Химия в военном деле исследовательский проект. Химия и война

Дисциплина: Химия и физика
Тип работы: Реферат
Тема: Химические вещества в военном деле

Введение.

Отравляющие вещества.

Неорганические вещества на службе военных.

Вклад советских учёных-химиков в победу ВОВ.

Заключение.

Литература.

Введение.

Мы живём в мире различных веществ. В принципе человеку для жизни нужно не так уж много: кислород (воздух), вода, пища, Элементарная одежда, жильё. Однако

человек, осваивая окружающий мир, получая всё новые знания о нём, постоянно изменяет свою жизнь.

Во второй половине

века химическая наука достигла такого уровня развития, который сделал возможным создание новых, никогда ранее в природе не сосуществовавших веществ. Однако,

создавая новые вещества, которые должны служить во благо, учёные создавали и такие вещества, которые становились угрозой для человечества.

Задумался я над этим, когда изучал историю

мировой войны, узнал, что в 1915г. немцы использовали для победы на французском фронте газовые атаки ядовитыми веществами. Что оставалось делать остальным странам,

В первую очередь – создать противогаз, что было выполнено успешно Н.Д.Зелинским. Он говорил: «Я изобрёл его не для нападения, а для защиты молодых жизней от

страданий и смертей». Ну а потом, как цепная реакция, стали создаваться новые вещества – начало эпохи химического оружия.

Как относится к этому?

С одной стороны вещества «стоят» на защите стран. Без многих химических веществ мы уже не представляем своей жизни, ибо они созданы на благо цивилизации

(пластмассы, каучук, и т.д.). С другой стороны – часть веществ можно использовать для уничтожения, они несут «смерть».

Цель моего реферата: расширить и углубить знания о применении химических веществ.

Задачи: 1) Рассмотреть, как используются химические вещества в военном деле.

2) Познакомиться с вкладом учёных в победу ВОВ.

Органические вещества

В 1920 – 1930 гг. возникла угроза развязывания второй мировой войны. Крупнейшие мировые державы лихорадочно вооружались, наибольшие усилия для этого прилагали

Германия и СССР. Немецкими учёными были созданы отравляющие вещества нового поколения. Однако Гитлер не решился развязать химическую войну, вероятно понимая, что последствия её для

сравнительно маленькой Германии и необъятной России будут несоизмеримы.

После Второй мировой войны гонка химических вооружений продолжалась на более высоком уровне. В настоящее развитые страны не производят химическое оружие, однако

на планете скопились огромные запасы смертоносных отравляющих веществ, что представляет серьёзную опасность для природы и общества

На вооружение были приняты и хранятся на складах иприт, люизит, зарин, зоман,

Газы, синильная кислота, фосген, и ещё один продукт, который принято изображать шрифтом «

». Рассмотрим их подробнее.

представляет собой бесцветную

жидкость почти без запаха, что затрудняет обнаружение его по

признакам. Он

относится

к классу нервно-паралитических отравляющих веществ. Зарин предназначается,

прежде всего, для заражения воздуха парами и туманом, то есть в качестве нестойкого ОВ. В ряде случаев он, однако, может применяться в капельно-жидком виде для

заражения местности и находящейся на ней боевой техники; в этом случае стойкость зарина может составлять: летом - несколько часов, зимой - несколько суток.

через кожу воздействует в капельно-жидком и парообразном состояниях, не вызывая при

этом местного ее поражения. Степень поражения зарином

зависит от его концентрации в воздухе и времени пребывания в зараженной атмосфере.

При воздействии зарина у пораженного наблюдаются слюнотечение, обильное потоотделение, рвота, головокружение, потеря сознания, приступы

сильных судорог, паралич и, как следствие сильного отравления, смерть.

Формула зарина:

б) Зоман - бесцветная и почти без запаха жидкость. Относится

к классу нервно-паралитических

свойствам

на организм

человека

он действует примерно в 10 раз сильнее.

Формула зомана:

представляют

малолетучие

жидкости

с очень высокой температурой

кипения, поэтому

стойкость их во много раз

больше, чем стойкость зарина. Так же как зарин и зоман, относятся к нервно-паралитическим отравляющим веществам. По данным иностранной печати, V-газы в 100 - 1000

раз токсичнее других ОВ нервно-паралитического действия. Они отличаются высокой эффективностью при действии через кожные покровы, особенно в капельно-жидком состоянии: попадание на

кожу человека мелких капель

V-газов, как правило, вызывает смерть человека.

г) Иприт - темно-бурая маслянистая жидкость с характерным

запахом, напоминающим запах чеснока или горчицы. Относится к классу кожно-нарывных ОВ. Иприт медленно испаряется

стойкость его на местности составляет: летом - от 7 до 14 дней, зимой - месяц и более. Иприт обладает многосторонним действием на организм: в

капельно-жидком и парообразном состояниях он поражает кожу и

парообразном - дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой внутрь поражает органы пищеварения. Действие иприта проявляется не сразу, а спустя

некоторое время, называемое периодом скрытого действия. При попадании на кожу капли иприта быстро впитываются в нее, не вызывая болевых ощущений. Через 4 - 8 часов на коже появляется

краснота и чувствуется зуд. К концу первых и началу вторых суток образуются мелкие пузырьки, но

они сливаются

в одиночные большие пузыри, заполненные янтарно-желтой

жидкостью, которая со временем становится мутной. Возникновение

сопровождается недомоганием и повышением температуры. Через 2 - 3 дня пузыри прорываются и обнажают под собой язвы, не заживающие в течение длительного времени.

попадает

инфекция, то возникает нагноение и сроки заживания увеличиваются до 5 - 6 месяцев. Органы

поражаются

затем появляются признаки поражения: ощущение песка в глазах, светобоязнь, слезотечение. Заболевание может продолжаться 10 - 15 дней, после чего наступает выздоровление. Поражение

органов пищеварения вызывается при приеме пищи и воды, зараженных

В тяжелых

отравления

затем наступают общая слабость, головная боль, о

ослабление рефлексов; выделения

приобретают зловонный запах. В дальнейшем процесс прогрессирует: наблюдаются параличи, появляется резкая слабость

истощение.

При неблагоприятном течении смерть наступает на 3 - 12 сутки в результате полного упадка сил и истощения.

При тяжёлых поражениях спасти человека обычно не удаётся, а при поражении кожи пострадавший надолго теряет трудоспособность.

Формула иприта:

д) Синильная

кислота - бесцветная

жидкость

со своеобразным запахом, напоминающим

в малых концентрациях запах трудно различимый.

Синильная

испаряется

и действует только в парообразном состоянии. Относится к ОВ общеядовитого действия. Характерными

признаками поражения синильной кислотой являются: металлический

рту, раздражение горла, головокружение, слабость, тошнота. Затем

появляется мучительная...

Забрать файл

1941 год… Немецкие войска подходят к Москве. Советским войскам не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова). Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. в Берлине. К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетовую соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась об броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось. Также на протяжении всей войны немцы при налётах на города использовали зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков: алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горячий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с водой. Поэтому постоянно при налётах немцев на крышах домов дежурили подростки Во время ночных налётов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землёй горел ярким пламенем запал, и по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний В нацистской Германии в лагерях смерти газовые камеры использовался для массового уничтожения заключённых Циклон Б (пестицид на основе синильной кислоты) кроме стационарных газовых камер использовались также газваген - передвижные модели на автомобильной базе, где отравление производилось с помощью угарного газа из выхлопной трубы в непроницаемом кузове. Заградительные аэростаты - специальные аэростаты, используемые для повреждения самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наполнялись аэростаты газом из газгольдеров. КС-18 (в некоторых источниках фигурирует как БХМ1) - советский средний по массе химический бронеавтомобиль межвоенного периода, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-6. Машина оснащалась специальным химическим оборудованием марки «КС-18» производства завода «Компрессор» и баком ёмкостью 1000 л. В зависимости от вещества, наполняющего бак, машина могла выполнять различные задачи - постановку дымовых завес, дегазацию местности или распыление боевых отравляющих веществ Заражение местности при помощи боевой химической машины БХМ-1. СССР 1941 год В основном во время войны использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже чёрный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь (в %): нитрат калия- 75, углерод-15, сера-10. Грозные боевые машины тех лет- легендарная «катюша» и знаменитый штурмовик ИЛ-2-были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллиститные (бездымные) пороха – одна из разновидностей нитроцеллюлозных порохов.

МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды. «Роль металлов в Победе » . 70 - летию Победы посвящается… работа ученика 8 в класса Михайлова Ивана. 2015 год


Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Работая над проектом, из книг, энциклопедий, газетных и журнальных статей мы узнавали все новые факты о вкладе науки в Победу. Об этом надо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от чумы фашизма.


Эпиграф. «Нам руки даны, чтобы землю обнять И сердцем ее отогреть. Нам память дана, чтобы павших поднять И вечную славу им петь, Осколком снаряда береза пробита, И буквы легли на гранит... Ничто не забыто, ничто не забыто, Никто не забыт!


Гипотеза.

Какова роль металлов в Великой Отечественной войне?


  • Узнать о вкладе ученых- химиков в дело великой Победы над фашистс- кой Германией.
  • Получить информацию о новых, неизвестных ранее фактах о применении свойств некоторых металлов.

Задачи проекта. - проследить, какую же роль сыграли элементы-металлы на войне; -узнать, что сделали ученые-химики для великой Победы. Обратить внимание на их стойкость, мужество, самоотверженность, оценить их вклад в дело Победы над врагом; -реализовать связь между химией, историей и литературой; - воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла, способствовать воспитанию чувства гордости за самоотверженный труд учёных в годы войны, показать и подтвердить значение химических знаний для жизни.




«Я не вижу моего врага- немца-конструктора, который сидит над

своими чертежами... в глубоком убежище.

Но, не видя его, я воюю с ним... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше.

Я собираю всю мою волю и фантазию,

все мои знания и опыт... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем»

Лавочкин С.А., авиаконструктор


Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”. Ферсман А.Е., академик



Арбузов Александр Ерминингельдович

Он изготовил препарат – 3,6 диаминофталимид, обладающий флуоресцентной способностью. Этот препарат был использован при изготовлении оптики для танков.


Китайгородский Исаак Ильич

Создал бронестекло, которое в 25 раз прочнее обычного стекла.


Фаворский Алексей Евграфович

Он изучил химические свойства и превращения

вещества – ацетилена. Разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемых в оборонительной промышленности


Ферсман Александр Евгеньевич

Он выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам стратегического сырья, маскировочных красок.





Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля и делала её

сверхпрочной



Алюминий называют «крылатым» металлом.

Алюминий использовали для защиты самолетов, так как радиолокационные станции не улавливали сигналы от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, при налётах на Германию было сброшено примерно 20 тыс. тонн алюминиевой фольги.






Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый свет.

Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.



Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. За Вторую Мировую - примерно 800 млн. тонн.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной Войне, приходится на железо.


Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами)

Нет такого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий.



Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались

при изготовлении корпусов и башен танков, бронепоездов


Страшное железо

далекой войны







Зажигательная бомба








танковая броня

винтовка










Ванадий называют «автомобильным» металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготавливают солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках.








Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова ( IV ) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.






Без германия не было бы

радио-локаторов



Кобальт называют металлом чудесных сплавов(жаропрочных, быстрорежущих)

Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин



Специалисты по военной технике считают, что из тантала целесообразно изготовлять некоторые детали управляемых снарядов и реактивных двигателей.

Первоначально тантал использовался для изготовления проволоки для ламп накаливания.





  • Исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы:
  • Роль металлов в Победе в ВОВ очень велика.
  • Только ум, находчивость, самоотверженный труд наших ученых-химиков позволили металлам в полной мере проявить свои свойства и тем самым приблизить долгожданную Победу.
  • Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.

Кто про химика сказал: “Мало воевал”, Кто сказал: “Он мало крови проливал?” Я в свидетели зову химиков–друзей, Тех, кто смело бил врага до последних дней, Тех, кто с армией родной шел в одном строю, Тех, кто грудью защитил Родину мою. Сколько пройдено дорог, фронтовых путей… Сколько полегло на них молодых парней… Не померкнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне. Старший преподаватель ДХТИ, бывший фронтовик З.И. Барсуков


  • Богданова Н.А. Из опыта работы металлов главных подгрупп. //Химия в школе. – 2002. - №2.– С. 44 – 46.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К0, 2001. – 397 с.
  • Габриелян О.С., Лысова Г.Г. методическое пособие. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
  • Евстифеева А.Г., Шевченко О.Б., Курень С.Г. Дидактический материал к урокам химии. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 348 с.
  • Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. – Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 180 с.
  • Интернет-ресурсы
  • Колтун М. Мир химии. – М.: Детская литература, 1988. – 303 с.
  • Ксенофонтова И.Н. Модульная технология: изучаем металлы. //Химия в школе. – 2002. - №2.- С. 37 – 42.
  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001.– 719 с.
  • Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. – М.: Мир, 2004. – 191 с.
  • Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. //Химия в школе. – 2005. - №3.– С. 44 – 47.
  • Пинюкова А.Г. Независимое расследование по теме «Щелочные металлы». //Химия в школе.– 2002. - №1. – С. 25 – 30.
  • Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии. 8- 9 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 318 с.
  • Шиленкова Ю.В., Шиленков Р.В. Модуль: строение атомов, физические и химические свойства, применение щелочных металлов. //Химия в школе. – 2002. - №2. – С. 42 – 44 .


Ветераны уйдут. Как их нам не забыть?

Как суметь уберечь нам их в сердце с тобою?

Или всё, что досталось такою ценой,

Будет нами распродано, будет забыто…

Юрий Стародубцев


Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Расул Гамзатов

ВОЕННО-ХИМИЧЕСКОЕ ДЕЛО , область военной деятельности, обнимающая вопросы: 1) применения на войне боевых химических веществ, 2) защиты от них, осуществляемой как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, и 3) подготовки к химической борьбе.

I. Применение боевых химических веществ . Для боевых целей служат отравляющие, дымообразующие и зажигательные вещества; все они действуют непосредственно и являются т. о. основной действующей частью химического оружия.

Из отравляющих веществ важное военное значение имеют хлор (Сl 2), фосген (СО∙Сl 2), дифосген (Сl∙СO∙O∙С∙Сl 3), иприт , арсины (CH 3 ∙AsCl 2 ; C 2 H 5 ∙ASCl 2 ; (C 6 H 5) 2 AsCl; ClAs(C 6 H 4) 2 NH; AS(CH:CHCl)Cl 2 и другие], хлорацетофенон (Сl∙СН 2 ∙СО∙С 6 Н 5), хлорпикрин (C∙Cl 3 ∙NO 3) и некоторые другие. В зависимости от своих физических и химических свойств все отравляющие вещества обычно делятся на стойкие (долговременного действия) и нестойкие (кратковременного действия). Для целей химического нападения отравляющие вещества могут быть применены следующими способами.

А. Специальные способы применения отравляющих веществ . 1) Газовые баллоны . Газобаллонные атаки являются первым серьезным способом массового применения отравляющих веществ. Для создания газовых волн, направляемых по ветру на неприятеля, служит смесь хлора с фосгеном (80% и 20%), выпускаемая из специальных стальных баллонов (см. Арматура газовая), где эта смесь находится в сжиженном состоянии под давлением. Боевые нормы применения: 1000-1200 кг смеси на 1 км фронта в 1 минуту при силе ветра в 2-3 м/сек. Для вычисления количества боевой смеси, потребной для производства газобаллонной атаки, употребляется формула: а = б∙в∙г, где а - искомое количество нужной боевой смеси, б - боевая норма в кг/км в 1 минуту, в - продолжительность выпуска и г - длина фронта. 2) Ядовитые свечи - металлические цилиндры разных величин (начиная от 0,5 л), снаряженные смесью горючего с твердыми раздражающими отравляющими веществами (по преимуществу арсинами). При горении арсины возгоняются и дают ядовитый дым, трудно задерживаемый противогазами. Этот способ еще не применялся в прошлой войне, но в будущей войне с ним, вероятно, придется встретиться. 3) Газометы - стальные трубы весом 80-100 кг каждая, служащие для выбрасывания снарядов весом в 25-30 кг. Эти снаряды (мины) могут наполняться отравляющими веществами до 50%. Газометы применяются для создания облака высокой концентрации в целях внезапного нападения. 4) Заражающие приборы - состоят из переносных или перевозимых резервуаров, снаряженных стойкими отравляющими веществами (иприт), и употребляются для заражения почвы. В прошлой войне такие приборы не применялись. 5) Огнеметы - резервуары, из которых давлением сжатого воздуха выбрасывается горящая струя жидкости; для огнеметов употребляются смеси различных погонов нефти и другие горючие масла; дальность действия огнеметов - 25-50 м и более в зависимости от системы; применяются они главным образом при обороне.

Б. Применение отравляющих веществ артиллерией и авиацией . 1) Артиллерийские химические снаряды бывают двух основных типов: а) химические и б) осколочно-химические. Первые снаряжены главным образом отравляющими веществами, взрывчатыми же веществами - лишь настолько, чтобы раскрыть снаряды. Вторые имеют значительный заряд взрывчатого вещества и обладают осколочным действием. Обычно в таких снарядах заряд взрывчатого вещества составляет 40-60% по весу от заряда отравляющего вещества. В зависимости от характера отравляющего вещества, которым снаряжены снаряды, они разделяются на снаряды кратковременного и долговременного действия. В германской артиллерии были приняты боевые нормы применения артиллерийских химических снарядов, указанные в табл. 1.

Норма расхода осколочно-химических снарядов равнялась примерно 1/6-1/3 количества расходуемых обычных химических снарядов. Для снарядов долговременного действия применялась та же норма, что и для снарядов кратковременного действия; в этом случае время обстрела может быть значительно большим. 2) Авиация в прошлой войне не применяла отравляющие вещества. В настоящее время во всех армиях ведутся усиленные приготовления к использованию авиации для этих целей. Авиация может действовать при помощи отравляющих веществ, как на фронте, так и в тылу, против населенных центров. В виду этого в настоящее время выдвинута проблема противохимической защиты мирного населения. Авиация может применять при своих атаках: а) бомбы разного калибра, снаряженные стойкими и нестойкими отравляющими веществами; б) ядовитые жидкости - для непосредственного выливания; одним из отравляющих веществ, которое по своим физико-химическим и токсическим свойствам наиболее подходит для широкого применения при аэрохимических атаках, является иприт; в) зажигательные вещества , применяемые в артиллерийских снарядах и бомбах гл. обр. для того, чтобы вызывать пожары; обычно они снаряжены термитом (смесь алюминия и окиси железа); г) дымообразующие вещества , употребляемые для целей ослепления противника и маскировки собственных действий; наиболее употребительными являются фосфор, серный ангидрид, хлорсульфоновая кислота и хлорное олово; этими веществами могут снаряжаться артиллерийские снаряды и бомбы; могут применяться также и специальные дымные приборы и дымные шашки.

II. Защита от отравляющих веществ . Для этой цели применяются по преимуществу фильтрующие противогазы; они обычно состоят из трех частей: 1) лицевой, включающей маску, прикрывающую глаза и дыхательные пути, 2) поглотительной коробки и 3) соединительной трубки. Наиболее ответственной частью противогаза является поглотительная коробка. Ее поглотительная способность основана на действии активированного угля , химического поглотителя и противодымного фильтра. Активированный уголь представляет собой обычный древесный уголь, получаемый из твердых пород дерева или из фруктовых косточек. Его пористость, а вместе с ней адсорбционная способность искусственно увеличиваются разными способами, из которых наиболее употребительным является действие перегретого пара при 800-900°. Активность угля обычно измеряется его способностью поглощать хлор. Средние активированные угли поглощают 40-45% по весу хлора. Но одного только активированного угля недостаточно для полного поглощения всех отравляющих веществ в паро- и газообразном состоянии. Для окончательного поглощения отравляющих веществ (например, продуктов их гидролиза в угле) употребляется химический поглотитель. Он состоит из смеси извести, едкой щелочи, цемента и инфузорной земли (или пемзы) в определенных пропорциях. Вся смесь орошается крепким раствором перманганата калия или натрия. Однако ни последний, ни химический поглотитель не задерживают в достаточной мере ядовитые дымы. Для защиты от них в поглотительную коробку вводятся противодымные фильтры, состоящие обычно из различных волокнистых веществ (разные сорта целлюлозы, вата , войлок и пр.). В настоящее время во всех армиях усиленно работают над усовершенствованием противогазов, стремясь сделать их наиболее мощными, универсальными, легкими по дыханию, удобоносимыми и приспособленными к каждому роду оружия, дешевыми и легко изготовляющимися. Помимо фильтрующих употребляются, хотя и в гораздо меньшей мере, изолирующие противогазы. Они представляют собой прибор, в котором из специального баллончика подается кислород для дыхания. Этот прибор совершенно изолирует человека от окружающего воздуха; т. о. его универсальность в отношении отравляющих веществ максимальная. Однако, благодаря своей громоздкости, дороговизне, сложности и непродолжительности действия, он не может еще конкурировать с фильтрующим противогазом; последний остается основным средством защиты от отравляющих веществ. Для защиты от отравляющих веществ, действующих на кожу (нарывных), употребляются специальные защитные одежды, изготовляемые из ткани, пропитанной олифой или другими составами. Помимо средств индивидуальной защиты, какими являются фильтрующие противогазы, массовое применение отравляющих веществ выдвинуло также необходимость коллективной защиты. К средствам защиты этого рода относятся различные противохимически оборудованные помещения, начиная от полевых убежищ и кончая жилыми зданиями. Для этой цели воздух, попадающий в такое помещение (газоубежище), пропускают предварительно через поглотительный фильтр, имеющий размеры, соответствующие помещению.

I II. Подготовка к военно-химической борьбе охватывает вопросы: 1) производства всех средств, необходимых для ведения химической борьбы, и снабжения ими войск и гражданского населения, 2) подготовки к химической борьбе всего личного состава армии и гражданского населения и принятия подготовительных мер по химической обороне различных пунктов страны и 3) научно-исследовательской работы по изысканию новых или усовершенствованию старых средств и способов химической борьбы. Возможность ведения химической борьбы, ее глубина и размах определяются состоянием в данной стране ее химической промышленности. Последняя в настоящее время, как показывает табл. 2, развивается как раз в направлениях, нужных для широкого производства и применения отравляющих веществ.

Стремительный, все увеличивающийся рост химической промышленности, несомненно, вызовет широкое применение на войне различных химических веществ, имеющих боевое значение. Широко ведущаяся во всех странах в различных специальных научных институтах научно-исследовательская работа придаст массовому применению боевых химических веществ наиболее рациональные с военной точки зрения формы. В будущей войне военно-химическое дело будет занимать одно из важнейших мест.