Чеченцы. Кто такие чеченцы на самом деле? Настоящие чеченцы рыжие

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Как родилось слово «чеченец»?

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинцы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.

Откуда пошёл чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:
«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

От Каспия до Западной Европы

Чеченцы не всегда жили на одном месте. Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалеку от Эндери до самого Каспийского моря. Но, поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше.

После окончания кавказской войны в 1865 году около 5 000 чеченских семей переселились на территорию Османской империи. Их стали называть мухаджирами. Сегодня их потомки представляют основную часть чеченских диаспор Турции, Сирии и Иордании.
В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы по приказу Сталина в районы Средней Азии. 9 января 1957 года они получили разрешение вернуться на прежнее место жительства, но некоторое количество переселенцев так и остались на новой родине – в Киргизии и Казахстане.

Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что значительное количество чеченцев переселились в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Увеличилась чеченская диаспора и в России.

Чеченцы - древнейший народ Кавказа. Они появились на территории Северного Кавказа в 13 веке в результате разделения нескольких древних городов и являются самым крупным этносом, проживающим на данной территории. Этот народ проделал путь по Главному Кавказскому хребту через Аргунское ущелье и в итоге поселился в гористой части республики Чечня. У этого народа свои многовековые традиции и самобытная древнейшая культура. Помимо названия чеченцы, народ именуется чеченами, нахче и нохчий.

Где живут

На сегодняшний день большинство чеченцев живет на территории Российской Федерации в Чеченской Республике и Ингушетии, есть чеченцы и в Дагестане, Ставропольском крае, Калмыкии, Волгоградской, Астраханской, Тюменской, Саратовской областях, Москве, Северной Осетии, Киргизии, Казахстане и на Украине.

Численность

В результате переписи населения на 2016 год, количество чеченцев, проживающих в Чеченской республике, составило 1 394 833 человека. В мире проживает около 1 550 000 чеченцев.

История

В истории этого народа происходило несколько расселений. Около 5 000 чеченских семей после Кавказской войны в 1865 году переселилось на территорию Османской империи. Называется такое движение мухаджирство. Сегодня основная часть диаспор чеченцев в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками тех переселенцев.

В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им было разрешено вернуться в прежние жилища, но некоторые чеченцы остались в Киргизии и Казахстане.

После двух чеченских войн много чеченцев покинуло свою родину и уехало в арабские страны, Турцию и страны Западной Европы, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно в Грузию.

Язык

Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.

Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.

В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:

  • шатойский
  • чеберлоевский
  • плоскостной
  • аккинский (ауховский)
  • шаройский
  • итум-калинский
  • мелхинский
  • кистинский
  • галанчожский

С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.

Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.


Религия

Большая часть чеченцев исповедует шафиитский мазхаб суннизма. Среди чеченцев суфийский ислам представлен тарикатами: накшбандия и кадирия, которые делятся на религиозные группы, называемые вирдовыми братствами. Их общее количество у чеченцев составляет 32. Самое многочисленное суфийское братство в Чечне это зикристы - последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, и мелкие виды, которые произошли от него: Мани-шейха, Баммат-Гирей Хаджи и Чиммирзы.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз - волк, Леча - сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог.


Еда

Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд - это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец. Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные. Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.

Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:

  • ячменный
  • пшеничный
  • кукурузный

Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.


Жизнь

Главным занятием чеченцев издавна было скотоводство, охота, пчеловодство и хлебопашество. Женщины были всегда ответственны за хозяйственные работы, ткали сукно, изготавливали ковры, бурки, войлок, шили обувь и платья.

Жилище

Чеченцы живут аулами - селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.


Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос - от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины. Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца - папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые - из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.


Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.


Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.


Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.


Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:


Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе
  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

Расовый облик чеченцев

Чеченский народ, пободно всем другим народам, не представляет единого целого в расовом плане. Но как и среди большинства народов у них образовался определенный антропологический тип, который воспринимается в качестве типичного. Этот тип относится бесспорно к переднеазиатской расе. В этом плане чеченцы не отличаются от других кавказских народов, антропологическая основа которых также относится к вышеописанной расе. Ее характерные черты общеизвестны. Речь идет о крепких людях среднего и высокого телосложения с неудлиненной, короткой формой головы, ярко выраженным орлиным носом и обычно темными волосами и глазами.

Но и среди переднеазиатской расы, которая распространена на огромной территории, необходимо различать подвиды, подобно тому как мы это делаем и среди светлой северозападноевропейской расы. Среди известных мне народов с переднеазиатской расовой основой - северных армян, восточных грузин с пшавами и хевсурами, азербайджанских татар, ряда дагестанских народов, ингушей и незначительного числа кумыков и осетин - я также по моему мнению обнаружил различные варианты этой расы.

Чтобы описать чеченского переднеазиата, я хочу сначала негативно выразиться. Его профиль не имеет тех чрезмерных переднеазиатских форм, которые например часто наблюдаются у армян. Подобный профиль армянина, примерно тот что был опубликован вон Лушаном и был растиражирован в различных книгах по расоведению, среди чеченцев вообще не встречается. Однако по моим наблюдениям и среди армян такой тип является редкостью. Сфотографированный мною чеченец (изображение 5 и 6 справа) имеет, пожалуй, наиболее экстремальные переднеазиатские формы среди своего народа.

Обычный чеченский антропологический тип изображен на фотографии №7. Это, следовательно, вполне умеренный переднеазиатский профиль хоть и с большим, но все же лишь немного изогнутым и не мясистым носом и со сносно образованным подбородком. Последнее особенно бросается в глаза в сравнении с изображением № 5, на котором, как в общем у явных переднеазиатских профилей, подбородок отступает дальше и сам по себе более плоский, чем то что соответствует нашему идеалу красоты. Профиль на изображении № 7 не бросается в глаза, он отбалансированный и приятен засчет своего размаха и смелых, крупных очертаний. Также справа сидящий мужчина (изображение № 8) относится к этой категории. Часто распространены антропологические формы почти не напоминающие о подобном хищной птице переднеазиатском происхождении, а напротив имеющие почти прямые и тонкие носы и у которых лишь короткие черепа напоминают о переднеазиатском наследии. Эти правильные черты лица были причиной былой славы кавказской красоты и побудившие в свое время Блюменбаха ввести понятие кавказской расы. Раньше, особенно в эпоху Кавказских войн, когда еще Боденштедт находился на Кавказе, кавказские народы слишком идеализировались, особенно это касается их телесной красоты. Позже, напротив ударились в другую крайность. В заблуждение вводят антропологические публикации, в которых отображены наиболее экстремальные типы лица. Это относится к, например, фотографии опубликованной в расоведении Гюнтера. На ней изображен имеретинец из Кутаиси, являющийся пожалуй самый уродливым мужчиной которого можно было найти в этом городе.

Что касается телосложения, то я заметил что среди армян, восточных грузин, хевсур и дагестанцев в основном распространены люди среднего роста и крепкого телосложения, чаще коренастые, нежели стройные, но ни в коем случае не высокие; частично рост очень маленький, например в некоторых областях Дагестана (Казикумух, Гумбет). По сравнению с ними чеченцы бросаются в глаза из-за их роста. Достаточно перейти из последнего хевсурского поселения Шатил в кистинское Джарего и изумляться резкому антропологическому изменению: среди хевсур коренастые, широкие фигуры, среди кистин высокие, стройные, даже сказал бы элегантные внешности. Это мое наблюдение было также подтверждено сообщениями Радде.

Полнота, которую я наблюдал среди армян и восточных грузин, как среди мужчин, так и женщин, особенно в преклонном возрасте, практически полностью отсутствует; распространена стройность и худощавость.

Высокими чеченцы кажутся лишь по сравнению со своими соседями; средние показатели едва ли сравнятся с северонемецкими. Людей ростом выше 1,85 м я с уверенностью видел только дважды. Один был кистинец (подразумевается горец) из Мелхисты, другой, самый высокий чеченец вообще, был уже упомянутый великий везирь бывшего Эмирата - Дишнинский. К слову, это обстоятельство играло не последнюю роль в деле увеличения его авторитета среди простых горцев. Он был вполне аристократической личностью, соединившей в себе как все достоинства своей расы, так же как и разумеется её недостатки.

В вышеизложенном расовая основа чеченского народа была названа переднеазиатской, но с таким же правом её можно назвать и динарской. Динаридов я встречал в большом количестве среди военнопленных сербов во время моего путушествия по Каринтии и Штирии (исторические области Австрии) и если я их сравниваю с доминантной расой среди чеченцев, то я не вижу никаких значимых различий, чтобы говорить в противовес динарской расы о какой-то особой разновидности переднеазиатской. Для армян и некоторых дагестанцев может это и правильно говорить о особой подветви переднеазиатской расы, но и то только в том смысле, что отличительные признаки динарской расы среди них слишком чрезмерно выражены, (тем самым это отдаляет их от динаридов); форма головы тяготеет к форме "башенного черепа", нос некрасиво большой, рост частично ниже стандарта. Для чеченцев это как раз-таки в целом не характерно, также не характерно для ингушей и осетин, а также по общепринятому представлению для черкесов. Таким образом, лишь с этими оговорками я отношу чеченцев к переднеазиатской расе.

Особое положение чеченского переднеазиата будет еще доказано цветом волос, глаз и кожи. Люди с чисто черными волосами, очень темными глазами, как у армян и частично грузин, среди чеченцев не часто встречаются, в любом случае нет такого чтобы оба признака совпадали. Поэтому можно лишь говорить о антропологическом типе, который в целом темный. Чаще всего темными (а также и черными) бывают волосы головы, глаза же напротив карие или цвета, который трудно с точностью описать. Его наверное можно назвать светлокарим, с небольшой примесью зеленого. Ясные, просвечивающиеся светло-карие глаза я чаще наблюдал у женщин, нежели мужчин. Но то, что в первую очередь бросается в глаза путешественнику, это большое количество блондинов и светлоглазых, в основном последних из перечисленных. Трудно сказать какой именно тон преобладает: распространены как серые, так и серозеленые глаза, так же распространены и чисто голубые, небесноголубые глаза, которые и в Северной Германии не могли бы быть более ясными.

Несколько реже светлых глаз встречаются светлые волосы. Но тут причина в очень сильном постепенном потемнении. Среди детей значительно больше светлых, нежеле чем среди взрослых и темноволосые взрослые уверяли меня, что в детстве были со светлыми волосами. Я обратил внимание на раннее поседение у мужчин; обычно у тридцатилетних седина явно заметна. Наверняка одна из причин это постоянное ношение папахи. Бритые налысо мужчины тоже не редкость. Изучение цвета волос естественно утрудняется из-за этого обычая. И вообще нужно пойти переночевать у людей чтобы увидеть непокрытые головы; людей с обнаженной головой под открытым небом не увидеть: без разницы мужчина, женщина или ребенок. Никогда.

Также я многократно видел и рыжеволосых; цвет их глаз был светлокарим.
Чаще чем светлые волосы, встречаются светлые бороды, причем мне запомнился буро-красный тон, так же и у мужчин с темными волосами и карими глазами. Бороды обильны и ровны, их носят с определенной аккуратностью. Также распространены развевающиеся рыжие как у Барбароссы бороды, причем нужно отметить что хна не используется. Но большинство мужчин носят только усы.

Кожа светлых чеченцев нежна и хрупка, у молодых девушек прекрасный цвет лица. У мужчин лицо покрасневшее от ветра и непогоды, а не смуглое, обстоятельство особенно характерное для нордической расы. Тело же белое в самом лучшем смысле. Я однажды наблюдал это в Мелхисте. Какое-то число кистин (имеется ввиду горцев) было занято переправкой дерева по Аргуну, они сами стоя в воде, переправляли несвязанные стволы деревьев, буксировали их в нужном направлении держа в мускулистых кулаках длинные шесты и направляя бревна между омываемыми пеной волн валунами. Хотя они не были одеты, они не смущались нашей приблежающейся грузинской колонны. Подобные случаи больше со мною в остальном мусульманском Кавказе не случались. Крайняя щепетильность мешает мужчинам показываться неодетыми. Также им неприятен вид хотя бы частично оголённого тела других; я убеждался в этом многократно, когда зимой 1919/1920 целый месяц лежал тяжелобольным в частном доме в Ботлихе (андийский Дагестан), я не мог уговорить ни одного мужчину хоть как-то помочь мне. Когда я пытался приподняться все покидали несмотря на мои возражения комнату. Я не думаю, что это связано с какими-нибудь суевериями, вроде боязни заражения.

Более свободные взгляды чеченцев отражается и на более свободном положении женщин, которые свободно передвигаются не закрываясь вуалью, которым разрешено открыто говорить с мужчинами, что во внутреннем Дагестане едва ли наблюдается.

Для более доступного описания чеченского блондина, я хочу сравнить его со светлыми североевропейцами. С. Паудлер в своем труде о светлых расах четко различал между дальской кроманьонской расой и обычными долихоцефалическими (т.е. длинноголовыми) представителями нордической расы. Из двух этих рас для сравнения подходит лишь последняя. Светлые кавказцы похожи на неё из-за большей плавности и ровности линий, более полных губ и более округлых разрезов глаз. Жесткие, грубые черты лица, которые например часто встречаются среди жителей Вестфалии (область в Германии), отсуствуют судя по моим наблюдениям. Не говоря уже о опубликованных Паудлером экстремальных дальских антропологических типах из Скандинавии. На сколько я знаю они не встречаются и среди других кавказских народов. Сравнение со светлыми северозападоевропейскими долихоцефалами допустимо лишь в отношении цвета и форм лица. В строении черепа чеченские блондины не отличаются от своих земляков-брюнетов. И там и здесь те же короткие, прямые черепа, те же орлиные носы.

Эта стройная, брахицефалическая (т.е. короткоголовая), большеносая раса, встречающаяся в совокупности как в темном, так и в светлом виде, настолько преобладает среди чеченцев, что остальные имеющиеся составные расовые части не могут изменить общей картины. Доминантный среди остальных антропологических типов подобен альпийской расе. То есть чаще всего речь идет о темных, низких людях с бесформенным телесложением и грубым сложением черепа. На изображение №5 и 6 показан представитель этой расы, у которого всё же сравнительно правильные черты лица, особенно довольно-таки изящный нос, в то время как в основном лица альпийцев кажутся некрасивыми. Судя по моим наблюдениям, чеченскому альпийцу не достаёт округлых форм свойственных альпийцам Центральной и Западной Европы. Тело скорее подтянутое и угловатое, что скорее всего связано с образом жизни. Я не могу сказать, что заметил значительное число смешанных между высоким переднеазиатским и альпийским антропологическими типами. Оба сосуществуют скорее одновременно: я не припомню чтобы встречал высокого чеченца с громоздкой головой и коротким носом и плоским профилем лица или наоборот низкого и коренастого с переднеазиатской формой лица и черепа. Оба мужчины на изображении № 5 и 6 сфотографированны сидя и кажутся одного роста. На самом делее переднеазиат справа был на голову выше, чем альпиец слева.

Что касается вопроса географического распространения отдельных антропологических типов, то я могу с некоторой долей уверенности говорить лишь о распространении блондинов. И в этом плане я могу сказать, что отдельные регионы показывают большие различия.

Вне всякого сомнения в западной части Чечни процентное соотношение блондинов выше, чем на востоке. На западе есть местности, в которых население можно назвать в основном светлым.

В первую очередь это территория вдоль Чанты-Аргуна начиная с Мелхисты до Шатоя. Особенно в этих местах я был удивлен большому числу в целом нордических внешностей, тем более что светлые волосы сочетаются с исключительно хорошим ростом. В Майстах, соседнем от Мелхисты округе, это было менее заметно* (* среди детей я заметил некоторые явно еврейские черты лица). Из-за правильных черт лица мне еще запомнилось населения долины хочарой. А о шатойских девушках я уже писал. Далее следует назвать верховье Шаро-Аргуна, хотя и в меньшей степени чем Шатой. В Чаберлое я был только в восточных и западных селениях, Чобах-кинерой и Хой, где я не заметил значительного количества блондинов, хотя именно Чеберлой описывался мне некоторыми чеченцами как территория с в основном светлым населением. Вообще нужно сказать, что некоторые много путешествовавшие чеченцы были хорошо осведомлены о антропологических особенностях того или иного региона, как например о высоком росте жителей Мелхисты. Мои наблюдения о распространении светлого населения были ими в целом подтверждены. На мой вопрос о причине различий, мне без особых раздумий ответили, что в таком-то районе больше блондинов, а в таком-то больше брюнетов. Изчезновение светлого элемента на востоке особенно ощущается в Южном Аухе и после пересечения андийского водораздела на дагестанской территории уже доминирует темный элемент, как в Гумбете, так и в Анди. Одновременно увеличивается число грубых и некрасивых лиц. Наиболее выразительно это проявляется в селении Беной. Хотел бы еще добавить, что среди остальных чеченцев и особенно среди гумбетцев, которые скупают у них кукурузу, у жителей Беноя довольна плохая репутация.

Факт преобладания светлого элемента на западе особенно интересен, если взглянуть на историю заселения территории. Выясняется, что на территориях заселенных судя по преданиям в первую очередь больше блондинов, чем на позже освоенных на востоке землях. Напрашивается мысль, что причину нужно искать в более поздней колонизации восточных областей, и как уже говорилось, в возможном поглощении другого населения.

На равнине я не заметил явного преобладания светлого либо темного антропологического типа. Тут также (как и в горах) преобладают высокие, стройные люди с орлиными носами.

Среди известных мне кавказских народов, несомненно, наибольшее число блондинов именно среди чеченцев. В этнографических работах, а также и в литературе по Кавказу, в основном пишут о осетинах. В принципе причина ясна. Осетины - это индогерманский народ и в эпоху индогерманских исследований им уделяли большое внимание. На самом же деле, процентное соотношение блондинов среди осетин вряд ли выше, чем среди чеченцев.

Всё же у меня сложилось впечатление, что черты и выражение лица у осетин, более сходны с европейскими, нежели у чеченцев и ингушей. У осетинских хозяев гостиницы во Владикавказе, блондинов, мне прямо-таки мешал совершенно незнакомый язык из их уст; мне казалось, что передо мною немцы. Возможно сыграло роль и то, что осетины в основном христиане, в такой же степени может причина и в более многочисленной интеллигенции, чем у их восточных соседей.

Фон Экерт антропологически исследовавший 70 чеченцев (список использованной литературы, № 12) писал в конце публикации, что все имели темные волосы. Это заключение очень необычно, если предположить что показания сделаны на основе точных наблюдений. Но речь идет исключительно о жителях Ауха, то есть чеченского востока.

Bruno Plaetschke, 1929 г.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Суровые красавицы

Большинство россиян считают, что современная чеченка - черноволосая, черноглазая женщина, запуганная мужем или отцом. Однако на самом деле настоящие чеченские женщины совсем иные. Давайте посмотрим портрет настоящей жительницы Чечни и восхитимся этими нежными и верными женщинами.

Вопреки устоявшемуся мнению, что чеченки, как многие представительницы Кавказа, смуглые и с черными волосами, это абсолютный миф. Достаточно пару часов погулять по Грозному, чтобы удостовериться в этом.

Экспертное мнение

Сайд-Магомед Хасиев
ученый-этнограф

"- Для антрополигической внешности чеченки характерны светлые глаза, светлые волосы, безволосый покров кожи, округлое лицо. Чеченки высокие, и у них пропорциональное тело, с длинной и узкой талией. Характер чеченок, как у представительниц земледельческого народа, проповедующего изысканную миролюбивость, мягкий и неагрессивный. В целом можно сказать, что у чеченок в обыденной жизни легкий, необременяющий характер."

Сам русский, мне почти 47 лет, «повидал» множество женщин, к чеченкам отношусь непредвзято, так же, как и своим женщинам. Сказать по правде, среди чеченок большая редкость смуглая (я имею в виду очень смуглая) кожа. Они имеют либо телесный, либо совершенно белый цвет лица. И среди них достаточно часто можно встретить очень красивую девушку. Они, как правило, редко бывают полными, они самые высокие на Кавказе девушки, самые статные, с осанкой. У них большие миндалевидные глаза, красивые брови, редко встретишь узкогубых или большеротых, как правило, точеные скулы, ни у одной нет больших щек. Есть у некоторых чеченок и черты, которые их портят, это лишние волосы, однако если этот фактор есть у большинства чеченок, то у меньшинства он заметен, то есть чаще всего он не имеет ярко выраженный характер. Красоту чеченок воспевали русские классики. Не у всех из них большие носы, и даже у кого нос крупноват, не факт, что он портит такую девушку. В целом они томные, чувственные, скромные, сдержанные."
Mykola alex, обсуждение на сайте lovehate.ru




Чеченские женщины и по нравам, и по одежде сильно отличаются от жительниц соседних регионов. К примеру, вместо брюк, которые с удовольствием носят мусульманки соседних регионов, чеченки всегда носят юбки или платья. На протяжении долгих лет в республике остаются в моде юбки, зауженные книзу, из-за которых женщины не могут ходить широкими шагами. Вообще, несмотря на то что в выборе одежды женщин Чечни никто не ограничивает, они стараются соблюдать скромность. Сейчас в моду вошла мусульманская одежда и все чаще на улицах Грозного и в деревнях можно встретить женщин в хиджабах.

Модельеры из Чечни удивили любителей роскоши

Характерно, что даже во время активных военных действии на территории республики женское население сумело сохранить в одежде национальные традиции. В наряде чеченки на первое место ставят женственность, а не практичность. В любую погоду - в снег, в жару - даже если чеченка выскочит на минутку в соседний магазин за хлебом, то оденется как на праздник.

"В конце XX - начале XXI века внешний образ чеченской женщины, ее роль в семье и обществе претерпели заметные изменения. Связано это с неизбежными процессами развития общества и изменениями в соответствии со временем поведенческих стереотипов. Изменения коснулись прежде всего внешней стороны, и наиболее заметно они отражаются на тех поколениях, которые выросли в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Молодые чеченские девушки и женщины начала XXI века отличаются большей эмансипированностью, причем проявляется это во многих аспектах их жизни и быта, начиная с внешнего облика. Если в традиционном чеченском обществе роль и статус девушки, женщины (замужняя она или нет, вдова, разведенная) можно было определить по одежде и ее деталям (по фасону, цветовой гамме, украшениям, манере завязывать платок и т. д.), то в современном обществе молодые чеченские девушки, женщины часто одеваются сообразно моде, не соблюдая прежних условностей."
Сулейман Демилханов, историк

Современные чеченки самодостаточны и неуязвимы перед суровыми реалиями жизни. Во время войны много семей осталось без глав семей, и именно женщинам пришлось в одиночку поднимать детей и делать из них полезных членов общества. В республике даже отмечают День чеченской женщины, имеющий статус общенационального праздника. Если в сравнительно недавнем прошлом чеченская девушка из-за предрассудков была ограничена в получении высшего образования, то теперь она вольна в своем выборе наряду с мужчинами. И хотя в Чечне принято, чтобы женщины слушались отцов, старших братьев, а после свадьбы - мужей, забитыми и безвольными их назвать никак нельзя.

"В традиционном чеченском обществе девушка, выходя за порог дома, всегда должна была оставаться в поле зрения родственников и односельчан, чтобы ни на секунду не могло возникнуть и тени сомнений в ее чести и целомудренности. Одной из причин того, что девушек не пускали учиться в средние и высшие учебные заведения, располагавшиеся в основном в городе Грозном, было именно это обстоятельство. Даже свидания молодые назначали в людном месте - возле родника, откуда сельчане брали воду. Сегодня, конечно, такая практика почти повсеместно ушла в прошлое и чеченки получают образование даже в европейских вузах."
Сулейман Демилханов, историк


Сванетия - одно из мест на Кавказе, где рождаются блондины.

Когда заходит разговор о жителях Кавказа, в голове сразу же формируется образ смуглого человека, с темными волосами и густыми черными бровями. Именно так, по мнению большинства, выглядят осетины, ингуши, грузины и армяне. Но нередко в семьях у представителей этой группы народностей рождаются светлые дети. Нет, до блондинов скандинавского типа им далеко, но светло-русые волосы, серые, голубые или зеленые глаза встречаются не так уж редко.

Смешанные браки: природная лотерея

Почему так происходит? Одна из причин, конечно же, смешанные браки в предыдущих поколениях. Ген «белокожести» является рецессивным, поэтому брюнеты у смешанных пар рождается гораздо чаще. Однако генетическая информация сохраняется и через несколько поколений может родиться улыбчивый голубоглазый блондин. И тогда молодому отцу не стоит хвататься за сердце, а в первую очередь нужно заглянуть в альбом с семейными фото. Там обязательно найдется златокудрая красавица или мужчина с волосами, цвета спелой пшеницы.

Наследие предков

Но не только близкие предки могут стать причиной появления светловолосого малыша в кавказской семье. Достаточно обратится к историческим источникам, чтобы выяснить, что предки осетин и ингушей были совсем не похожи на современников. В летописях они описаны, как высокие, с белой кожей и преимущественно светлыми волосами.


Народы Кавказа.

Аланы, так назывался этот кочевой этнос, жили на обширной территории, простиравшейся от Римской империи до Азии. После многочисленных войн, часть из них осела на территории современной Осетии и Ингушетии, смешалась с местными племенами. Но и тут в игру вступила наследственность и эволюционные механизмы – темные волосы наследуются чаще, в условиях теплого климата иметь кожу, богатую меланином, гораздо комфортнее. Поэтому население постепенно становилось все более похоже на современников.

Доказательством этой гипотезы являются и записки исследователя этнографа И.И. Пантюхова. Он утверждал, что процент светлых глаз у отдельных народностей Кавказа колеблется до 30%, что сравнимо с показателями европейцев и славян.

Светловолосые черкесы

Черкесы были одними из самых многочисленных народностей, проживающих на территории современного Ставропольского края. Этнографы описывали их, как «русых, с рыжими усами и светлой кожей, серыми или светло-карими глазами».


Черкесы в национальной одежде.

Однако во время Русско-кавказской войны, значительная часть бежала в Турцию. Но многие остались. Наиболее близки генетически к черкесам жители аула Карм, их сложно отличить от европейца ровно до тех пор, пока они не начинают говорить.


Светловолосые черкесы.

Существует и гипотеза, что черкесы являются потомками славян, в частности казаков, так как в исследованиях часто встречается самоназвание «Казакия». (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков)

Кавказские албаны


Белокурые кавказцы.

Жило на территории Кавказа и племя, которое называлось албаны, – белокожие, светловолосые европеоиды. Они разительно отличались от тюрков, были выше ростом, имели абсолютно иные верования и культуру. Даже самоназвание народности происходит от латинского albus – «белый», что подтверждает теорию историков о племенах, не похожих на распространенный сейчас каспийский тип.

К сожалению, значительная часть албанов была уничтожена во время многочисленных войн с арабами, но «генетические отголоски» встречаются и у современников.

Сваны


Где-то высоко в горах живут сваны.

В отличие от албанов, сваны не исчезли, не растворились в бурном котле мелких этносов. Они, как и четыре тысячелетия назад, живут в самом высокогорном регионе Грузии (от 600 до 2500 метров над уровнем моря). Их язык значительно отличается от грузинского, но постепенно исчезает, сохраняясь лишь в бытовой речи старшего поколения.


Мальчик сван.

Царский полковник Бартоломей описывал этот народ, как высоких, с гордым профилем, светловолосых и голубоглазых. Он отмечал их простодушие и доброту, а также то, что сваны свято чтили свои традиции. Их культура долгое время развивалась в изоляции, это позволило сохранить генетическую однородность.


Сваны. Бабушка с внуками. 1929 год.

И даже после объединения с Грузией в одно государство, грузины побаивались сванов. Белокурые горцы чтили традиции, и кровная месть была одним из самых распространенных способов разрешения семейных споров. Поэтому смешанные браки стали привычным явлением только в последние несколько десятилетий. И ген «золотых локонов» нередко проявляется, вытесняя доминирующую каспийскую внешность.

Чеченцы

Современные чеченцы и ингуши являются прямыми потомками вайнахов – хурритского этноса. Однако примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, эти племена смешались с другими, несущими в себе генетические признаки кроманойдной расы (современными представителями этой расы являются славяне, а также финны и шведы).


Голубоглазые чеченцы.

Генетический «коктейль» и объясняет столь широкое разнообразие типов внешности в Чечне. Когда доминируют гены переднеазиатской расы, ребенок рождается смуглым, с темными волосами. Когда же верх берет кроманойдный тип – внешность практически не отличается от славянской.

Кочевники: миграция ради спасения

Еще одна генетическая ветвь, которая стала частью этнического наследия Кавказа, преимущественно светловолосые и белокожие кочевники половцы, убегавшие от многочисленных притеснений со стороны враждующих племен. Они постепенно ассимилировались, слились с местными жителями и фактически растворились в господствующих в Предкавказье этносах.


Дмитрий Харатьян - армянин по отцу и гардемарин по матери.

Именно поэтому светловолосые среди кавказцев совсем не редкость – их много и в Чечне и Дагестане, и в Армении и Грузии. И это смешение рас по-своему прекрасно, ведь оно в очередной раз напоминает, что каждый человек, оставивший потомков, бессмертен. Его крошечная часть живет в веках. И через столетия на мир смотрят голубые глаза, точно такие же, как у молодого парнишки, строившего легендарные башни Сванетии.