Мсфо и их роль в экономической жизни общества. Российские страховые компании: переход на международные стандарты финансовой отчетности Совет по международным стандартам финансовой отчетности

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО , знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности – независимая организация, члены которой утверждаются Комитетом по назначению. Члены Комитета, в свою очередь, номинируются на должность в процессе широкого обсуждения Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) с компаниями и академическими кругами. МФБ насчитывает 156 бухгалтерских ассоциаций, в которые входят 2 млн членов, в т. ч. из России. Деятельность Совета по международным стандартам поддерживается и финансируется на добровольных началах аудиторскими фирмами, ассоциациями и коммерческими организациями .

Совет проводит консультации по всем своим проектам. Аудиторские фирмы, компании, академические круги и любой желающий могут представить письмо-комментарий в поддержку или с критикой будущего стандарта. При недостаточной поддержке нового стандарта со стороны будущих пользователей и после анализа конструктивной критики новый стандарт может претерпеть значительные изменения или вообще быть не принят. Для одобрения решения о принятии, корректировке или аннулировании стандарта МСФО необходимы голоса 8 членов Совета из 14. МСФО не являются обязательными, и Совет по международным стандартам не может требовать, чтобы компании при составлении отчетности следовали МСФО. Более того, в каждой стране существуют национальные стандарты ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которым должны следовать компании – резиденты этих стран.

Наиболее известными национальными стандартами являются Общепринятые принципы бухгалтерского учета США – ГААП США.

Считается, что международные стандарты финансовой отчетности являются наиболее разработанными бухгалтерскими стандартами. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах , например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах (например Чехии, странах Балтии) отчетность по МСФО должны составлять все крупные предприятия .

Международные стандарты базируются на основных принципах составления финансовой отчетности: начисления, существенности, приоритета содержания над формой, непрерывности деятельности и т. д. В отличие от МСФО национальные стандарты многих стран, как правило, представляют собой свод подробных правил, детально описывающих порядок учета хозяйственных операций и исключений из этих правил. Однако следует отметить, что российские стандарты становятся все более близкими к МСФО, и действующие в настоящее время ПБУ почти полностью соответствуют международным стандартам, хотя некоторые различия сохраняются до сих пор.

Реформирование отчетности российского бизнеса в соответствии с МСФО касается и страховых компаний. Страховой бизнес имеет свои особенности, и составление отчетности в соответствии с МСФО, кроме использования положений общих стандартов, требует применения МСФО 4 «Договоры страхования». Поскольку страховые компании находятся в сфере надзорных органов, особое значение имеет их переход на МСФО в связи с дополнительными требованиями международных правил, в частности с внедрением на территории Европейского союза проекта Solvency II .

При составлении отчетности по международным стандартам использовались ОПБУ США (US GAAP). В этих стандартах классификация договоров страхования осуществляется на основании требований нескольких стандартов (FAS 60, FAS 97, FAS 113 «Учет и отчетность по перестрахованию краткосрочных и долгосрочных контрактов», FAS 120).

Для учета некоторых инвестиционных продуктов используется FAS 97. Инвестиционные договоры в трактовке FAS 97 не являются договорами страхования с позиций МСФО. Согласно МСФО учет инвестиционных договоров ведется в соответствии с положениями IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Определение договора страхования, которое устанавливает IFRS 4, ставит страховые компании в условия, когда они не могут использовать предлагаемые стандартом FAS 97 принципы оценки для учета отложенных расходов на привлечение новых страхователей.

В своем подходе к инвестиционным договорам страховые компании, которые готовятся к переходу на МСФО, должны руководствоваться положениями IAS 18 «Выручка» для признания и оценки расходов на привлечение новых страхователей. Все это свидетельствует о том, что переход страховых компаний на МСФО требует от их руководства серьезного подготовительного этапа.

Российские страховые компании составляют финансовую отчетность в соответствии со следующими нормативными документами:

Законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ;

Приказом Минфина Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (вместе с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций; Инструкцией об объеме форм отчетности страховых организаций, представляемой в порядке надзора, порядке ее составления и представления в редакции Приказа Минфина Российской Федерации от 9 апреля 2007 г. № 32н);

Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99».

Согласно Приказу № 113н в состав бухгалтерской отчетности страховых организаций включены следующие формы:

Бухгалтерский баланс страховой организации - форма № 1 - страховщик;

Отчет о прибылях и убытках страховой организации - форма № 2 - страховщик.

Договоры страхования рассматриваются в IFRS 4. Указанный стандарт вступил в силу в отношении отчетных периодов, начинающихся не ранее 1 января 2005 г. Применение стандарта в отношении периодов, начинающихся до указанной даты, допускалось и приветствовалось. Данный стандарт содержит новый режим учета договоров страхования согласно МСФО.

Действующая редакция МСФО не содержит указаний относительно методов учета операций, характерных для договоров страхования. Поэтому страховые компании, как правило, применяют положения ОПБУ США, регулирующие учет договоров страхования, корректируя их по мере необходимости для соответствия общим принципам и стандартам МСФО.

Цель IFRS 4 состоит в определении методов учета договоров страхования в финансовой отчетности страховщиков, заключающих такие договоры, на период до завершения правлением Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности второго этапа проекта по разработке стандартов учета договоров страхования.

Требования IFRS 4 заключаются в следующем:

В усовершенствовании практики учета страховщиками договоров страхования;

Раскрытии информации, идентифицирующей, объясняющей суммы, отраженные в финансовой отчетности страховщика и возникшие в результате заключения договоров страхования, и облегчающей понимание пользователями объемов, сроков и факторов неопределенности, связанных с движением денежных средств от договоров страхования.

IAS 1 «Представление финансовой отчетности» содержит требования к структуре финансовой отчетности и минимальные требования к ее содержанию. Данный стандарт распространяется на все предприятия, представляющие отчетность в соответствии с МСФО, т. е. и на страховые компании. IAS 1 требует достаточной гибкости структуры отчетности с тем, чтобы она могла быть принята к использованию любыми организациями.

В IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» нет конкретных оговорок о страховых компаниях, но в качестве примера денежных поступлений от основной деятельности п. 14е IAS 7 приводит «денежные поступления и денежные выплаты предприятия по страховым премиям и страховым выплатам, аннуитетам и другим выплатам по страховым полисам».

В IAS 8 «Учетная политика, применения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» отмечается, что, хотя убытки, понесенные в результате, скажем, землетрясения, на многих предприятиях могут быть отнесены в разряд чрезвычайных убытков, страховые выплаты страхователям, возникающие в результате землетрясения, не могут считаться чрезвычайными убытками страховщика, предоставляющего страховую защиту от таких рисков.

В IFRS 8 «Сегментная отчетность» отмечается, что при определении хозяйственного сегмента в целях сегментной отчетности компания должна учитывать характер нормативной среды конкретной отрасли (например, страховой).

IAS 18 «Выручка» не распространяется на доходы страховщиков от договоров страхования. В приложении к IAS 18 содержатся рекомендации по учету комиссионного дохода страховых агентств.

IAS 19 «Выплаты работникам» содержит рекомендации по учету страховых премий, выплачиваемых в различного рода пенсионные планы. Основное внимание в этих рекомендациях уделяется разнице между планами пенсионного обеспечения с определенными взносами и планами пенсионного обеспечения с определенными выплатами.

IAS 32 «Финансовые инструменты: представление информации» не распространяется на обязательства, возникающие по договорам страхования, но рекомендует компаниям рассмотреть уместность применения положений стандарта к представлению и раскрытию информации о таких обязательствах. Однако данный стандарт действует, когда финансовый инструмент имеет форму договора страхования, но главным образом связан с переходом финансовых рисков, как, например, определенные формы финансового перестрахования и договоры гарантированного инвестиционного дохода, заключаемые страховыми и другими организациями.

IAS 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» не распространяется на резервы, условные обязательства и условные активы, возникающие в страховых компаниях из договоров со страхователями. Однако IAS 37 распространяется на одну конкретную ситуацию, возникающую, когда организация рассчитывает на получение возмещения всех или части расходов, требуемых для урегулирования его обязательств, под которые создаются резервы (например, посредством договоров страхования, оговорок об освобождении от ответственности или гарантийных обязательств поставщиков). Утверждается, что организация должна признать возмещение только в том случае, когда есть практически полная уверенность в получении возмещения, если организация рассчитается по обязательству. Признаваемая в качестве возмещения сумма не может превышать сумму резерва. Организация также должна признавать ожидаемое возмещение отдельной строкой активов. В отчете о прибылях и убытках расходы, относящиеся к резерву, могут показываться в чистом виде за вычетом суммы, признанной в качестве возмещения.

IAS 38 «Нематериальные активы» не распространяется на нематериальные активы, возникающие в страховых компаниях из договоров со страхователями.

IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» не распространяется на права и обязательства по договорам страхования, указанным в IAS 32. Однако IAS 39 распространяется на встроенные производные инструменты, входящие в состав договоров страхования.

IAS 38 «Нематериальные активы»

Особое значение для страховых компаний имеет применение IAS 38 «Нематериальные активы». Страховой бизнес требует значительных затрат в связи с внедрением программного обеспечения для учета операций, связанных с введением ОСАГО, развитием страхования жизни, а также других новых видов страхования.

Согласно IAS 38 затраты, связанные с разработкой нематериальных активов, могут быть капитализированы, что окажет влияние на финансовый результат компании, поскольку данные затраты будут включены в стоимость создаваемого программного продукта и отражены в активах компании. Капитализированная сумма будет переносить свою стоимость на затраты путем амортизации стоимости активов в течение срока полезного использования.

При первом применении МСФО страховые компании должны руководствоваться IFRS 1, который вступил в действие с 1 января 2004 г.

Бухгалтерский баланс страховой компании на начало периода, впервые подготовленный в соответствии с IFRS:

Исключает все нематериальные активы и прочие нематериальные позиции, не отвечающие критериям признания, указанным в IAS 38, на дату перехода на МСФО;

Включает все нематериальные активы, отвечающие критериям признания в соответствии с IAS 38 на эту дату;

Исключает нематериальные активы, приобретенные при объединении компаний и не отраженные в консолидированном бухгалтерском балансе компаниипокупателя в соответствии с ранее применявшимися РПБУ, а также тех активов, которые не отвечают критериям признания, указанным в IAS 38, в собственном (неконсолидированном) бухгалтерском балансе приобретенной компании.

Основные критерии признания, установленные стандартом IAS 38, требуют, чтобы компания отражала нематериальный актив тогда и только тогда, когда:

Существует вероятность, что будущие экономические выгоды, относящиеся к этому активу, будут поступать в компанию, и

Стоимость актива может быть надежно оценена.

IAS 38 дополняет эти два критерия более конкретными условиями для нематериальных активов, которые разработаны сотрудниками компании.

Согласно п. 53 и 59 IAS 38, компания капитализирует затраты по созданию нематериальных активов, разработанных сотрудниками компании, перспективно с даты, когда впервые было достигнуто соответствие критериям признания. IAS 38 не разрешает компаниям использовать анализ прошедших периодов задним числом для совершения ретроспективных выводов об удовлетворении этих критериев.

Таким образом, даже если компания ретроспективно приходит к выводу о том, что существует вероятность будущего поступления экономических выгод от нематериального актива, разработанного сотрудниками компании, и она способна надежно определить соответствующие затраты, IAS 38 запрещает капитализировать затраты, понесенные до той даты, когда компания одновременно:

Делает вывод на основании оценки, сделанной и задокументированной на дату этого вывода, о существовании вероятности поступления в компанию будущих экономических выгод от этого актива;

Имеет надежную систему накопления затрат по нематериальным активам, разработанным сотрудниками компании, в тот момент, когда эти затраты понесены, или вскоре после момента понесения этих затрат.

Если нематериальный актив, разработанный сотрудниками компании, отвечает критериям признания на дату перехода на МСФО, компания отражает данный актив в своем бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном в соответствии с МСФО, даже если компания ранее признавала соответствующие затраты как расходы в соответствии с ранее применявшимися РПБУ.

Если этот актив не отвечает критериям признания, указанным в IAS 38, вплоть до более поздней даты, его себестоимость представляет собой сумму затрат, понесенных с этой более поздней даты.

Критерии признания, установленные IAS 38, также применимы к отдельно приобретенному нематериальному активу. Во многих случаях одновременно подготовленная документация для обоснования решения о приобретении актива будет содержать оценку будущих экономических выгод. Кроме того, как разъясняется в п. 23 IAS 38, себестоимость отдельно приобретенного нематериального актива может быть обычно надежно оценена.

Для нематериального актива, приобретенного при объединении компаний до даты перехода на МСФО, балансовой стоимостью в соответствии с ранее применявшимися РПБУ немедленно после объединения компаний является его расчетная стоимость, определенная в соответствии с МСФО на эту дату приобретения.

Если актив отвечает критериям признания, компания-покупатель производит оценку данного актива на основании требований IAS 38 для подготовки собственного бухгалтерского баланса приобретенной компании. Результирующая корректировка оказывает воздействие на гудвилл.

Компания, впервые применяющая МСФО, может принять решение об использовании справедливой стоимости нематериального актива на дату какого-либо события, например приватизации или первичного публичного предложения ценных бумаг, в качестве расчетной стоимости на дату этого события, при условии что этот нематериальный актив отвечает критериям признания.

Кроме того, если какой-либо нематериальный актив одновременно отвечает указанным в IAS 38 критериям признания, включая надежную оценку начальной стоимости, и критериям переоценки, включая наличие активного рынка, компания, впервые применяющая МСФО, может принять решение об использовании в качестве расчетной стоимости этого актива одной из указанных ниже сумм:

Справедливой стоимости на дату перехода на МСФО (п. 16 IFRS 1). В этом случае компания представляет раскрытие информации, необходимое в соответствии с п. 44 IFRS 1;

Стоимости переоценки в соответствии с ранее применявшимися РПБУ, отвечающей критериям, указанным в п. 17 IFRS 1.

Если методы и ставки начисления амортизации нематериальных активов в соответствии с ранее применявшимися РПБУ оказываются приемлемыми в соответствии с МСФО, компания не производит пересчет накопленной амортизации в своем бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном в соответствии с МСФО. Вместо этого компания отражает в отчетности любое изменение в оценочном сроке полезной службы или схеме амортизации перспективно за тот период, в котором компания производит указанные изменения в оценке (п. 31 и 94 IAS 38).

Однако в некоторых случаях методы и ставки начисления амортизации нематериальных активов, использовавшиеся компанией в соответствии с ранее применявшимися РПБУ, могут отличаться от методов и ставок, которые применяются согласно МСФО. Например, если они были приняты исключительно для целей налогообложения и не отражают обоснованную оценку срока полезной службы актива. Если эти различия оказывают существенное влияние на финансовую отчетность, компания ретроспективно производит корректировку накопленной амортизации в бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном в соответствии с МСФО, таким образом, чтобы было обеспечено соблюдение МСФО.

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

Страховая организация соблюдает требования IAS 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» при первом применении.

Когда страховая организация впервые подготавливает бухгалтерский баланс на начало периода по МСФО, она применяет МСФО 29 ко всем периодам, в течение которых экономика валюты оценки или валюты представления была гиперинфляционной.

В связи с тем что большинство страховых компаний формировало свой уставный капитал в период, когда российская экономика по всем признакам находилась в состоянии гиперинфляции, он должен быть оценен с учетом текущей покупательной способности денег на отчетную дату.

Если в качестве альтернативы оценке по первоначальной стоимости страховая организация использует справедливую стоимость как предполагаемую для любого объекта основных средств (инвестиционной собственности или нематериальных активов), то в соответствии с IFRS 1 для каждой такой статьи необходимо раскрыть следующую информацию:

Сумму соответствующих справедливых стоимостей;

Совокупную корректировку балансовой стоимости, рассчитанной в соответствии с ранее применявшимися правилами.

Для неденежной позиции - уставного капитала - IAS 29 применяется в полном объеме до 2003 г., поскольку российская экономика начиная с этого периода не отвечает критериям гиперинфляии. Пересчет размера уставного капитала страховые организации должны проводить до 31 декабря 2002 г.

В соответствии с правилами, установленными в IAS 29, в начале первого периода его применения компоненты собственного капитала, за исключением нераспределенной прибыли и любого прироста от переоценки, пересчитываются с помощью общего индекса цен начиная с даты, когда эти компоненты возникли или были добавлены.

Увеличение уставного капитала или увеличение обязательств перед участниками подлежит пересчету с даты поступления оплаты акций или доли в обществе с ограниченной ответственностью. Имущество, внесенное в счет погашения вклада в уставный капитал, оценивается по справедливой стоимости на дату взноса.

Пересчет размера внесенного уставного капитала проводят путем применения общего индекса цен с начала периода и даты получения вклада в том случае, если она оказывается более поздней.

Изменения за период в собственном капитале раскрываются в соответствии с IAS 1 «Представление финансовой отчетности». Месячные индексы цен опубликованы Госкомстатом России. Для пересчета суммы совершенной операции применяют коэффициенты, ближайшие ко времени операции.

Например, если операция была совершена до 15-го числа месяца, то используют индекс цен прошедшего месяца, если после 15-го числа - на конец текущего месяца.

Для понимания операции инфлирования уставного капитала условные данные приведены в табл. 1.

В таблице отражены операции по формированию уставного капитала и расчет текущей стоимости уставного капитала, а также сумма корректировочной проводки - поправка.

Таблица 1

Инфлирование уставного капитала ОАО «Страховая компания»

Дата взноса

Баланс по РПБУ, руб.

Коэффициент пересчета

Баланс по МСФО, руб.

Поправка, руб.

Первоначальный уставный капитал

Дополнительный выпуск

Дополнительный выпуск

Дополнительный выпуск

Остаток на 31.12.2003

Корректировочная проводка по статье «Уставный капитал» оформляется на сумму 20 606 800 следующим образом:

Дт «Нераспределенная прибыль»

Кт «Уставный капитал»

IAS 18 «Выручка»

Ключевым понятием для определения выручки для страховых компаний является «значительный страховой риск» . В соответствии с данным понятием те договоры, которые не переносят значительный страховой риск со страхователя на страховщика, будут отражаться как финансовые инструменты.

Например, некоторые виды пенсионного и накопительного страхования могут быть расценены как инвестиционные контракты и должны классифицироваться как финансовые инструменты, и в этом случае необходимо применять IAS 39.

Сервисные или административные договоры также должны учитываться отдельно, поскольку в большинстве случаев такие договоры не подразумевают принятия страховщиком значительного страхового риска, например обязательное медицинское страхование. Эти операции должны отражаться в соответствии с IAS 18 «Выручка».

Премии по договорам, которые являются инвестиционными или сервисными, не должны отражаться как страховые. Эти премии должны исключаться из статьи «Страховые премии». Для достоверного представления информации о доходах страховой компании их необходимо переносить в раздел отчета о прибылях и убытках «Прочие доходы».

При разработке учетной политики по МСФО страховая организация должна провести ревизию всех договоров на предмет принятия на себя значительного страхового риска по ним. В том случае, если договор таковым не является, он должен учитываться и отражаться в финансовой отчетности согласно правилам IAS 18 и IAS 39.

Основные правила признания выручки от оказания услуг изложены в п. 20 IAS 18.

Правила признания выручки по предоставлению услуг следующие: «Когда результат сделки, предполагающей предоставление услуг, может быть надежно оценен, выручка от этой сделки должна признаваться путем указания на стадию завершенности сделки на отчетную дату. Результат сделки может быть надежно оценен, если выполняются следующие условия:

Сумма выручки может быть надежно оценена;

Существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в компанию;

Стадия завершенности сделки по состоянию на отчетную дату может быть надежно определена;

Затраты, понесенные при реализации сделки, и затраты, необходимые для ее завершения, могут быть достаточно точно определены».

Если компания получила суммы, которые пока еще не отвечают критериям признания, указанным в IAS 18, то она признает полученные суммы в своем бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном согласно МСФО, как обязательство и оценивает это обязательство в размере полученной суммы. Например, выручка от реализации, которая не отвечает критериям признания в качестве выручки.

Соответственно проведенной ревизии доходы по договорам медицинского страхования признаются как комиссионное вознаграждение, затем исключаются из строки «Страховые премии» по страхованию иному, чем страхование жизни, и переносятся в прочие доходы с расшифровкой отдельной строкой - «Договоры страхования».

Поэтому по строке «Страховые премии» указываются суммы премий по договорам страхования, установленные п. 24 IFRS 4.

IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Страховая компания отражает и производит оценку всех финансовых активов и финансовых обязательств в бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном в соответствии с МСФО, согласно IAS 39.

Признание

Страховая компания отражает все финансовые активы и финансовые обязательства (включая все производные финансовые инструменты), отвечающие критериям признания, указанным в IAS 39, но еще не отвечающие критериям прекращения признания, указанным в IAS 39, за исключением финансовых активов или финансовых обязательств, признание которых было прекращено в соответствии с ранее применявшимися РПБУ в каком-либо финансовом году, начавшемся до 1 января 2001 г.

К таким контрактам относятся, например, некоторые виды пенсионного и накопительного страхования. Эти контракты расцениваются как инвестиционные и классифицируются как финансовые инструменты.

Соответственно этой классификации доходы по договорам пенсионного и накопительного страхования признаются как доходы по инвестиционным контрактам, а затем исключаются из строки «Страховые премии» по страхованию иному, чем страхование жизни, и переносятся в прочие доходы с расшифровкой отдельной строкой - «Инвестиционные контракты».

Поэтому по строке «Страховые премии» инвестиционные контракты не включаются в соответствии с п. 24 IFRS 4.

Страховая компания не отражает финансовые активы и обязательства, не отвечающие критериям признания, указанным в IAS 39, или уже отвечающие критериям прекращения признания, указанным в IAS 39.

Встроенные производные финансовые инструменты

Когда в соответствии с требованиями IAS 39 необходимо, чтобы компания отделила встроенный финансовый инструмент от основного контракта, первоначальная балансовая стоимость на дату, когда этот инструмент впервые отвечает критериям признания, указанным в IAS 39, отражает обстоятельства, существующие на эту дату, согласно п. 23.

Если компания не может надежно определить первоначальную балансовую стоимость встроенного производного финансового инструмента и основного контракта, она учитывает весь сложный контракт как финансовый инструмент, удерживаемый для торговли, согласно п. 26 IAS 39.

В результате необходимо выполнить оценку по справедливой стоимости, за исключением тех случаев, когда компания не может надежно определить справедливую стоимость согласно п. 70 IAS 39 с внесением изменений в справедливую стоимость, отраженную в отчете о прибылях и убытках.

Оценка

При подготовке первого бухгалтерского баланса на начало периода в соответствии с МСФО компания применяет критерии, указанные в IAS 39, для выявления тех финансовых активов и обязательств, которые оцениваются по справедливой стоимости, и тех из них, которые оцениваются по амортизированным затратам.

В частности:

Для обеспечения соблюдения требований п. 90 IAS 39 классификация финансовых активов как инвестиций, удерживаемых до погашения, выполняется на основании их отнесения к этой категории при применении компанией IAS 39, отражающего намерения и возможности компании на дату перехода на IFRS;

Для обеспечения соблюдения требований п. 10 IAS 39 категория «Ссуды и дебиторская задолженность, предоставленные компанией» относится к обязательствам, существующим на момент их предоставления;

В соответствии с п. 10 IAS 39 производные финансовые активы и производные финансовые обязательства всегда считаются удерживаемыми для торговли. В результате компания производит оценку всех производных финансовых активов и производных финансовых обязательств по справедливой стоимости;

Для обеспечения соблюдения требований п. 107 IAS 39 компания квалифицирует непроизводный финансовый актив или непроизводное финансовое обязательство в бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном в соответствии с IFRS, как удерживаемые для торговли, только если этот актив или обязательство:

Были приобретены или понесены главным образом для целей продажи или обратной покупки в ближайшем будущем или

Составляли на дату перехода на IFRS часть портфеля идентифицируемых финансовых инструментов, управление которыми производилось совместно и в отношении которых существуют свидетельства о стремлении к получению прибыли в краткосрочной перспективе;

Для обеспечения соблюдения требований п. 10 IAS 39 к категории финансовых активов, предназначенных для продажи, относятся финансовые активы, не отнесенные ни к какой из перечисленных выше категорий.

Продажа или передача инвестиций, удерживаемых до погашения, осуществленная до даты перехода на IFRS, не является основанием для применения исключающих правил, перечисленных в п. 83 IAS 39.

Для финансовых активов и финансовых обязательств, оценка которых в бухгалтерском балансе на начало периода, впервые подготовленном в соответствии с IFRS, производится по амортизированным затратам, компания определяет себестоимость на основании обстоятельств, существующих на момент, когда эти активы и обязательства впервые отвечали критериям признания, указанным в IAS 39. Однако если компания приобрела эти финансовые активы и обязательства в результате объединения компаний в прошлом, их балансовая стоимость в соответствии с ранее применявшимися РПБУ немедленно после объединения компаний равна согласно IFRS их расчетной стоимости на эту дату.

Если компания приняла учетную политику, требующую признания прибылей и убытков по финансовым активам, имеющимся в наличии для продажи, в качестве отдельного элемента собственных средств акционеров, а не в отчете о прибылях и убытках, она отражает результирующие изменения в их справедливой стоимости на дату перехода на IFRS как отдельный элемент собственных средств акционеров, а не как нераспределенную прибыль.

При последующем прекращении признания или в случае обесценения финансового актива, имеющегося в наличии для продажи, компания переносит в отчет о прибылях и убытках накопленные прибыли или убытки, ранее признанные в составе собственных средств акционеров согласно п. 103b IAS 39.

В учетной политике по МСФО страховые компании должны отразить не только правила оценки и классификации финансовых инструментов, но и их метод учета.

Важным моментом признания активов в этом случае является дата заключения сделки или дата проведения расчетов. От выбранного метода зависит отражение операции в бухгалтерском учете. Рассмотрим эти методы на примерах, представленных в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Учет на основе даты проведения расчетов

Финансовый актив

Обязательство

Дебиторская задолженность

Финансовый актив

Обязательство

Нераспределенная прибыль

Дебиторская задолженность

Финансовый актив

Обязательство

Нераспределенная прибыль

Таблица 3

Учет на основе даты заключения сделки

Финансовые активы, удерживаемые до погашения, отражаемые по амортизированной себестоимости

Финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, переоцениваемые по справедливой стоимости (изменения относятся на капитал)

Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

Финансовый актив

Обязательство

Дебиторская задолженность

Финансовый актив

Обязательство

Нераспределенная прибыль

Дебиторская задолженность

Финансовый актив

Обязательство

Нераспределенная прибыль

Таким образом, справедливая стоимость актива зависит от его категории, метода учета и даты отражения операции.

Поэтому, разрабатывая учетную политику по МСФО, необходимо четко определить указанные позиции, поскольку различие информации в финансовой отчетности для пользователей можно проследить на основе данных, представленных в табл. 2 и 3.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы применения IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Переход российских страховых компаний на составление отчетности по МСФО позволит получить достоверный инструмент регулирования их деятельности и на основе этой отчетности продолжать процесс конвергенции с документами международных регулирующих органов: Basel II и/или Solvency II .

Разработка проблем МСФО началась в 1960­е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в начале 1960­х годов, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим «универсальный язык общения бизнесменов». В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам.

Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности.

Цель КМСФО - разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействие в их повсеместном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности.

Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, являющихся его членами, других компаний и организаций.

Деятельность Комитета направляет и осуществляет Правление, которое назначается Международной федерацией бухгалтеров. В состав Правления включаются также до четырех представителей от международных организаций, заинтересованных пользователей финансовой отчетности.

Каждый член Правления может направлять двух представителей и одного советника для участия в заседаниях. Правление утверждает новые стандарты и их уточненные редакции. Представители Правления, организации, входящие в МСФО, и другие заинтересованные юридические и физические лица могут направлять предложения по новым темам, заслуживающим внимания КМСФО.

В 1981 году Правление КМСФО учредило международную Консультативную группу, в которую вошли представители международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, фондовых бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. На заседаниях Консультативной группы, которые проводятся регулярно, рассматриваются технические вопросы проектов, разрабатываемых КМСФО, а также его стратегия и программы работы.

В 1995 году был учрежден Консультативный совет из выдающихся деятелей, занимающих высокое положение в бухгалтерской профессии и бизнесе. Консультативный совет проводит экспертизу стратегии и планов Правления, способствует участию в работе КМСФО профессиональных бухгалтеров и пользователей финансовой отчетности, обеспечивает доверие к деятельности КМСФО, составляет годовой отчет об эффективности работы Правления, проверяет бюджет и финансовую отчетность Комитета.

Для разработки каждого конкретного стандарта Правление учреждает подготовительный комитет, возглавляемый одним из членов Правления, из представителей не менее трех стран, а также других организаций. Подготовительный комитет изучает практику учета на национальном и региональном уровнях, определяет круг спорных вопросов по теме, получает и анализирует замечания. После обсуждения и одобрения Правлением разрабатывает и представляет «Предварительный проект», который публикуется для комментариев от всех заинтересованных сторон. На основании анализа и обобщения полученных комментариев готовится проект МСФО, утверждаемый к публикации при поддержке трех четвертей членов Правления.

Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Правлением КМСФО в 1997 году для рассмотрения спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, которые создаются организациями - членами КМСФО.

В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, представители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители IOSCO и Европейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на заседаниях Комитета присутствуют два члена Правления.

ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО.

ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для комментариев; после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ просит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО.

Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Информация о них обычно заранее публикуется на странице КМСФО в Интернете.

Предложения по новой структуре КМСФО готовились несколько лет Рабочей группой по стратегии. В соответствии с рекомендациями данной группы изменяется Устав КМСФО, он преобразуется в независимую организацию, управляемую Доверенными лицами.

Установлено, что Доверенные лица назначают членов Правления КМСФО, ПКИ и Консультативного совета по стандартам. Доверенные лица осуществляют контроль за деятельностью КМСФО, привлекают финансовые ресурсы, утверждают бюджет, вносят изменения в Устав КМСФО.

Доверенные лица - 19 человек - должны представлять различные регионы и организации: 6 представителей от Северной Америки, шесть - Европы, 4 - стран Тихоокеанского региона, 3 - из любых других регионов. Процедура рекомендации кандидатов на замещение вакансий Доверенных лиц следующая: Международная федерация бухгалтеров выдвигает кандидатов на замещение 5 вакансий, международные объединения составителей, пользователей финансовой отчетности и учебных заведений - по одному кандидату. На остальные 11 вакансий кандидатов предлагают организации, не являющиеся членами КМСФО.

Правление КМСФО состоит из 14 человек и несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Для публикации МСФО, предварительного проекта, окончательного варианта интерпретации ПКИ необходимо получить одобрение не менее 8 членов Правления.

Правление КМСФО формируется на профессиональной основе, по признакам соответствующей квалификации. Не менее 5 членов Правления должны иметь опыт работы практикующих аудиторов, не менее 3 - составителей финансовой отчетности, 3 - пользователей финансовой отчетности. Один член Правления должен иметь опыт преподавательской работы.

Консультативный совет по стандартам формируется по региональному признаку с учетом профессионального опыта для консультаций членов Правления и Доверенных лиц.

В реорганизованном виде КМСФО работает с 2001 года.

После реорганизации структура КМСФО преобразовалась и состоит из четырех основных подразделений (рис.3).

В настоящее время 14 членов Правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, Южную Африку, Японию. Россия представлена в Консультативном совете по стандартам, наряду с еще 28 странами и пятью между народными организациями, такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.

Рис. 3. Структура КМСФО после реорганизации

В соответствии с Уставом, принятым в мае 2000 года, КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели:

а) разработка, в интересах общественности, единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;

б) распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов;

в) обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Перечисленные выше цели Правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены КМСФО до его реорганизации и включали разработку единой системы высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран мира. Новые цели КМСФО, как мы видим, в большей мере, нежели раньше, ориентированы на обеспечение практического применения МСФО и их конвергенцию с национальными системами учета.


Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам . Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.