Деловая игра для начальной школы экономика. Экономическая игра «предпринимайка

Внеклассное мероприятие

Тема:

Название внеклассного мероприятия: Экономическая игра «Бизнес-старт»

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в группах.

Цель мероприятия:

    обобщить и систематизировать знания, умения, навыки студентов, полученные в процессе изучения курса «Экономики»

Задачи:

Образовательные:

    Организовать деятельность учащихся по основному закреплению изученных ранее понятий

    Содействовать систематизации знаний учащихся по изученному материалу

Развивающая:

    Выработать навыки умения работать в группе

Воспитательная:

    Содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Методы обучения:

    Словесные – фронтальная беседа

    Практические – анализ предложенных ситуаций

Дидактические материалы и оборудование: раздаточный материал каждой группе [Приложения 1-11], 2 пакета с мелкими деньгами для 9 конкурса.

Ход внеклассного мероприятия.

1. Организационный этап (1 минута).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами не обычный урок! Сегодня мы проведем экономическую игру «Бизнес-старт». Сейчас Вам надо разделиться на 2 команды, каждая из которых является представителями какой-то фирмы.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков. Максимальная оценка 5 баллов. Поехали!

2. Ход игры.

Задание 1. Презентация команд (5 минут).

Сейчас Вам надо разделиться на 2 команды, каждая из которых будет представлять какую-то определенную фирму, а какую именно – вы решите сами. Итак, первое задание звучит следующим образом:

    придумать название своей фирмы,

    чем фирма будет занимается (производство или услуги)

Задание 2. Бартер (6 минут).

Как известно, бартер– это безденежный обмен. Мы предлагаем обменять очки на знания работников фирмы (участников команд). Сейчас вы получите карточки с вопросами, на которые вам надо ответить. (Участники получают карточки с заданиями) [Приложение 1].

Задание 3. (8 минут).

Теперь для каждой группы работников будет свое задание:

    Отдел кадров: Трудятся над разработкой ТЕСТА для поступающих на работу, чтобы затем практически применить его. (10 вопросов) (Приступают к работе).

    Менеджеры: необходимосоставить деловое письмо, со всеми предложенными словами [Приложение 3].

Задание 4. (4 минуты).

Сейчас я Вам буду читать вопросы, а вы должны будете записывать ответы на листочках и как можно быстрее отдавать моему помощнику. Команде, которая быстро и правильно ответит на вопрос получит один балл за каждый вопрос. (Список предложенных вопросов в Приложении 4).

Задание 5. (4 минуты).

Сейчас вам будут предложены картинки, изображающие экономические термины, ваша задача - определить, что за термин зашифрован на картинке [Приложение 5].

Задание 6. (4 минуты).

Сейчас Вы получите тест с вопросами. Команда, ответившая правильно на большее количество вопросов получит наибольшее количество баллов [Приложение 6].

Задание 7. (8 минут).

Необходимо восстановить соответствие страны и её денежной единицы.

(Участники получают карточки с заданиями [Приложение 7]).

Задание 8. (6 минут).

Придумать и написать как можно больше пословиц о деньгах (поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы)

Например: не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

Задание 9. (4 минуты).

Инвесторы решили вложить деньги в развитие ваших компаний. Вам Необходимо подсчитать сумму денег (на скорость и точность). (Участники получают по мешочку с мелкими деньгами).

Задание 10. Задание для капитанов (4 минуты).

    Ваши сотрудники объявили забастовку. Ваши действия?

    Ваше предприятие на грани банкротства. Ваши действия?

    Из-за проблем на электростанции у Вас на предприятии отключили электричество. Света нет уже неделю. Ваши действия?

Задание 11. (1 минута).

Участники получают карточки с заданиями.

Продолжи пары слов:

дорого-дешево,

прибыль-…,

поставщик-…,

продавец-…,

потребление-… .

Задание 12. (2 минуты).

Какие из перечисленных экономических понятий можно назвать положительными, а какие отрицательными? (Участники получают карточки с заданиями [Приложение 8]).

Задание 13. (2 минуты).

(Участники получают карточки с заданиями [Приложение 9]).

Задание 14. (6 минут).

Сейчас я Вам буду читать вопросы, а вы должны будете записывать ответы на листочках и как можно быстрее отдавать моему помощнику. Команда, которая быстро и правильно ответит на вопрос получит один балл за каждый вопрос. (Вопросы в Приложении 10).

Задание 15. (4 минуты).

(Участники получают карточки с заданиями [Приложение 11].

На карточках перед вами образцы фраз. Нужно, используя одну из них, придумать забавный случай из вашей возможной предпринимательской жизни.

Задание 16. (4 минуты).

Необходимо письменно дать определение следующим понятиям:

    Экспорт (вывоз товаров из страны для реализации на внешнем рынке).

    Импорт (ввоз товаров из-за границы для реализации внутри страны).

    Менеджмент (управление, организация деятельности.

    Эмиссия (выпуск в обращение денег и ценных бумаг.

    Приватизация.

    Инвестор.

    Предприниматель.

    Лицензия (документ)

Задание 17 . (2 минуты)

Ваша фирма получила прибыль в размере 2 млн.руб. Как Вы ей распорядитесь?

3. Подведение итогов. (2 минуты).

(Подведение итогов, подсчет результатов. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы к заданию 2.

    Средство, с помощью которого можно оплатить покупку, измерить ценность чего-либо и даже сколотить состояние. (Деньги)

    Одна из форм торговли, но не всякими товарами, а лишь особо ценными или редкими, когда желающих купить тот или иной товар много и они соревнуются между собой за право покупки. (Аукцион)

    Дача денег в долг на определенный срок. (Кредит, ссуда)

    Неплатежеспособность из-за отсутствия средств. (Банкротство)

    Договор, по которому одна сторона предоставляет другой стороне что-либо во временное пользование за определенную плату. (Аренда)

    Любой вид предпринимательской деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. (Бизнес)

    Учреждение, где покупают и продают оптом, заключают сделки и подписывают договора. (Биржа)

    Посредник между продавцом и покупателем. (Брокер)

    Что такое инвестиция? (имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности)

    Ноу-хау. Что это? (научно-технические, коммерческие и другие сведения, которые дают определенные преимущества предприятию или лицу, их получившему).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Задание 3.

    Шампунь “Круиз”, который нужно экспортировать во Францию.

    Часы “Слава” - их мы будем продавать в Швейцарии.

    Магнитофон “Романтик” - экспорт в Японию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Для первой команды:

Колбаса, вагон, собака, товарищ, трактор, терпение.

Для второй команды:

Телевизор, ёлка, зеркало, снег, помощь, ножницы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Вопросы к заданию 4.

    На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре.)

    Лицо торговой точки это... Что? (Витрина .)

    Назовите героя И.С. Тургенева с «торговой» фамилией? (Базаров – «Отцы и дети».)

    Один человек купил трёх коз и заплатил за них 1000 рублей. Спрашивается, по чему каждая коза пошла? (По земле.)

    «Экономическая порода» собак это... Какая? (Такса, ведь такса – это ещё и установленная расценка.)

    Какую страну называют «банкиром» всего мира? (Швейцария.)

    Назовите мероприятие, где цену набивают молотком. (Аукцион.)

    Где служат в России люди, получающие премию «Золотая маска»?

    (В театре.)

    Какое жидкое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»? (Нефть.)

    «Кока-кола» по отношению к «Пепси-кола» это... Кто? (Конкурент .)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задание 5.

1. Совместное предприятие

2. Аренда

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Вопросы к заданию 6.

1. Как образно говорят о невысоких доходах?

а) Скромные; б) Застенчивые;

в) Стыдливые; г) Нерешительные.

2. Кто, согласно пословице, платит дважды?

а) Добрый; б) Щедрый;

в) Скупой; г) Забывчивый.

3. Каким эпитетом награждают высокие цены?

а) Баснословные; б) Анекдотичные;

в) Поэтические; г) Былинные.

4. Как называется определённое количество товара?

а) Блок; б) Партия;

в) Секта; г) Банда.

5. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам

себя...».

а) Закупает; б) Съедает;

в) Хвалит; г) Доставляет.

6. Что, согласно пословице, любит товар?

а) Подачу; б) Аут;

в) Гол; г) Фол.

7. Что рождает спрос?

а) Слово; б) Предложение;

в) Фразу; г) Абзац.

8. Что в конце каждого квартала сдаёт бухгалтер?

а) Сдачу; б) Офис;

в) Баланс; г) Экзамены.

9. Какая важная экономическая аббревиатура существует в нашей стране?

а) МНОС; б) МРОТ;

в) МЛОБ; г) МУХО.

10. Что сделано из золота у трудолюбивого умельца?

а) Пальцы; б) Руки;

в) Зубы; г) Мозоли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Ответы к заданию 7.

Литва (лит)

Азербайджан (манат)

Киргизия (сом)

Казахстан (тенге)

Эстония (крона)

Латвия (лат)

Украина (гривна)

Молдавия (лей)

Армения (драм)

Узбекистан (сум)

Болгария (лев)

Франция (евро)

Китай (юань)

Польша (злотый)

Индия (рупий)

США (доллар)

Япония (Йена)

Великобритания (фунт стерлингов)

Белоруссия (рубль)

Чехия (крона)

Ирак (динар)

Канада (канадский доллар)

Аргентина (песо)

Бразилия (реал)

Чили (песо)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Какие из перечисленных экономических понятий можно назвать положительными, а какие отрицательными?

  • инфляция

  • стабилизация

    безработица,

    повышение производительности труда,

    рост издержек производства

    снижение себестоимости

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Найдите синонимы:

  • менеджмент

    изучение рынка

    дивидент

    управление

    собственник

    ценная бумага

    маркетинг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Задание 14.

Возьми ты первую из нот,

И к ней добавь ты слово "ход",

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает. (доход)

Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки,

Получил одни … (убытки)

Чтоб продукты потреблять

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это … (купить)

Сапоги стачал сапожник,

Пироги испек пирожник,

А муки для пирожков

Сделал мельник пять мешков.

На базаре повстречались,

Обменялись – распрощались.

Каждый мастер был в тот миг

Продавец и … (поставщик)

Судно по озеру плывет

И тяжелый груз везет,

Но стоит букву заменить –

Там можно акции купить.

(баржа-бИржа)

На товаре быть должна

Обязательна... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким... (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить... (налоги)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт... (Банкир.)

Как ребёнка нет без мамы,

И врачу, и акробату

Выдают за труд... (зарплату)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно...

(весы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

ВОЗМОЖНЫЕ ФРАЗЫ.

«А в восемь мне надо быть в Кремле…..»

«Вот когда я в Америке стажировался…..»

3. «….а господин Кудрин тогда мне ответил…..»

«А этот галстук подарила мне Мадонна…..»

«А Анатолия Чубайса мне вызвать пришлось….»

«…..ну, что поделать, позвонил Бушу……..»

Цель: развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей:

К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним;

К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений;

К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости, предприимчивости.

Ход игры

Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.

1-й этап (7-12 мин).

Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.

Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и ее доходах.

2-й этап (15-18 мин).

Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют таблицу

Каждая «семья» представляет свои расходы и комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других участников игры.

3-й этап (10-15 мин).

Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

4-й этап. Подведение итогов.

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)

Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Высказывается эксперт, который подводит итог игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.

Производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Цель : углубить понятия «специализация», «экспорт» и др.; проиллюстрировать экономические отношения: прививать навыки работы с различными источниками информации; развивать творческие способности; профессиональное становление личности ученика.

Подготовительный период.

Маркетинг (в пер. с анг. языка рынок) - изучение рынка, воздействие на спрос с целью расширения сбыта.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (экспертная комиссия, представители города). Выбирается для обсуждения крупный город области, например, Волжский (или район города). Для игры подбираются различные наглядные пособия (карта, картины, фотографии, упаковки из- под продукции, сами образцы продукции, гербарии, плакаты, рекламные листы, буклеты и т. д.). Все это поможет наглядно представить город Волжский.

Каждая группа должна иметь свое рабочее место. Предусматриваются места для экспертной комиссии, стол неторговых соглашений, на котором размещены ватман, набор цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, карты, справочник, проспекты.

Ход игры

Мы приветствуем вас в нашем Доме торговли. Сегодня здесь собрались специалисты по маркетингу.

Игра проводится в 4 раунда.

1-й раунд. Подготовительный.

За 20 минут из подручных средств участники игры оформляют рекламу своего города и укрепляют ее в отведенном месте. Идет коллективная, творческая работа.

2-й раунд. Презентация группового проекта.

3-й раунд. Изучение рынка сбыта и спроса на продукцию города.

Представители каждой команды сообщают, что и у кого они будут покупать. За продовольствие платят 1 единицу «валюты», за сырье - 2, за готовую продукцию - 3.

По ходу «торга» эксперты быстро принимают «валюту» и раскладывают по специальным коробочкам.

Активность «торга» зависит от ведущего.

Экспертная комиссия, посчитав «валюту», сообщает, какая команда представила продукцию, пользующуюся наибольшим спросом.

4-й раунд. Брифинг.

Представители групп сообщают, какие неторговые соглашения успели заключить (торговля, туризм, научно-технический обмен, строительство и др.).

Заключительное слово предоставляется эксперту. Он оценивает работу каждой группы в сравнительной форме. Подводится итог, награждают лучших игроков.

Проигравших в игре нет.

1. Тонущий корабль

Развивает умение адаптироваться.

Необходимый инвентарь: веревка, одеяло или клейкая лента, чтобы обозначить место на полу.

Правила игры. Отметьте с помощью веревки (одеяла, клейкой ленты) ограниченный участок на полу, и пусть ваша команда на него встанет. Постепенно сокращайте это пространство в течение 10-15 минут, а участники пусть ищут способ удержать друг друга внутри и не «вывалиться за борт».

2. Башня из спагетти и зефира

Необходимый инвентарь: по 20 штук сырых спагетти, одному мотку клейкой ленты, метровому куску веревки и одному зефиру на каждую команду.

Правила игры. Ваша цель - построить самую высокую башню, способную стоять самостоятельно, опередив команды соперников. Если хотите усложнить игру, поставьте дополнительное условие: зефир должен находиться на вершине башни и использоваться в качестве «купола». Это упражнение учит активному мышлению, а также укрепляет командный дух и развивает лидерские способности.

3. Яйцепад

Развивает навыки командной работы, умение принимать решения.

Необходимый инвентарь: десяток яиц; строительные материалы (газеты, соломинки для коктейлей, клейкая лента, пищевая пленка, воздушные шары, резиновые ленты, палочки от мороженого и т. п.) ; брезент или защитная пленка, место на автостоянке или любой участок, где вы не боитесь намусорить.

Правила игры. Каждая команда получает по яйцу и выбирает для себя строительные материалы. За 20-30 минут участники должны соорудить защитный контейнер, который не позволит яйцу разбиться. Затем сбрасывайте контейнеры с яйцами с высоты (с высокого стола или даже со второго этажа), и смотрите, чье яйцо не разобьется. Если уцелеют несколько яиц, постепенно повышайте высоту падения, пока не останется только один победитель.

4. Взаперти

Развивает коммуникационные навыки, умение принимать решения.

Необходимый инвентарь: офис.

Правила игры. Представьте, что ваша команда оказалась запертой в офисе. Все двери заблокированы, ломать их или выбивать окна нельзя. За 30 минут участники команды должны выбрать 10 обычных предметов из вашего офиса, которые необходимы им для выживания, и расположить их по степени значимости. Цель заключается в том, чтобы за тридцать минут обсудить предложенные списки и порядок предметов и прийти к согласию.

Игры, развивающие творческий подход к решению проблем

5. Лего

Необходимый инвентарь: набор Лего.

Правила игры. Разбейтесь на небольшие команды из двух и более участников. Выберите ведущего, не входящего ни в одну из команд, который должен за 10 минут построить из блоков Лего произвольную конструкцию. После этого команды должны за 15 минут в точности воспроизвести эту конструкцию, используя блоки того же цвета и формы. Но видеть оригинальную конструкцию может только один участник от каждой команды. Этому участнику придется понятно и точно описать размеры, цвета и форму оригинальной конструкции. Если вам кажется, что это слишком легко, запретите «видящему» участнику прикасаться к конструкции, которую строит его команда. Эта игра поможет вам понять всю важность эффективного обмена информацией.

6. Побег

Развивает навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: 1 веревка, 1 ключ, запертая комната и 5-10 загадок или головоломок в зависимости от того, сколько времени вы хотите потратить на игру.

Правила игры. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выбраться из запертой комнаты за отведенное время, отыскав ключ с помощью подготовленных подсказок. Ключ и подсказки должны быть спрятаны заранее. Команду запирают в комнате, и за 30 минут или один час игроки должны найти ключ с помощью спрятанных здесь же подсказок. Для успешного прохождения игры нужно уметь действовать сообща и устраивать мозговые штурмы, пытаясь понять, что означает та или иная подсказка.

7. Полярники

Развивает умение принимать решения, умение адаптироваться.

Необходимый инвентарь: повязки на глаза и по одной упаковке «строительных материалов» (листов картона, зубочисток, резиновых лент или стикеров) на каждую команду, электрический вентилятор.

Правила игры. Представьте, что вы - отважные исследователи Арктики, бредущие по ледяной пустыне. В каждой команде выберите «начальника экспедиции». Через 30 минут должна налететь снежная буря, и каждой команде нужно выстроить убежище, чтобы остаться в живых. К несчастью, у начальника экспедиции обморожены руки, так что он не может участвовать в строительстве, а у остальных снежная слепота, и они не могут видеть. Через 30 минут включите вентилятор и посмотрите, чье убежище уцелеет.

8. Минное поле

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: пустая комната или коридор, повязки на глаза и набор обычных офисных принадлежностей.

Правила игры. Разбросайте на полу предметы (коробки, офисные стулья, бутылки с водой и т. д.) случайным образом, чтобы нельзя было пройти из одного конца комнаты в другой и ни на что не наткнуться. Разделите участников по парам, и завяжите глаза одному из партнеров. Второй должен провести своего напарника из одного конца «минного поля» в другой так, чтобы не задеть ни одну мину. При этом он не имеет права прикасаться к напарнику. Если хотите усложнить задачу, запустите на «минное поле» все пары одновременно, чтобы игрокам приходилось внимательнее прислушиваться к указаниям своих «провожатых».

9. Слепые фигуры

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: повязки на глаза, веревка.

Правила игры. Игроки надевают повязки и становятся в круг. Концы веревки связываются вместе, и она укладывается перед участниками также в форме круга - чтобы каждый из игроков мог наклониться и ее нащупать. Ведущий говорит игрокам, чтобы они взяли в руки веревку и образовали с ее помощью геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, прямоугольник и т. п. Игроки могут переговариваться, но им нельзя снимать повязки. Если у вас очень много участников, их можно разбить на команды и дать по веревке каждой из команд. Победит та команда, которая быстрее построит нужную фигуру.

Простые и легкие игры, развивающие навыки решения проблем

10. Слепой строй

Развивает коммуникационные навыки.

Необходимый инвентарь: повязки на глаза.

Правила игры. Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой. Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и т. д.

11. Переверни пирамиду

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила игры. Участники становятся так, чтобы образовать пирамиду, подобно шарам в бильярде. Затем ведущий говорит, что трое из участников команды должны переместиться таким образом, чтобы вершина и основание пирамиды поменялись местами. Лучше всего делать это упражнение в большой группе, которую можно разделить на маленькие команды и посмотреть, кто перевернет пирамиду быстрее.

12. Перемена мест

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

Необходимый инвентарь: мел, веревка, клейкая лента, бумага (чтобы отметить место, где можно встать).

Правила игры. Разделите группу игроков на две команды и постройте их в две шеренги лицом друг к другу. Используя мел, клейкую ленту, веревку или листы бумаги (в зависимости от того, на каком полу вы играете) отметьте место, где стоит каждый из игроков, а также один дополнительный пустой участок между двумя шеренгами. Цель заключается в том, чтобы шеренги поменялись местами.

Экономическая подготовка современных школьников является одной из наиболее важных для нормального развития рыночных отношений в стране.

Сейчас недостаток экономических знаний остро ощущается большинством населения страны, и дать эти знания учащимся - вот наиболее перспективное направление формирования экономической культуры всего населения.

Переход страны к рынку поставил перед школой, детскими объединениями задачи социальной значимости - осуществлять эффективную подготовку подростков к жизни в обществе, основанном на рыночной экономике. Это предполагает внесение существенных корректив во всю систему образования. Сегодняшней школе необходимо помочь им приспособиться и выжить в условиях рыночной экономики.

Наиболее эффективными методами обучения экономике являются игровые формы обучения. Их использование активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение ребятами разных возрастов сложных экономических понятий.

Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, кроме того, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно.

Возрастающий интерес к деловым играм объясняется рядом факторов:

– при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни, имитирующих реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность организаций и фирм, испробовать себя в роли менеджера, бухгалтера, экономиста и т. д.

– игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, а во время деловой игры – около 90 %.

– всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни. Во время игры участники выполняют какую-либо роль, принимают решения, исходя из интересов данной роли.

Предлагаемая игра является вариантом игры “Шоу–биржа – V, VI”,проводимой в ДЮЦе и адаптированной к условиям проведения в помещении общеобразовательной школы.

Цель игры: Познакомить учащихся с работой фондовой биржи.

1. Создать активное игровое поле, атмосферу делового взаимодействия между участниками игры.

2. Обучить подростков – участников игры основным навыкам в области менеджмента.

3. Организовать и провести серию конкурсов и торговых сессий.

4. Продолжить развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся в ходе игры.

Назначение игры

Игра проводится с учащимися, которые изучили тему “Финансовый рынок. Ценные бумаги”.

Число участников не ограничено одним классом. В игре могут принимать участие несколько параллельных классов из (9-11 классов) одной школы или нескольких школ.

Участники.

Из учащихся 10-11 классов создаются команды, именуемые компаниями (фирмами) до начала игры. Выбирают название, менеджера, распределяют остальные роли (заместитель, присяжный и др.)

Каждый участник игры носит бейдж (табличку) с именем, названием команды, с литером класса.

Общие положения по игре.

Проводимая игра будет представлять собой не просто деловую игру, а деловую игру с

элементами шоу. Это введено из-за необходимости создать среди учащихся - участников игры - атмосферу взаимодоверия и раскованности, т. к. возможны другие варианты игры. Это позволит добиться больших результатов в задачах, поставленных перед компаниями (фирмами).

Игра проводится как комплексное испытание для фирм-компаний.

Все фирмы являются равноправными игроками на бирже. Их основная цель - “заработать” как можно большее количество игровой валюты.

Игру проводят учащиеся 11-х классов, под руководством педагога (педагогов).

Отношения во время игры регулируются документами, выпущенными Организацией (Приложение 1). Основной документ - Судебный кодекс (Приложение 7).

Игра реализуется поэтапно.

1 этап. Подготовка к игре.

Цель; оформление рабочей среды (создание компаний, жетонов, игрового пакета).

2 этап. Адаптация учащихся в игровой ситуации.

Цель: Создание благоприятной психологической и деятельностной атмосферы в ходе развития игры.

3 этап. Реализация игры.

Цель: отслеживание развития сюжета в рамках сценария.

4 этап: Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: анализ деятельности компаний и отдельных участников в игровых ситуациях.

Рефлексия участников и организаторов игры (анкетирование, круглый стол) с целью выявления полученных навыков управленческой и игровой деятельности; закрепление полученных знаний, формирования коммуникативных умений.

Требования к компаниям

Общее количество 10-11 человек.

До начала необходимо приготовить:

  • акции компании (количество акций устанавливается по формуле: 100*n, где n-
  • количество членов команды.).
  • творческое представление “Визитка”
  • жетоны для шоу “Здравствуйте!” количеством 50-80 шт.

Первый день (подготовительный) - дата, пятница, вечер.

Шоу “Здравствуйте!”

Проводится конкурс “Визитка”. Каждая команда должна приготовить выступление не более чем на 10 минут, в форме приветствия. Команда изготавливает жетоны, которыми оценивает выступление конкурсантов, жетоны можно дарить, менять. По результатам конкурса каждая компания получает стартовую сумму игровых денег, в зависимости от того, на сколько больше, чем у других набрано жетонов.

Начало - 16. 00 до 18. 00 (не более 2-х часов).

Второй день (начало первого игрового дня) - дата, суббота, вечер.

Каждая компания до начала игры должна зарегистрироваться и сдать все свои акции на биржу. В результате торгов и участия в конкурсах курс акций каждой команды будет меняться (стартовый курс всех акций - 1:100).

Цель компании - заработать как можно больше игровых денег.

Начало в 16. 00 до 19. 30. (не более 4-х часов).

Третий день (второй игровой день) - воскресенье, весь день.

Конкурсы и торги на бирже. “Аренда” помещений. Работа суда. В конце игрового дня музыкальный марафон (дискотека). Итоги игры подводят сами компании под наблюдением Организаторов игры. Побеждает та компания, которая заработает наибольшее количество “живых денег”. Победители будут определены в нескольких номинациях.

Начало - 10. 00 до 18. 00 (19. 00).

Подведение итогов.

Итоги подводятся после каждого из 3-х дней:

После первого дня подсчитываютсяколичество жетонов у каждой компании и определяется ставка акций команды на второй день (первый игровой).

После второго дня определяется прибыль компании (разница между доходами и расходами компании определяется по формул (П=Д-Р) и сумму налога, выплаченного компанией.

После третьего дня подводятся итоги по сумме “живых деньг”. Все оставшиеся акции после окончания последней торговой сессии в расчет не берутся.

Награждение команд грамотами и призами.

Экономические игры являются обязательной составляющей в экономическом образовании и воспитании старшеклассников.

Деловая игра - это совместное творчество, совместный поиск, которые могут обеспечить высокий эффект изучения азов экономики. Отличием деловых игр от традиционного обучения заключается в том, что участники проигрывают практическую ситуацию в ускоренном режиме ее развития. Учащиеся включаются в анализ, обсуждение, выработку решений и в результате сами находят нужные практические действия в смоделированной ситуации. При деловых играх новые знания не передаются от учителя к учащимся, а вырабатываются самими участниками процесса .

Первую школьную игру мы провели 28-30 января 2000г . В ней участвовали ученики 11 х классов, а в ходе подготовки пришли к выводу, что следует пригласить и 10-классников, т. о. общее количество участников составило 96 человек! (7 команд) и 2 учителя.

Организаторами стали учащиеся, которые участвовали в 2х городских играх, прошедших в ДЮЦе в 1999г

Результаты, интерес и необычность игр вызвало такую бурную активность учеников, что они начали подготовку к школьной игре самостоятельно: разрабатывали документ, Положение по игре, придумывали игровые деньги, делали расчеты по затратам, распределяли обязанности и фактически поставили меня перед фактом, что игру можно провести и здании школы.

Вторая игра была проведена 30 января -1 февраля 2004 году. Школьная молва разнесла рассказы выпускников о предыдущей игре и народ “тоже хотел поиграть”. На этот раз кроме 11-классников принял участие только 1 десятый класс и тогда мы решили пригласить учащихся школы № 3, которые с большим энтузиазмом не только восприняли наше предложение, но и очень быстро включились в подготовку. Вариант межшкольной игры очень понравился всем участникам, так как внес новые нюансы, которые надо было продумывать, решать и это было здорово. В игре приняли участие 6 команд (106 человек) и 4 учителя.

Анкетирование участников игры показало , что пришли на игру большинство - добровольно, получить навыки и умения, проверить себя в конкретном деле, хотя 29 человек пришли просто “потусоваться”.

Оценили игру “просто класс” и “хорошо” -60 % участников

Из-за длительного временного пространства игру лучше проводить во внеурочное время и приурочивать к воскресным дням, что привлечет еще больше желающих для участия в игре. Жесткие правила не предполагают присутствие болельщиков, но это в свою очередь помогает учителю не волноваться за дисциплину и порядок на протяжении всей игры. Команды сами контролируют свою деятельность, поведение участников, выполняют правила игры, чтобы не терять игровые деньги на штрафы. Если в первой игре были замечены нарушения виде курения в туалете, подделка денег Организации и фальшивые акции, то во второй игре этих отрицательных моментов уже не было. Школа была оставлена в идеальном порядке, что очень удивило технических работников школы.

Большую роль в более четкой организации и проведении игры, а главное в быстром подведении итогов сыграло техническое оснащение - вся работа банка и биржи проводилась на компьютере, за что мы были очень благодарны преподавателю информатики.

Данная игра может использоваться учителями, классными руководителями и педагогами дополнительного образования как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Она может быть отдельным мероприятием, так и составной частью интерактивного учебного блока.

Считаю, что высокий интерес вызывает эта игра еще и потому, что учащиеся на уроках экономики участвовали в следующих деловых и ролевых играх:

Книжная фабрика,

Рынок кофе,

Овощной рынок,

Предприниматели и безработные,

Рынок природных ресурсов,

Доходное производство,

Совещание менеджеров “Как заставить людей работать лучше?”,

Семья. Рациональное потребление. Бюджет социально-зрелой семьи”.

Список литературы

  1. Бабурин В. Л. “Деловые игры по экономической и социальной географии”, М, “Просвещение”, АО “Учебная книга”,1995 г.
  2. Гудкова Н. Ф. (составитель), “Деловые игры по экономике”, С-Петербург, Лаборатория социально-экономического образования,1995 г.
  3. Мерзляков В. Ф. “Задачи и вопросы по экономике”, М, “Просвещение”,1997г.
  4. Прудченков А. С. , Райзберг Б. А. , Шемякин Б. П. “Рынок? Рынок…Ура! Рынок!”, М, “Новая школа”, 1994 г.
  5. Прудченков А. С. “Школа деловой игры Фондовая биржа”, журнал “Школьные технологии”, №5,1998г.
  6. Селевко Г. К. “Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП”, М, НИИ школьных технологий, 2005 г.
  7. Стребулаев И. “Фондовый рынок, или кое-что о летних впечатлениях”, “Школьный экономический журнал”, №5,1997 г.
  8. Трайнев В. А. “Учебные деловые игры”, М, гуманитарный издательский центр “Владос”, 2005г.
  9. Фирсов Е. Т “Экономика. Интеллектуальные игры для школьников”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.