Презентация на тему "житие александра невского". Презентация на тему "житие александра невского" И берёмся вновь за дело


«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого Александра Невского». Урок литературы в 8 классе. Автор:Фаткуллина Рузалия Музагитовна, учитель русского языкак и литературы первой квалификационной категории МОУ Новомансуркинская СОШ Похвистневского района Самарской области.


Житие (греч. βιος, лат. vita) - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография. Житие (греч. βιος, лат. vita) - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.


Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого - необходимая составная часть жития. Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого - необходимая составная часть жития.


Излагались только «исторические» факты. Излагались только «исторические» факты. Героями житий могли быть только православные святые. Житие имело стандартную сюжетную структуру: а) вступление; б) благочестивые родители героя; в) уединение героя и изучение святого писания; г) отказ от брака или, при невозможности, сохранение в браке «чистоты телесной»; д) учитель или наставник; е) уход в «пустынь» или в монастырь; ж) борьба с бесами (описывалась при помощи пространных монологов); з) основание своего монастыря, приход в монастырь «братии»; и) предсказание собственной кончины; к) благочестивая смерть; л) посмертные чудеса; м) похвала


Александр Невский Александр Ярославич (Феодорович) Невский Александр Невский Александр Ярославич (Феодорович) Невский родился: 30 мая 1220 [Татищев В. Н.] 13 мая 1221 [БЭС] умер: 14 ноября 1263 Сын князя Ярослава Всеволодовича. Князь новгородский в 1236-1251, великий князь владимирский с 1252. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью


Почему Александра Невского причислили к лику святых? Возвращаясь из четвертого путешествия в Орду, князь Александр занемог и скончался в 1263 году в городе Городец. Погребен он во владимирском монастыре Рождества Богородицы. По отзывам современников, когда тело положили в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Но князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". В 1280 годах во Владимире начинается почитание князя как святого. В 1547 году Александр Невский был включен в число святых, память которых отмечалась во всех храмах Русской православной церкви. Общерусская канонизация состоялась на Соборе 1547 года.


Почему святой князь особо почитается в России? Его имя стало символом боевой доблести. Оно ободряло соотечественников накануне Куликовской битвы в 1380 году и во время страшного набега крымских татар в 1571 году. Считается, что Александр Невский помог Ивану Грозному взять Казань и Петру Великому победоносно завершить Северную войну. Особенно часто вспоминали об Александре Невском, когда шла война со шведами или немцами. В 1710 году было решено увековечить в Петербурге память об Александре Невском строительством монастыря. Мощи его по повелению Петра I были перенесены в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где находятся и сейчас.


В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского - одну из высших наград Российской империи, существовавших до 1917 года. Орден Александра Невского был вторым по значимости после ордена Андрея Первозванного. Во время Великой Отечественной, в 1942 году орден Александра Невского был учрежден снова, им награждались советские военачальники. В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского - одну из высших наград Российской империи, существовавших до 1917 года. Орден Александра Невского был вторым по значимости после ордена Андрея Первозванного. Во время Великой Отечественной, в 1942 году орден Александра Невского был учрежден снова, им награждались советские военачальники. При большевиках в 1920 году серебряная рака с мощами была вскрыта. Раку отдали в Эрмитаж, а мощи - в Музей истории религии и атеизма, открытый в то время в Казанском соборе. В 1988 году мощи были переданы Московской патриархии и в 1989 году перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


Какими способами автор подчёркивает избранность князя Александра? Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей


Какие подвиги совершил при жизни князь Александр? После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих - одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: "Покорим себе славянский народ". Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство.


Однажды мучилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его. Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же его достойно, он отпустил Александра. Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от разделения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем". Они же возвратились восвояси. Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять - схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в 14 день, на память святого апостола Филиппа.


Какое чудо случилось после его смерти? Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника своего.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

План
Введение
1 О повести

Список литературы

Введение

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского - литературное произведение XIII века, агиографического жанра

Главный герой произведения - Александр Невский.

1. О повести

Из словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси» на страницах 42-43:

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Список литературы:

1. Черепнин Л. В. «Летописец Даниила Галицкого», с. 245-252.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Художественный замысел, содержание и обстоятельства написания "Повесть о житии Александра Невского". Исторический период княжения Александра Невского. Специфика и особенности изучения жанра литературного источника на уроках истории и литературы в школе.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Личность Ермолая-Еразма – автора "Повести о Петре и Февронии Муромских". История создания и особенности содержания повести. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Литература эпохи русского Предвозрождения. Произведения патриотического содержания. Повести о побоищах на реках Пьяне и Воже. Памятники Куликовского цикла. Повести о нашествиях Тохтамыша, Едигея, повесть о Темир Аксаке. "Слово о житии" Дмитрия Донского.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2016

    Древнерусская житийная литература как одно из средств религиозного воспитания. Публицистичность русской литературы ХIV–ХV веков. Агиографическое повествование в ХVI веке. Традиционные формы жития. Превращение жития в биографическую повесть в ХVII веке.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Формирование новых направлений в литературе 40-х годов XIX века. Литературная проблематика направления. "Романтический" метод в русской повести. Развитие полноценной художественной повести. Специфика "гоголевского пласта" в повестях 40-х годов.

    реферат , добавлен 28.02.2008

    Детство и годы взросления Александра Ивановича Куприна. Развитие военной темы в творчестве. Начало творческого пути. Разочарование в службе. Формирование литературного дарования писателя. Повести о любви. Тяжелое время эмиграции. Возвращение на родину.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    История создания повести "Котлован". Обзор критических и научных работ, посвященных творчеству русского писателя Андрея Платонова. Трансформация хронотопа дороги. Изучение речевой структуры художественной системы повести. Повесть как прозаический жанр.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

«ПОВЕСТЬ

О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО »

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Задачи:

образовательные :

дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях;

углубить представление о древнерусском жанре литературы - житии;

раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения.


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


XI – XVII века







АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ

НЕВСКИЙ –

Русский князь Александр Ярославич (сын князя Ярослава Мудрого) жил в 13 веке. Он княжил сначала в Новгороде (с 1236г), затем во Владимире (С 1252г).


Благо – это добро, благополучие.

Благой то же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы.

Значит, благоверный – это верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.

После победы над шведами на реке Ижоре, притоке Невы, Александр получил Почетное прозвание Невский.


Житие (греч. βιος, лат. vita) - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Деяния (высок.) – действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря (устар.) – ссоры, раздоры.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

-Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»?

-Какова цель данного жития?

-Кем была написана повесть?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

-О каких подвигах А. Невского

он рассказал?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

- Как поступает Александр Невский, узнав об опасности?

- Зачем?

Укрепив свой дух, помогает укрепиться духом своей дружине.

- Какие слова помогают князю и его дружине?



5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище . Согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

- Каков последний подвиг Александра Невского?

-Зачем он пошел к царю Восточному?

  • Прочитайте, как об этом
  • пишет автор?





Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА А.НЕВСКОГО

Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с

греческого языка означает «защитник».


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского.


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели урока:

1) углубить представление о древнерусском жанре литературы - житии;

2) сравнить облик героя как исторического деятеля и как святого;

3) развивать умение анализировать факты из истории страны; способствовать формированию навыков работы с текстом;

4) способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского;

5) способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.

Словарная работа (по ходу урока делаются записи в рабочих тетрадях). Духовная литература

  • Анонимный
  • Канон
  • Житие
  • Агиограф
  • Воинская повесть
  • Триптих
  • I. Вступительное слово учителя

    Духовная литература – особый пласт русской культуры. Само определение – “духовная” - указывает на ее назначение: воспитывать нравственно, побуждать к действиям, показывать идеал.

    Возникла духовная литература в X веке в связи с принятием христианства. Благодаря тому, что появилась азбука, литература стала “книжной”. Поначалу она была рукописной, произведения в основном были анонимные (без указания автора ), повествование строилось по строгим канонам (правилам ) и было тесно связано с религией.

    В предыдущих классах мы знакомились с произведениями древнерусской литературы. Вспомните, какие произведения мы читали?

    - “Поучение Владимира Мономаха”.

    О чем оно? (Владимир Мономах дает наставление о том, как надо жить; вести хозяйство, управлять домом, как вести себя в гостях, в военном походе и т.п.)

    - “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

    О чем повесть? (Феврония излечила князя от болезни. В благодарность он женился на ней. Они полюбили друг друга. Феврония помогала князю управлять государством. Они жили, помогая людям, и умерли в один день, похоронили их в одном гробу)

    - “Житие протопопа Аввакума”.

    О чем повествуется в житии? (Аввакум принял муки за старую веру. Его сослали в Сибирь.)

    Вспомните, что такое житие?

    Житие – описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры.

    Людей, которые занимаются написанием жития, называют агиограф (от греч. анос – святой, графо – пишу).

    II. Сообщение темы и цели урока

    Сегодня мы познакомимся с житием Александра Невского. Русский князь Александр Ярославич (сын князя Ярослава Мудрого) жил в 13 веке. Годы его жизни 1220–1263. Он княжил сначала в Новгороде, затем во Владимире.

    Это было трудное время для Руси. К концу 12 века русская земля распалась на мелкие княжеские уделы. Началась усобица. Единства не было ни в чем. Пользуясь распрями князей, полчища монголо - татар вторглись на русские земли. Были разграблены и сожжены Рязань, Коломна, Суздаль, Ярославль, Москва, Галич, Городец и многие другие города.

    Когда в 1240 г. монголо – татары сожгли столицу русского государства - Киев, страх охватил всю Европу.

    Русские князья должны были ездить в Орду к хану на поклон и, подвергаясь разным унизительным обрядам, платить огромную дань.

    В то время как татары разгромили русскую землю на востоке, с севера напасть готовились шведы и литовцы, а с запада – немцы.

    Страх и злоба поселились в душах русичей. Их угнетали, обложили данью, угоняли в плен …

    И только благодаря уму, мужеству и расчетливости удалось Александру Ярославичу сначала разбить шведов в 1240 году и через два года – немцев (в 1242 году – на Чудском озере).

    Победа русских воинов привлекла к себе восхищенное внимание современников, а князь Александр Ярославич, одержавший победу, после смерти был провозглашен святым.

    III. Работа с учебником

    Чтение материала из учебника об истории написания “Жития”.

    IV. Слово учителя

    В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости…”, “Слово о великом князе…”, “Житие блаженного великого князя …”.

    Строго говоря, “Повесть о житии Александра Невского” лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого потому, что на первый план выступает не христианская добродетель князя, как это принято в традиционных житиях, а его воинские подвиги. Хотя перед читателями предстает он как благочестивый христианин, обращающийся к Богу с молитвами. На помощь ему в трудную минуту приходят небесные силы.

    Некоторые литературоведы определяют это произведение как воинскую повесть.

    Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов.

    V. Работа с текстом

    Прочитайте первый абзац.

    Как называет себя рассказчик?

    Что он этим хочет подчеркнуть?

    (Повествование начинается традиционно для жития: автор уничижительно говорит о себе, потому что человек в те времена считал себя песчинкой у ног Господа и во всем видел только проявление Божьей воли, поэтому авторы книг, икон считали себя лишь орудием в руках Всевышнего. И, конечно, не могли сравнивать себя, свою жизнь с жизнью с подвигами святых, о которых пишут.)

    Демонстрация портрета Александра Невского.

    Таким изобразил Александра Невского художник Корин, автор триптиха “Александр Невский”

    Триптих – картина, состоящая из трех частей.

    Каким изобразил художник Александра Невского?

    Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание, что его можно условно разделить на три части.

    Познакомив нас в начале повести с главным героем, автор рассказывает о его битве.

    С кем? Где? Когда? (Со шведами на р. Неве в 1240 году )

    Как поступает Александр Невский, узнав об опасности? (Идет в церковь, получает благословение )

    Зачем? (Укрепить свой дух )

    Укрепив свой дух, помогает укрепиться духом своей дружине. Какие слова помогают князю и его дружине? (Не в силе Бог, а в правде )

    VI. Пересказ первой части

    Как звали шестерых воинов Александра, которые, как говорит автор, “крепко сражались”?

    После этой победы стали звать Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу Невы.

    А вот что было после победы? Прочитайте.

    Как известно, лучшие качества характера человека проявляются в годину испытаний. Как видим, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород, чтобы защитить русскую землю от немецких рыцарей.

    VII. Пересказ второй части

    VIII.Беседа

    Когда произошла битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года ). Известна эта битва как Ледовое побоище.

    Почему Александр называет рыцарей “народом высокомерным”? (Они похвалялись: “посрамили народ славянский…”, “возьмем Александра руками…”)

    Ученик читает:

    “Такого поражения не знали до того времени Тевтонский орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились. А сказал он:

    Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И много раз так было! И всегда так будет!”

    Каков последний подвиг Александра Невского? Зачем он пошел к царю Восточному? И о ком идет речь? (О хане Батые)

    Русские должны были платить дань Орде. Но Александр Невский берег свой народ. Дань они платили, а в войнах монголо - татар в качестве союзников не воевали.

    Удалось ему это? (Да)

    Что хан сказал?

    Из заключительной части жития мы узнаем, что, вернувшись из Орды, князь разболелся и вскоре умер.

    Источники утверждают, что он был отравлен в Орде, выпил питье с ядом. Так в расцвете лет закончилась жизнь славного князя.

    IX. Заключение

    В заключение послушайте стих Аполлона Майкова, который называется “Кончина Александра Невского”.

    X. Обобщение

    Оба произведения, и житие и стихотворение, передают то горе, которое охватило всех русичей. В этой скорби выражена огромная народная любовь к князю. А за подвиги свои и службу русскому народу он причислен к лику святых и почитается всеми православными.

    XI. Домашнее задание

    Подготовить по плану письменную характеристику князя Александра Невского, используя текст “Жития”.