым, потому хотела бы услышать правду от Вас». Позвольте учительнице описать событие.

Постарайтесь выяснить, что стало причиной таких отношений между вашим ребенком и учительницей. Не спешите делать выводы, попробуйте поставить себя на место учительницы.

Наметьте план дальнейших действий

Важнейший шаг - наметить цель, а уже потом выбирать средства ее достижения. Обсудите с учительницей общую линию поведения, договоритесь о том, кто и как должен вести себя, чтобы в дальнейшем избежать никому не нужных претензий.

Будьте позитивными

Если вы смогли найти общий язык с преподавательницей ребенка, то после беседы с ней поблагодарите её за то, что она смогла уделить вам время и помочь решить эту деликатную проблему.

Если же учительница не пожелала изменить в дальнейшем свое поведение, обратитесь за помощью в администрацию школы, пусть она рассмотрит этот вопрос.

Ребенок должен находиться в безопасном окружении, чувствовать любовь и поддержку близких. Переводить ребенка в другой класс или школу нужно только в том случае, если нет никаких других вариантов.

За всю свою жизнь ребенок еще не раз столкнется с людьми, которым он не будет нравиться. Именно поэтому нужно научить его эффективно справляться с проблемами подобного характера, а не избегать их.

Практически все минусы современной школы базируются на недоработках образовательной системы, в которой интересы ученика первичны, а интересы учителя вторичны. А ведь желания и тех, и других должны учитываться одинаково. На самом деле есть учителя, которые порочат доброе имя учителя, но это, скорее исключение. А учеников, которые заслуживают порицания, гораздо больше. И в случае, если усовершенствования образовательного процесса так и не произойдет, таких учеников будет ещё больше. В профессии педагога минусов достаточно много.

Психологическое давление

Сейчас в образовательной системе сложилась аномальная ситуация. Огромное давление оказывается на учителей из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. Неформально педагогам запрещено ставить двойки ученикам, как бы ни абсурдно это звучало. «Два» - в уме, «три» - на бумаге - такой установке Отдела образования следует администрация школы. И от администрации школы учителям идет приказ не ставить ученикам неудовлетворительных оценок, всячески избегать таких результатов. Аргумент такой: с «двойками» у школы будут низкие показатели.

Принципиального педагога просто замучают проверками. Такой педагог будет обязан предоставить индивидуальный план работы с отстающими учениками. И это при том, что на учителе нагрузка 20-25 учебных часов, проверка тетрадей, классное руководство и ко всему ещё и собственная семья. В то время как ученик с двойками в журнале по-прежнему будет «плевать в потолок». И всё потому, что каждый ученик расскажет вам без запинки, какими правами он обладает, и как к нему должны относиться учителя, а вот какие перед ним стоят обязанности - такие дети не знают.

«Двоечники» ничего не боятся, поэтому идут на уроки с невыполненными домашними заданиями. Они знают, что в журнал им двойку не поставят, и из школы не выгонят, а ЕГЭ сдать помогут. В таких ситуациях классный руководитель и учитель обращаются за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Отговорки их очень просты: «Ребенок нас не слушает», «Мы не можем заставить его учиться», «Мы не можем ничего сделать». Ну, если родители ничего не могут сделать со своим ребенком, то, что говорить об учителях.

Относительно ЕГЭ многие ученики считают, что сдадут его без проблем. Как ни удивительно, но на самом деле так и будет. Все дело в том, что на педсовете директор в категоричной форме заявляет: «Нужно сдать ЕГЭ без двоек!» И в день экзамена учителя спешат на помощь своим ученикам. Именно так и происходит при сдаче ГИА (ЕГЭ для 9 класса). В 11-ом классе ученики пользуются подсказкой «звонок другу», в то время как наблюдатели специально отвлекаются. Это происходит потому, что между школой и Отделом образования есть негласная договоренность об успешном проведении экзамена - и всем в результате хорошо. Ученики, зная об этом, не сидят за учебниками, чтобы хорошо подготовиться.

А недавно появилась ещё одна «услуга». И совсем не в пользу учителя. Дети имеют возможность позвонить в службу доверия и рассказать о неправомерных действиях учителя. Жалуются в основном те самые «двоечники», которых напрягает учеба. Конечно, такую информацию нельзя назвать достоверной и объективной. Жаль, что не существует подобной службы для учителей, чтобы можно было жаловаться на нерадивых учеников.

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.