Бизнес план производство одежды под собственным брендом. Как запустить востребованную марку одежды

Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.

Идея

Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.

Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.

Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi . Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.

Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.

Инвестиции

Участие в конкурсе СКБ Контур « » - это первая наша попытка привлечь инвестиции на развитие бизнеса. Наш ролик увидел инвестор и предложил финансовую помощь. На тот момент мы отказались, так как нас не устроили условия, и решили развиваться собственными силами.

На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.

Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.

Детали производства и сложности

Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.

Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.

Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.

Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.

В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.

Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.

Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.


Принцип малых тиражей

Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».

Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.

За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.

В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.

С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.

В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.




Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.




Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.




Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Создание бренда можно разбить на 4 этапа:

1) Это позиционирование и планирование. Большинство начинающих дизайнеров обычно пропускают этот этап, возможно, потому что плохо еще понимают, что планировать и позиционировать. Грубо и упрощено, позиционирование сводится к походу по торговому центру или просмотру онлайн-магазинов. Нужно это, чтобы понять преимущества и недостатки конкурентов, на основе которых можно придумать свое утп. Самый распространенный вариант - это создание одежды для молодых девушек. Нужно понимать, что это одна из высококонкурентных сегментов: конкурировать придется не только с подобными локальными марками, но и масс-маркетом. Самый незатратный и, пожалуй, простой вариант, чтобы попробовать - это создание футболок, толстовок с принтами. Конкуренция здесь тоже высока, но это прще сделать и продать благодаря стоимости вещей. Планирование - это рассчитать бюджет и дэдлайны. Да, это сложно просчитать, если делаешь первую коллекцию. Основные расходы - это закупка материалов и пошив партии.
2) Это создание продукта. Это самое приятное и то, что принято считать работой дизайнера. В идеале - нужно сделать мудборд, затем эскизы, затем тех.рисунки. В реальности - люди, которые не имеют профильного художественного образования, находят реальные вещи или фото, которые похожи на те, что они хотят произвести, и с этим отправляются к конструктору. В первой коллекции и если бюджет небольшой лучше сделать немного вещей: например, по 2 модели блузок, платьев и юбок, если это женская одежда. Важно понимать, что в России, например, выгоднее делать верхнюю теплую одежду.

3) Производство: для начала нужно найти конструктора, в сотрудничестве с которым можно сделать лекала, градацию, документацию для производства, если необходимо, а также экспериментальный образец. Хорошего конструктора найти не просто и обычно они завалены заказами, на некоторых производствах в штате есть свой конструктор, можно, но не желательно работать с ним. Непосредственно производство предпочтительнее, чем частная швея (нет промышленного оборудования) или ателье (получится дороже). Сложность заключается в том, что не все швейные предприятия готовы работать с небольшим тиражом, но в последнее время швейных цехов, готовых отшить и 10 единиц, становится больше.

5) Продажи. Продажи могут быть через свои каналы или через сотрудничество с магазинами. Свои каналы - это опять-таки Instagram, сайт и свой интернет-магазин, который можно быстро и самостоятельно настроить в конструкторе, свой офлайн-магазин (это редкость).

Сотрудничество с магазинами: первое время с магазинами будете работать на условиях реализации, то есть вы отправляете вещи в магазин, а деньги получаете, если ваши вещи продадутся. Комиссия магазина примерно составляет 50% или больше. Это нужно учитывать, когда формируешь стоимость вещей. Цены в магазинах и у вас на сайте должны быть одинаковыми. (Грубо, формула примерно такая: себестоимость*3 - это оптовая цена + наценка магазина - это розничная цена. Финальные цены нужно осознать на этапе планирования, чтобы понять, насколько конкурентноспособными получаются цены). Если у вас все хорошо и тиражи увеличиваются, а продажи стабильны, то позже сможете работать с магазинами на условиях закупки.

Итак, вы мечтаете запустить свою линию модной одежды? Чтобы добиться успеха, вам необходимо научиться, как вести бизнес, продвигать свою продукцию на рынке и оставлять покупателей довольными. Ниже представлены некоторые основы начала бизнеса в индустрии моды.

Шаги

Часть 1

Подготовка

    Создайте четкий и ясный бизнес-план. Он должен строиться на том, как вы хотите управлять своей линией одежды. Старайтесь быть реалистом во время написания. Помните, лучше недооценить свою прибыль и приятно удивиться, нежели переоценить свои способности и разочароваться. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

    • Напишите резюме проекта. Оно включает в себя как описание деятельности вашей компании, так и планы на будущее, а также способ привлечения потенциальных инвесторов. Это обязательно для всех видов бизнеса, которые зачастую нуждаются в стороннем финансировании.
    • Описание компании. Описание дает людям представление о том, какая у вас одежда, чем она отличается от конкурентов и какую отрасль рынка она занимает.
  1. Постарайтесь рассчитать, сколько времени вы сможете продержаться без зарплаты. Хотите ли посвятить все свое время линии одежды? Если да, сколько лет вы готовы ждать прежде, чем ваша компания начнет приносить доход, тем самым давая вам возможность получать зарплату? Или же вы хотите сделать это дополнительным доходом или просто хобби? Хорошо, если приносит деньги, главное – моральное удовлетворение. Постарайтесь оценить уровень своей заинтересованности.

    • Возможно, в первый год вы потратите больше денег, чем заработаете.
  2. Проведите исследования на рынке. Кто ваш текущий и, возможно, будущий конкурент? Кто ваша целевая аудитория? Сколько по вашим оценкам вы сможете выручить за продажу коллекции? Спрашивайте. Узнавайте мнения. Поговорите с владельцами магазинов и потенциальными покупателями.

    • Неплохая идея, если вы устроитесь на неполный рабочий день в магазин, где продаются вещи для вашей целевой аудитории. Вы сможете увидеть, что покупает магазин и что покупают клиенты.
    • Найдите пример одежды, которую вы собираетесь производить и узнайте все подробности ее реализации.
  3. Оформление документации. Во-первых, определитесь к кому вы будете относиться: ИП, ООО или др. Узнайте, какие документы необходимы вам для получения права на торговлю. Вы можете нанять адвоката в качестве консультанта.

    Часть 2

    Заложение основы
    1. Подумайте, нужны ли вам подчиненные. Нужно ли вам нанимать кого-то для помощи в работе? Определитесь, какие работники вам необходимы, сколько часов в неделю они должны работать, и сколько вы сможете им платить.

      • Если вы хотите продавать уникальные вещи ручной работы, то, скорее всего, весь процесс шитья вам необходимо будет делать самим. Если вы настроены на массовое производство, то вам определенно понадобится помощь.
      • Вы хотите, чтобы ваша одежда производилась в вашей местности? Хотите, чтобы она была органическая? Или же вы хотите, чтобы она производилась за границей (меньше затрат, но и хуже качество)? В зависимости от ответа на эти вопросы, вы должны будете решить, кого нанимать.
      • Вы хотите продавать ее оффлайн? Если так, то вам понадобится нанимать служащих.
    2. Начните раскручивать свой бренд. Теперь настало время для приятных решений! То, как вы будете развивать свою марку, зависит от вашей аудитории, так что будьте рассудительны.

      Разработайте логотип. Набросайте навскидку множество логотипов и выберите один, который вам нравится больше всех. Убедитесь, что логотип вам точно нравится. Люди будут узнавать вас по нему, и если вы его измените, это будет сбивающим с толку. Убедитесь, что название еще не занято.

    Часть 3

    Производство одежды

      Производство одежды. Для большинства людей это забавный процесс, но он составляет лишь 10-15% всего труда! Сделайте наброски, получите отзывы, определитесь, что вы будете делать в своей коллекции. Выберите ткань и материалы.

      • Спросите того, кто производит подобную вашей продукции линию, есть ли какие-то ограничения в цвете и принтах. При производстве узнайте полную информацию: размер, тип, качество тканей(например, вы можете использовать менее дорогие ткани для летних моделей).
      • Детали – это все. Когда вы будете рисовать, продумайте каждую деталь и используйте соответствующую терминологию. Если вы не знаете, как что-то называется, покажите фото знающим людям или поищите в интернете. Выучите специальные термины и научитесь определять желаемую ткань по весу, конструкции и содержанию.
    1. Разрабатывайте коллекцию в соответствии со временем года. Большинство магазинов сразу закупает вещи на 2 сезона вперед. У вас должно быть время, чтобы разработать и создать дизайн, а также доставить его в срок.

      Производство дизайна. Принесите свои эскизы швее, на фабрику или печатнику. Обычно сначала создается образец или пример, чтобы вы убедились, что одежда соответствует вашей задумке. Не бойтесь задавать много вопросов и всегда делайте все под запись и с заключением договором, где будут подробно описаны условия.

      Найдите производителя. Поищите в интернете. Многие пользуются услугами фабрик за границей, так как это может быть дешевле. Учтите, что такие фабрики обычно занимаются оптовыми заказами, так что на забудьте указать минимум вещей, которые вы заказываете. Вам также должны быть предоставлены образцы работы. Не забывайте уточнять сроки поставки.

      • Учтите условия производства - потребители гораздо более информированы о производстве, чем раньше.
      • Если вы умеете шить, вы можете сами создавать одежду. Вы также можете взять курсы шитья.

    Часть 4

    Появление на рынке и продажа
    1. Вы также можете начать вести блог, чтобы привлечь внимание к своей одежде и сайту. Вы также можете продавать свою одежду на различных ресурсах и аукционах. Заводите полезные связи, сарафанное радио всегда хорошо работает! Пусть люди говорят о вас!

Боясь обжечься в начале пути, многие задаются вопросом, есть ли то, что будет пользоваться спросом всегда и у всех людей? Ответ – да. Такими товарами являются продукты питания и одежда. Причем в отличие от продуктов одежда не имеет срока годности, поэтому идея открытия магазина одежды или ее собственного производства привлекает многих предпринимателей. Отличной альтернативой магазину с турецким ассортиментом станет создание собственного бренда одежды. А покупателей можно привлечь шоу-румом для демонстрации и примерки нарядов. Креативный подход и нестандартная подача идеи смогут вывести предпринимателя в лидеры. В этой статье представлен бизнес-план своего бренда одежды с указанием ключевых аспектов реализации проекта.

Анализ рынка

Исследования, проведенные АКИТ и компанией Google, показали, что более 95% россиян отдают предпочтение российским брендам одежды. Анализ рынка был проведен посредством опроса более 15 тысяч человек и изучения поисковых запросов в системе Google.

Половина покупателей отечественного бренда делает покупки осознанно, потому что считает российскую марку достойной и надежной. Другие же заранее тщательно исследуют приобретаемую линию одежды, дабы удостовериться в ее качестве. Третьи основывают свой выбор исключительно на том, чтобы вещь подходила ее носителю.

В 2017 году интерес к российским брендам увеличился на треть в сравнении с минувшим годом. Среди самых популярных марок O’stin, Gloria Jeans, Love Republic, Oodji.

Большая часть покупателей, которые приобретали одежду российской марки, совершали покупки в Москве (65% от продаж), Московской области (15%) и Питере (12%).

Кроме территории России, одежду русских производителей приобретают в Казахстане, Республике Беларусь и других странах Евразийского союза.

Популярность отечественного производителя растет ежегодно, однако этот рост заметен только в крупных городах центральных регионов. Остальные граждане страны предпочитают приобретать дешевую китайскую продукцию. К сожалению, сегодня российские бренды по ряду причин не могут снизить стоимость продаваемых товаров до доступного широким массам ценового диапазона.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что среднестатистический российский покупатель при выборе одежды ориентируется не на внешний вид изделий, а на стоимость. Поэтому дешевая китайская и турецкая одежда продолжает опережать отечественного производителя по количеству проданных товаров.

Кроме того, российская марка одежды актуальна только на внутреннем рынке, что является существенным недостатком для современных производителей.

Резюме проекта

Первоначальные затраты: 1 499 500 рублей.

Организационно-правовая форма: ООО.

Предоставляемые услуги: пошив женской одежды (платья, юбки, брюки, костюмы).

Предполагаемая ежемесячная доходность: 300 000 рублей.

Окупаемость: 1-2 года.

Чтобы открыть собственное производство по пошиву одежды, понадобится производственное помещение (швейный цех) и место для демонстрации готовых изделий (шоу-рум).

Помещение площадью 120 кв. м будет арендоваться в центре города, в густонаселенном районе. В нем разместится производственный цех на площади 70 квадратов, остальное место будет отведено под шоу-рум.

Лучше всего арендовать отдельное помещение, поскольку не каждый владелец торгового центра согласится открывать на собственных просторах целое производство.

Новая марка одежды будет продвигаться онлайн и офлайн, поэтому разработка сайта для бренда – неотъемлемый этап реализации данного бизнес-плана. В шоу-руме будут размещаться самые популярные и актуальные товары, а в онлайн-режиме будет представлен полный каталог изделий торговой марки.

Новый бренд будет заниматься производством одежды для женщин – платьев, юбок, брюк и костюмов. Это направление будет пользоваться популярностью в крупном городе с бизнес-центрами.

График работы производства:

  • Понедельник – суббота: 08:00-19:00.
  • Воскресенье: выходной.

График работы шоу-рума:

  • Понедельник – пятница: 10:00-20:00.
  • Суббота: 10:00-18:00.
  • Воскресенье: выходной.

Регистрация бизнеса

В данном случае при выборе организационно-правовой формы остановимся на ООО. Для регистрации владелец бизнеса обязан подать в налоговую инстанцию следующий пакет документов:

  • Заявление 11001.
  • Решение о создании юрлица.
  • Паспорт учредителя (копия).
  • Устав организации.
  • Квитанция об оплате госпошлины.

В качестве системы налогообложения выбрана УСН. Значит, помимо вышеперечисленных документов, в налоговую понадобится представить заявление по форме 26.2-1.

После регистрации и получения всех сопутствующих документов (справка из ЕГРЮЛ, устав) предприниматель должен встать на учет в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Росстате.

Последние шаги для завершения регистрации бизнеса – изготовление печати и открытие расчетного счета в банке, получение разрешений на ведение деятельности от пожарной инстанции и Роспотребнадзора.

Коды ОКВЭД, необходимые для легальной работы производства:

  • 14 «Производство одежды».
  • 14.13 «Производство прочей верхней одежды».
  • 14.13.12 «Производство верхней трикотажной или вязаной одежды для женщин и девочек».
  • 14.13.22 «Производство верхней одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных и вязаных, для женщин и девочек».

Общая стоимость процедуры регистрации бизнеса составит порядка 35 000 рублей.

Выбор помещения

Открывать производственный цех и шоу-рум лучше в центре города, в отдельном здании. Предприниматель должен заключить долгосрочный договор аренды на срок более 5 лет с арендодателем. Перед тем как подписать договор, важно уточнить, соответствует ли арендуемое помещение санэпидемнормам и требованиям надзорных органов. Кроме того, чтобы здания соответствовало требованиям пожарной инстанции, необходимо приобрести противопожарную сигнализацию, а также средства для тушения пожара.

Площадь помещения зависит от масштабов производства. Для создания нового бренда одежды понадобится здание площадью 120 квадратов (70 кв. метров для цеха, 50 – для шоу-рума). Таких габаритов будет достаточно, чтобы ежедневно выполнять норму по пошиву изделий в 100 единиц.

Цена арендной платы составит порядка 100 000 рублей.

Кроме того, владельцу бизнеса придется потратиться на ремонт помещения. Интерьер и экстерьер шоу-рума – очень важный нюанс. Он является лицом бренда. Количество клиентов, которые посетят магазин, наполовину зависит от эффектного оформления дизайн-студии.

Стоимость ремонта (интерьер и экстерьер) – 250 000 рублей.

Выбор оборудования

Оборудование для швейного цеха:

Наименование Кол-во, шт. Сумма, руб.
1 Швейная машина 4 40 000
2 Раскройная машина 1 30 000
3 Оверлок 2 26 000
4 Межоперационный стол 3 19 500
5 Парогенератор 1 10 000
6 Закроечный нож 3 12 000
7 Пуговичный аппарат 1 40 000
8 Петля-автомат 4 10 000
9 Гладильная доска 3 7 000
10 Расходный материал 50 000
Итого: 244 500 рублей

Оборудование для шоу-рума:

Наименование Кол-во, шт. Сумма, руб.
1 Кофейный столик 1 7 000
2 Диван 2 35 000
3 Манекены 7 53 000
4 Зеркала 2 5 000
5 Примерочная кабина 2 15 000
6 Вешалка для шоу-рума 3 10 000
Итого: 125 000 рублей

Кадровый состав

От успеха первой коллекции нового бренда одежды будет зависеть рентабельность бизнеса в целом. А значит, все сотрудники, работающие на производстве, являются лицом компании. Они должны быть высококвалифицированными и иметь опыт работы в данной сфере. Их вежливость и коммуникабельность по отношению к потребителям будет преимуществом.

Для начала понадобится нанять следующий штат сотрудников:

Кроме ставки, у всего штата сотрудников будет возможность получить процент от выручки за плодотворную работу. Такой тактический ход будет стимулировать сотрудников к эффективной работе и увеличению темпов производства.

Рекламная кампания

Маркетинговая стратегия для продвижения новой линии одежды будет состоять из следующих этапов:

  • Создание сайта с демонстрацией товара, тканей, указанием цен, размеров и других деталей, интересующих клиента.
  • Продвижение бренда в социальных сетях – «ВКонтакте», «Фейсбук», «Твиттер».
  • Контекстная реклама.
  • Скидки, акции и бонусы для постоянных покупателей.
  • Розыгрыш призов среди клиентов.
  • Конкурсы для продвижения торговой марки.

В день открытия шоу-рума можно провести модный показ и тем самым привлечь внимание аудитории к новому бренду одежды.

Финансовый план

Стартовые расходы

Ежемесячные расходы

Доходы

При подсчете доходов опираемся на средние данные модной индустрии. На доходность бизнеса влияют местоположение торговой точки, населенность города, уровень дохода среднестатистического жителя города, местоположение конкурентов, отзывы о бренде из других ресурсов и много других факторов.

В среднем, стоимость покупки клиента брендового магазина женской одежды составляет 3 000 рублей. В течение месяца в подобных магазинах совершается порядка 100 покупок. Соответственно, ориентировочная прибыль компании в месяц составит 300 000 рублей.

Средний срок окупаемости бренда составляет около года. На практике эта цифра может отличаться и достигать 2-х лет. Нужно понимать, что на первых порах раскрутки бренда не будет достаточно покупателей, чтобы ежемесячно делать около 100 покупок. Доход бизнеса – это кропотливая работа всех сотрудников и партнеров компании.

Перспективы бизнеса

Рентабельность бизнеса зависит от предпринимателя и его умелой организации проекта.

Наценка на изделия составляет около 130%. Кроме прямой продажи одежды в шоу-руме, предприниматель может использовать и другие системы сбыта продукции – дропшиппинг, франчайзинг и т.д., тем самым выводя свой продукт на лидирующие места в модной индустрии.

Средний ежемесячный доход от бизнеса составляет около 35% от суммы товарного запаса.

Преимущество нового бренда заключается в том, что здесь не стоит проблема «низких сезонов», и продаваемый товар актуален в любое время года.

В итоге

Данный бизнес-план своего бренда одежды с расчетами пригоден для использования в качестве самостоятельной единицы или в дополнение к уже существующему плану. Однако запустить свою линию одежды и ждать прибыли бессмысленно. Любой бизнес – это кропотливый труд. Особенно это касается модной индустрии, где существует очень жестокая конкуренция в борьбе за лидерство на рынке сбыта. К такому ходу событий нужно быть готовым. Как пример, многие перспективные бренды, питающие иллюзии на счет сиюминутной славы и большой прибыльности, не продержались в суровых условиях конкуренции и года, хотя в запуск проекта были сделаны баснословные вложения. Работа в индустрии красоты очень привлекательна и прибыльна, если грамотно организовать рабочий процесс еще на первых порах становления бренда.