Не убивает нас и все. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее? Почему нас делает сильнее то, что не убивает

Фридрих Ницше - выдающийся немецкий мыслитель, поэт, создатель собственного учения, провозглашающего новое отношение к существующим нормам морали и культуры. Филолог по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии. Его произведения отличаются особой афористичностью и метафоричностью. В настоящем издании собраны самые значимые и популярные труды философа: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и «Ессе Homo». Философские трактаты как нельзя лучше отражают авторскую позицию и дарят читателю возможность оценить творческое наследие Ницше, по сей день вызывающее множество разногласий.

Формат: Твердая бумажная, 704 стр.

Дата и место смерти:
Школа/традиция:
Период: Философия XIX века
Направление:
Основные интересы: ,

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше ( Friedrich Wilhelm Nietzsche ; - ) - , представитель . Он подверг резкой , и своего времени и разработал собственную теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование и , и также стала весьма популярна в литературных и кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Биография

Философия

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль , Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за , за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, - достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» , тем самым подвергнув все моральные положения . Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели - самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Мифология

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:

  • Ницше исходит из двойственности () культуры, где борются начала и . Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) - тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille - в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти - это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно испытал влияние . Весь ход эволюции и борьба за выживание ( struggle for existence ) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие - победить. Отсюда Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!
  • Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в (Übermensch). и все т. н. духовные ценности - это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек - это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека - это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру - или Духа тяжести , подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек - . Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, мертв. Наступила эпоха европейского , для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ . Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение . Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence ().

Цитаты

«"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал»

«...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!»

«Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!»

«Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…»

«Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…»

«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»

«Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя»

«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных»

«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь»

«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений»

«Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму»

«Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него»

«Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.»

«Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних»

«Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…»

«Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…»

«Познавший самого себя - собственный палач»

«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.»

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»

«Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни»

«Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать»

«Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом»

«Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.»

«Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество»

«…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.»

  • «Бог умер» (Эта фраза встречается в произведении "так говорил Заратустра")
  • «Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог» («Так говорил Заратустра», глава «О сострадательных»)
  • «„Сам Бог не может существовать без мудрых людей“, - сказал Лютер, и с полным правом; но „Бог ещё менее может существовать без неумных людей“ - этого Лютер не сказал!»
  • «Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви»
  • «Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии… Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?»
  • «Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение»
  • «Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения»
  • «В каждой религии религиозный человек есть исключение»
  • «Верховный тезис: „Бог прощает кающемуся“, - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу…»
  • «Догмат о „непорочном зачатии“?.. Да ведь им опорочено зачатие…»
  • «Чистый дух - чистая ложь»
  • «Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы»
  • «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте»
  • «Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта!»
  • «Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т. д., ослеплённый авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда ещё влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников»
  • «Вера спасает, - следовательно, она лжёт»
  • «Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает всё, а слова не держит»
  • «Мученики только вредили истине»
  • «Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её»
  • «Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец»
  • «Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твёрдо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утончённым душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь „вера делает блаженным“! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!»
  • «Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести»
  • «Школа выживания: что нас не убивает, делает нас сильнее»
  • «Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя»
  • «Еврей-биржевик есть самое гнусное изобретение всего человеческого рода.» (Данная фраза была дописана сестрой Ницше, в годы его безумия, сам Ницше презирал антисемитов)
  • «Идёшь к женщине - бери плётку»
  • «Без музыки жизнь была бы ошибкой»
  • «Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок»

Произведения

Основные произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie , 1871)
  • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen , 1872-1876)
  1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller , 1873)
  2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben , 1874)
  3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher , 1874)
  4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth , 1876)
  • « » (Menschliches, Allzumenschliches , 1878)
  • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche , 1879)
  • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten , 1879)
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte , 1881)
  • «Веселая наука» (Die fröhliche Wissenschaft , 1882, 1887)
  • « » (Also sprach Zarathustra , 1883-1887)
  • « » (Jenseits von Gut und Böse , 1886)
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral , 1887)
  • «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner , 1888)

Фридрих Ницше

Надо, чтобы вы гордились своим врагом; тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.

Но самым опасным врагом, которого ты можешь встретить, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя повсюду

Где кончается уединение, там начинается базар, а где начинается базар, начинается и жужжанье ядовитых мух.

Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение...

Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность.
И всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на волоске.

Остерегайся мелких людей! Перед тобою чувствуют они себя мелкими, и их низость разгорается против тебя...

"Это не нравится мне". - Почему? - "Я не дорос до этого". - Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?

Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - я находил всегда лишь себя самого.

Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль.

Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Будьте такими, которые любят самих себя - любят великой любовью, любят великим презрением!

Даже в лучшем есть и нечто отвратительное; и даже лучший человек есть нечто, что нужно преодолеть!

Толпа не знает, что велико, что мало, что прямо и правдиво: она криводушна по невинности, она лжет всегда.

Быть может, я лучше всех знаю, почему только человек смеется: он один страдает так глубоко, что принужден был изобрести смех.
Самое несчастное и самое меланхолическое животное - по справедливости и самое веселое.

Человек - незаметный, слишком высоко о себе мнящий животный вид, время которого, к счастью, ограничено...

Человек, каким он должен быть, - это звучит столь же нелепо, как "дерево, каким оно должно быть".

Стыд, стыд, стыд - вот история человека!

Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу.
Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.

Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество.
*
Обезьяны слишком хороши, чтобы человек мог произойти от них
*
Многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором.
Многое, что здесь называлось злом, там украшалось пурпурной мантией почести…
Поистине, люди дали себе все добро и все зло свое…
*
Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз;
и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет заново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, - также и этот паук, и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение, и я сам.
Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова - и ты вместе с ними, песчинка из песка!
*
Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им?
Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.

В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам.

«Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!»

В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой.

Говорят «тело», а думают о том, что ниже тела...

Когда человек надувается, он становится еще более пустым.

Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.

Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.

У одного одиночество - это бегство больного, а у другого - бегство от больных.

Люди не прощают мне того, что я не завидую им.

Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран - не можешь иметь друзей.

Даже самая широкая душа, братья мои, - какие это жалкие угодья!

Любите и ближних своих, как самих себя, - но прежде станьте теми, кто любит самого себя, - любит великой любовью, любит великим презрением!

Не вокруг тех, кто создаёт новый шум, а вокруг создающих новые ценности вращается мир... неслышно вращается он.

Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!

Люди, стремящиеся к величию, по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.

Жизнь - источник радости; но всюду, где пьет толпа, родники отравлены.

Если друг причинит тебе зло, скажи так:
«Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое ты причинил себе?»

Редко ошибешься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.

Подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!

Если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других

Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.

Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно еще знать, кого рубить!
И часто больше храбрости в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага!

Только там, где кончается государство, начинается человек

Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!

Вы еще не искали себя, когда обрели меня.
Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.

Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Факты не существуют - есть только интерпретации.

Был только один христианин...

Для тупого лба необходим, в виде аргумента, сжатый кулак

Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус

Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.

Что нас не убивает, делает нас сильнее.

* * *
Вы читали "Что нас не убивает, делает нас сильнее" и другие цитаты и авторские высказывания философа Ницше, из коллекции цитат и произведений Фридриха Ницше.
...........................................................................................

Людей вдохновляют нас в трудных ситуациях, ими можно украсить свою речь, употребить в переписке, на своей странице в социальных сетях. Кто-то выбирает особо понравившуюся цитату своим девизом, а кто-то делает с ней тату. Одной из любимых многими таких фраз является "Что не убивает нас, делает нас сильнее". Давайте познакомимся с ее автором, оригиналом, смыслом и прочими интересными подробностями.

Кто сказал: "То, что нас не убивает, делает нас сильнее?". Смысл

Автором крылатой фразы был весьма неоднозначный мыслитель Фридрих Ницше. Цитату понимают в разных смыслах, но суть толкований одна: только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.

Фраза, однако, была вырвана из контекста. Ницше не хотел вложить в нее романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.

Цитата в оригинале

Фридрих Ницше, как известно, был немцем. Поэтому интересно будет определиться, как "Что не убивает нас, делает нас сильнее" звучит на родном языке автора.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker - так будет выглядеть эта цитата на немецком.

Сверхчеловек Ницше

Фридрих Ницше много времени посвятил исследованию предельных возможностей людей. И он считал, что именно сверхчеловек может зайти за эти границы, чтобы стать тем, кем он есть. Отметим, что Ницше характеризовал сверхлюдей немаленьким списком качеств, где выход за пределы эмоциональных сил являлся всего лишь одним из пунктов.

Подробнее ознакомиться с этой темой вы можете, прочтя труд "Так говорил Заратустра". Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше - это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch - это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.

Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того - они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.

Об авторе

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) - это немецкий философ, мыслитель, филолог, поэт, композитор. К тому же, он известен миру как создатель самобытного философского течения.

Если мы посмотрим на лейтмотив трудов Ницше, отметим его новые критерии оценки всей окружающей действительности. Он подставил под сомнение все существующие в его эпоху принципы и формы морали, культуры, искусства, общественных отношений.

Самыми известными его трудами выступают "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Сумерки идолов", "Антихрист", Ecce Homo.

Ницше и афористичность

Не секрет, что учение мыслителя разобрано на цитаты. Причина в том, что, будучи филологом по образованию, Ницше уделял большое значение стилю изложения своих мыслей и взглядов. Они не представлены у него стройной системой, а выступают в роли афоризмов - лаконичного краткого высказывания, полностью законченной мысли. В этой фразе автор пытается максимально сконцентрировать суть своих суждений и отразить контекст выражения.

Конечно, Ницше выбрал такой стиль изложения не для того, чтобы прославиться цитированием своих слов. Он много времени проводил в длительных прогулках, а также ему было сложно долго сидеть над записями - у мыслителя начинались сильные рези в глазах. В частности поэтому им была выбрана такая короткая и емкая форма повествования и рассуждения.

Как понять фразу?

Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе "То, что нас не убивает, делает нас сильнее". Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди:

  • "Не нужно бояться трудностей и испытаний, "киснуть", если случилась неудача. Это все нужно нам, чтобы закалить свой характер".
  • "Нельзя пытаться избегать проблем, нужно не бояться встретить их лицом к лицу. Только тогда, преодолев их, мы получим бесценный жизненный опыт".
  • "Если вам сейчас плохо, это временно. Вы обязательно пройдете через испытание, преобразившись, став более сильными".
  • "Чтобы что-то понять, чего-то достичь, необходимо преодолеть препятствия, разочарования, боль. Только это сделает вас духовно сильной личностью".
  • "Человеку нужен отрицательный опыт, чтобы что-то понять, переосмыслить. Только личное переживание какой-либо трудности может оставить отпечаток на личности, характере, мировоззрении".
  • "Есть сложности и препятствия, которые могут раздавить человека морально - смерть близкого, потеря всего, чем дорожил, крах своих идеалов, веры, любви. Но, если он справится с собой, найдет силы идти дальше, жить и радоваться, это и будет его победой. Он стал сильным.".

Ницше не прав?

  • "Чем больше человек переживает трудностей, тем больше он становится равнодушнее, черствее. Но, сильнее ли?".
  • "Когда личность встречается с чем-то, что способно убить ее, духовно или физически, ей нужно стать жестокой, лишь бы победить это, не дать одолеть себя. Так что правильнее сказать: что не убивает нас, делает нас жестокими".
  • "Не все трудности и беды, с которыми встречается человек, обязательно сделают его сильными. Что-то лишит его веры в людей, доброты, доверчивости, веры в счастливое будущее. А некоторые трудности могут фактически свести с ума".
  • "Постоянно повторяющие беды приводят к неврозам, страхам, депрессиям, фобиям. Они делают человека озлобленнее, отчаяннее, но, вряд ли, сильнее".
  • "Фраза применима только к душевным испытаниям. Человека не сделает сильнее раковая опухоль, с которой он сумел справиться, серьезная травма, которая подкосила его здоровье, но не убила".
  • "Из этой фразы следует, что каждый когда-то встретится с таким испытанием, с которым не сможет справиться, и оно убьет его. Не очень-то оптимистичная цитата".

Что не убивает нас, делает нас сильнее?

Авторитет Фридриха Ницше, как и слова его авторства, так убедительны, что многие принимают им сказанное на веру. И продолжают жить по принципу: чем больше трудностей я пройду, тем сильнее буду как личность. Но так ли это?

Наверняка вас заинтересует любопытное исследование, которое провела команда ученых Калифорнийского университета (США) во главе с С. Чарлз. Специалисты, конечно, не пытались проверить именно актуальность гениальной фразы "Что нас не убивает, делает нас сильнее", но решили доказать тот факт, что негативный опыт приводит далеко не к хорошим последствиям.

В 1995 г. психолог Д. Альмейда (США, Пенсильвания) провел обширный опрос, в котором приняли участие 1483 разновозрастных респондента, мужчины и женщины. Им предлагалось оценить по 5-бальной шкале (от "никогда" до "всегда"), как часто за последний месяц они испытывали негативные состояния: чувствовали себя несчастными, ненужными, нервными. Люди должны были отметить также, сколько раз они ощущали состояние депрессии, чувство, что ничего не получается, весь мир против них.

В другой части теста респондент отмечал, находился ли он в состоянии стресса за день до участия в опросе. Последняя часть анкеты включала в себя вопросы о том, лечился ли когда-то участник от эмоциональных расстройств, затянувшейся депрессии и проч.

Через десять лет Д. Альмейда вновь попытался связаться с респондентами. Однако кого-то к тому времени уже не было в живых, кто-то не захотел проходить опрос повторно. В результате второй тест прошли 711 человек. Вопросы в анкете были теми же сами.

Группа ученых во главе с С. Чарлз проанализировала результаты исследований Д. Альмейды. То, что показала эта деятельность, в корне отрицало фразу "Что не убивает нас, делает нас сильнее!". Оказывается, чем чаще человек чувствовал десять лет назад себя ненужным, покинутым, бесполезным, впадал в депрессию и находился в стрессовых ситуациях, тем вероятнее, что в настоящее время он имеет серьезное психическое расстройство.

Конечно, такая тенденция индивидуальна. Кого-то трудности закаляют, а кого-то морально уничтожают. Но нельзя не отрицать тот факт, что жизненные неурядицы, слабые или сильные, могут не только укрепить психику, но и сильно ослабить ее. Поэтому фраза Ницше "Что не убивает нас, делает нас сильнее" актуальна не для всех и каждого.

Другие цитаты автора

Представим вам и менее известные афоризмы Фридриха Ницше, но такие же интересные, вдохновляющие и содержательные:

  • "Поверхностные люди всегда лгут. Ведь они лишены какого-то содержания".
  • "Я не понимаю, зачем злословить? Если хотите насолить кому-то, расскажите о нем какую-то правду".
  • "Победители не верят в случайности".
  • "Стадо ничем не привлекательно. Даже если оно следует за тобой".
  • "Кто беден любовью, тот поскупится даже на вежливость".
  • "Хороший брак строится на дружбе и таланте".
  • "Долг - это право других на нас".
  • "Опасность попасть под экипаж есть у человека, который выскочил из-под другого экипажа".
  • "Человек есть то, что он преодолел".
  • "Чрезмерность - лучший залог успеха".

Вот мы и познакомились поближе как с самой фразой, так и ее автором. Хоть она известна далеко не в том глубоком смысле, что вложил в нее Ницше, цитата весьма распространена, вызывает множество споров и рассуждений.

Жизнь — довольно интересная вещь. Одним оно кажется невероятно прекрасным и легким, другим же наоборот невыносимо тяжелым… Кто скажет, что оно несправедливо, а кто, что лучшей судьбы и не найти, но кто же поистине прав? Правда в том, что каждый человек по другому воспринимает жизнь, один научился радоваться тому, что сегодня, ведь вчера у него не было даже этого, а другому сколько ни дай — все равно будет мало! В этом и заключается человеческая жадность.

Люди — это существа, которые не видят света или темноты, это существа, которые видят только то, что хотят видеть, что нужно им, что их влечет!

Мое личное мировоззрение изменил немецкий философ, над которым насмехались ученые того времени, но он не отставал и не изменил свое мнение. Люди, даже под давлением массы не меняли свое мнение всегда вызывали у меня восторг и уважение, ведь бороться против системы под силу не каждому. Даже маленькая раковая клетка, которая борется против системы в организме вызывает уважение, ведь она также пытается выжить, лев, убивающий беззащитное ягненок убивает не ради наслаждения, а ради того, чтобы продолжить род и чтобы его дети могли вырасти и набраться сил. Мир жесток, по теории Дарвина выживает сильнейший, а за моей собственной теорией выживает тот, кто стремится выжить!

«То что нас не убивает — делает сильнее»! Одна маленькая, но гениальная фраза, которую когда-то сказал малоизвестный философ Фридрих Ницше! Фраза, которая прошла сквозь века, сквозь время, сквозь поколения людей, таких разных, но и таких одинаковых в желании жить и продолжить род. Есть много доказательств того, что люди такие же животные, но есть одна важная черта, которая подвластна только нам! Эта черта, этот дар — это способность мыслить! И именно благодаря этому, даже я имею возможность дать волю мыслям и изменить что-то в нашем мире, ведь не нужно пытаться изменить мир, просто нужно изменить себя!

Человечество … Время … Вера … Бог … Цивилизация … Прогресс … Могущество … Власть … Ты … и Я! Вещи, которые не явились без людей, которые чего стремились! Не отрекались от своих идей, а, несмотря ни на что, шли вперед!
Ницше при жизни сильно болел, и болезнь не стала ему помехой! И до тех пор пока смерть не постучалась в его дверь, он творил и писал о вещах, которые помогают людям поверить в свои силы, даже до сего дня.

Давайте разобьем одну цитату на первопричину и вывод. Первопричина — это «то, что не убивает!» Вывод — это «то, что делает сильнее!»

То что не убивает! .. Что нас не убивает? Каждое утро мы просыпаемся и идем на работу или учебу, иногда делаем это через силу, но делаем. Этим самым мы преодолеваем свою лень, он не убивает нас, а значит — делает сильнее! Мы общаемся с людьми и не всегда соглашаемся с ними, вступаем в дискуссию, набираемся опыта. Это также не убивает нас, а значит укрепляет! Есть разные люди: одним мы нравимся, а остальные — пытаются втоптать нас в грязь да еще как можно дальше! Мы мыслим, анализируем и пытаемся найти правильный выход из этой ситуации … Это нас не убивает, а значит делает сильнее.

Мы пытаемся выжить в мире где каждый сам за себя и каждый пытается вырвать место под солнцем! Жизнь не убивает нас, а значит делает сильнее.Простая простуда, насморк, головная боль, из-за несоблюдения правил гигиены или правил личной защиты от простуды заставляет нас задуматься над тем, нужно было вчера так легко одеваться, нужно ли употреблять сигареты и алкоголь, я вообще молчу о наркотиках! Но даже здесь есть еще гораздо глубже различие и гораздо интереснее мнение! Когда мы болеем, наш организм мыслит даже без нашего разрешения и еще до того времени когда мы начинаем принимать лекарства, антитела в организме уже начинают уничтожать чужеродные бактерии, которые вторглись на их владения, они запомнят эти болезненные бактерии и в следующий раз уже будут готовы! Это не убивает нас, а делает сильнее! А мы помним, что береженого Бог бережет, и делаем для себя своевременные выводы!

Вывод — это то, что делает сильнее! Каждый день мы боремся, набираемся опыта, пытаемся стать лучше, совершенствуемся, укрепляемся. Физический труд укрепляет наше тело, ведь мы не можем весь день только лежать и думать, умственный труд укрепляет наше сознание, мы загартовуемось и не впадаем в панику когда-то не получается, а учимся сразу находить выход из любой ситуации, какой бы сложной она не была. Мы верим, и у каждого своя вера, и именно вера помогает нам укрепляться духовно и просыпаться утром с мечтой, которая укрепляет наше желание чего-то достичь, идти вперед! И не важно сколько ты раз споткнулся, сколько раз упал. Важно чтобы ты всегда мог подняться и все равно дойти до конца. НЕ прогнуться, не сломаться, а стоять до конца и добраться до своей цели, к своей мечте!

То что не убивает нас, делает сильнее! Каждый новый день эта фраза неотъемлемо идет с нами по жизни! И не важно согласны мы с этим или нет, но это все равно так!

Когда-то один человек открыл истину, которая была известна всем, сегодня же одной истиной руководствуются все люди. Философия Ницше целиком и полностью была направлена только на одну единственную цель! Доказать людям, что у них может получиться абсолютно все, если они поверят в свои силы!

Ведь вера в собственные силы — это та энергия, которая рождает то новое и чрезвычайно большое! Вера в себя и есть сила Вселенной, сила Бога, сила сверхчеловека. Каждый человек внутри себя держит ту энергию, которая может изменить не только окружающий мир, но и все человечество. Внутренняя энергия рождает силу, которая изменяет мировоззрение человека, одни направляют ее на добро, другие на зло…

Авраам Линкольн за свою жизнь четыре раза банкротом и оставался почти ни с чем, но все же не сдавался, поднимался и шел к своей цели. Наконец, эти беспощадные удары судьбы не убили его, а поступили только сильнее, выносливее!
Уолта Диснея выгнали из газеты за отсутствие творческих мыслей, а теперь посмотрите кем он стал! Легендой творчества!
Исаак Ньютон в школе был одним из худших учеников, учителя постоянно повторяли, что из него никогда не выйдет ничего путного, а сейчас мы пользуемся гениальными формулами, а имена его учителей даже никто и не вспомнит.
Альберт Эйнштейн до четырех лет не разговаривал, его выгнали из техникума за двойки, а теперь он признан одним из лучших умов человечества.

Бетховен не умел правильно держать скрипку и его учитель постоянно говорил, что в музыке то полный бездарь … Смешно, но если бы этот «бездарь» держал скрипку правильно то возможно сегодня мы бы не услышали таких гениальных произведений, как «Лунная соната», «Мелодия слез »,« К Элизе »,« Буря »и т.д.

Все эти люди падали, но все равно поднимались, они знали цену потерь, но и знали, что такое победа. За это можно низко поклониться им. У таких людей есть чему поучиться и есть что позаимствовать.

Философия Ницше очень сильно повлияла на историю человечества, ведь благодаря его произведениям о сверхчеловеке и появился такой тиран, как Адольф Гитлер. И хотя, как ни жаль об этом говорить, но этот человек также смог поверить в свои силы и добиться вершин из ничего, но свою внутреннюю энергию он направил не на добрые деяния, а на рассадки зла на планете Земля.

Это еще раз доказывает, что избранных, лучших людей не существует, все мы равны и только те, кто поверят в себя, те кто верят в свои силы и те, кто не боится подниматься после первого неудачного падения, смогут достичь чего-то,

Никогда не прибежишь первым, если будешь идти, никогда не упадешь, если будешь лежать, никогда не сможешь стать первым, если не увидишь спины противника, никогда не сможешь назвать себя человеком, если будешь просто существовать…

И не важно согласитесь вы со мной или нет, ведь я все равно буду стоять на своем, не важно, что ждет меня впереди. Я все равно буду идти, не важно сколько раз еще придется упасть, я все равно буду подниматься и неважно, какую оценку я получу за мнения, льющиеся из самого сердца, ведь я знаю одну вещь, которая может изменить жизнь каждого живого человека на этой земли: «То что нас не убивает — делает сильнее!

Ницше был неправ, считает группа американских ученых во главе с Сьюзен Чарлз из Калифорнийского университета (США). Их исследования позволяют сделать вывод, что негативный опыт оказывает на многих из нас противоположное воздействие.

Еще в 1995 году психолог из Пенсильванского университета Дэвид Альмейда начал эксперимент, в котором приняли участие 1483 человека, мужчины и женщины разных возрастов. Им было предложено пройти два теста.

В первом требовалось оценить по шкале от 1 до 5 (где 1 означало «никогда», а 5 - «всегда»), как часто в течение последних 30 дней они ощущали себя: а) бесполезными/безнадежными/нервными/дергаными/беспокойными, б) как часто им казалось, что все, что они делают, требует больших усилий, в) как часто им бывало так грустно, что ничто, казалось, не могло их развеселить.

Мелкие источники повседневного стресса, случившегося в прошлом, оказали долгосрочное влияние на психическое здоровье респондентов

Во втором тесте участников просили ответить, испытывали ли они какой-либо из указанных видов стресса за день до опроса. Виды стресса включали в себя споры, ситуации, в которых воздержались от назревавших споров, проблемы на работе, проблемы дома, переживания по поводу проблем друзей. И наконец, респондентов спросили, приходилось ли им в течение предыдущего года лечиться от тревоги, депрессии или любого другого эмоционального расстройства.

По прошествии 10 лет Дэвид Альмейда попробовал снова связаться с теми же респондентами. Кто-то уже умер, кто-то отказался во второй раз принимать участие в опросе, кто-то переехал.

Откликнулось около половины участников - 711 человек от 25 до 74 лет. Альмейда попросил их оценить по той же шкале, как часто они испытывали различные отрицательные эмоции в течение последних 30 дней. Он также снова спросил, приходилось ли им лечиться от каких-то эмоциональных расстройств в течение последних 12 месяцев.

Результаты двух опросов были проанализированы группой ученых из разных американских университетов. Они обнаружили, что, вопреки идее Ницше, мелкие источники повседневного стресса, случившегося в прошлом, оказали долгосрочное влияние на психическое здоровье респондентов.

Чем болезненней мы воспринимаем повседневные мелкие трудности, тем уязвимей окажется в будущем наше психическое здоровье

«Чем чаще люди ощущали себя бесполезными/безнадежными/нервными/дергаными/беспокойными (хотя им еще не требовалось лечение по поводу психических расстройств), тем с большей вероятностью 10 лет спустя у них развивалось психическое расстройство», - делают вывод авторы.

Конечно, причина может быть в личных особенностях, а не в сложных обстоятельствах. Разные люди по-разному реагируют на схожие неприятные события. Что одного человека заставит чувствовать себя ничтожеством, на то другой лишь махнет рукой. Тем не менее результаты исследования показывают, что для некоторых даже небольшие неурядицы означают негативные последствия - ослабляя, а не укрепляя психику.

Другими словами, чем болезненней мы воспринимаем повседневные мелкие трудности, тем уязвимей окажется в будущем наше психическое здоровье. Так что крылатая фраза Ницще если и справедлива, то, увы, не для всех.