Цель реформы образования петра 1. Реформы петра первого и их роль в развитиии государства

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715-1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более молнеиносными и непродуманными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Реформы государственного управления

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров , состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны. »

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 11 коллегиями - предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  • Военная коллегия - комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот.
  • Камор-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность.
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • Духовная коллегия - управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия - ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).
В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением.
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод - рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им - губернская, провинциальная и уездная администрация.

Областная реформа

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Контроль за деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Реформы армии и флота

При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное сражаться с западными армиями. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов.

Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архирейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.

В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданическую присягу при вступлении в должность.

Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере. Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

Азовские походы, а затем и Северная война 1700-1721 годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.

На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718-1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.

На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.

В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне - 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население - 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной - между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.

В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны за счёт распространения налогового бремени не только на крестьянство, но и на их помещиков. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям - до 7 859 833 руб.).

Преобразования в промышленности и торговле

Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.

Около Нерчинска в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.

Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Появляются оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы - в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность - в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».

Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).

Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.

В целом политику Петра в торговле можно охарактеризовать как политику протекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установление повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). В 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности, в результате чего в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233.

Социальная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.
  4. «Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.
  5. Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии,в котором оставляет за собой право назначать себе наследника ( церемония коронации супруги Петра Екатерины Алексеевны)

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.

Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться.

Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных.

Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.

Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков разорявших своих крестьян, а крестьянам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крестьяне лишились этой возможности).

В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Важной для крестьянства мерой Петра был указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства, включали распространение среди землевладельцев новых пород скота - голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев.

Городское население

Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

В 1722 году появились ремесленные цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась.

В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату. Эти меры означали появление городского самоуправления.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой - изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы "кси" и "пси" были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700-1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии ». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Представляем вашему вниманию фрагмент главы «Петровская историческая трансформация России» из монографии «История России. Учебник для учителя » .

Традиционная модель Московского царства, которую наследовал Пётр I от своих предшественников, практически пошла на слом под напором петровского модернизационного процесса, оставив, пожалуй, только свою прежнюю базисную основу - крепостническую модель хозяйствования. Пётр I, однако, основательно укрепил её и парадоксальным образом соединил с элементами буржуазных отношений. Противоречия, возникшие в ходе этого процесса, существенно снижали государственную стабильность, усиливая опасность большой гражданской войны. Харизматическая личность Петра I, его пассионарный характер абсолютного монарха сочетались с жесткими, автосубъектными методами разрешения этих противоречий.

Петровские реформы затронули практически все сферы жизни государства и социума: хозяйственную систему, систему управления, социальные отношения, культуру. Пётр I, идя на радикальный разрыв с традициями прошлого (с русским духовным православным космосом), однозначно определил для России направление её развития по пути вестернизации, выбрав в качестве объекта для подражания страны европейского протестантского круга, совершенно не утруждая себя при этом поисками новой духовной опоры своим революционным преобразованиям. Его идеологическая парадигма была по сути дела сколком с западноевропейских идей естественного права (Гуго Гроций, Гоббс, Пуффендорф).


Но главное, что сделал Пётр I, заключалось в абсолютизации государственной власти, освобождении её от всех религиозно-нравственных норм.

Целью такого государства становится достижение на земле «всеобщего блага». Политизированная властью эта идея, появившаяся в идеологии русского абсолютизма, была заимствована Петром I из лютеранства. Этому должна подчиняться и церковь как часть государственного идеологического аппарата. На деле это была попытка внедрить в России протестантскую систему абсолютного государства, которая была рождена историческим процессом, совершенно противоположным отечественной истории.

Западноевропейская история указывает истоки этого процесса. Доминантой истории Западной Европы было постоянное соперничество светской и духовной власти, пап и светских государей за политическое лидерство на континенте. Этот процесс породил Реформацию и её детище – протестантизм с множеством сект, из которых, собственно и вырос политический плюрализм западноевропейского парламентаризма. Во главе реформационных движений становились в своих государственных рамках светские монархи которые, естественно, подчиняли государству церковь. Власть светская становилась абсолютной, обрастая громадным бюрократическим аппаратом. Пётр I был горячим поклонником такого механизма власти. Таким образом, в российской истории властных отношений с Петра I наступил резкий надлом.

В своё время Иосиф Волоцкий самого царя включал в систему Божьего тягла, в которой «царь подзаконен и только в пределах Закона Божьего и заповедей обладает он своей властью. А несправедливому или «строптивому» царю вовсе и не подобает повиноваться». И далее этот церковный иерарх заключал: «Царь злочестивый, не заботящийся о пастве, - не царь, но мучитель».

Напротив, западный абсолютизм, родившийся в борьбе против церкви, как раз отрицает за ней всякое право быть «совестью» государства, сжимает её в тесные рамки «обслуживания духовных». Причём сам же абсолютизм определяет и эти нужды и как их обслуживать. Георгий Флоровский назвал Петра I создателем «полицейского государства», в котором роль личности сужена до «винтика» в государственной машине, только и необходимой для удовлетворения «политико-технических задач и целей». Всё население российского государства без исключения было привлечено Петром I к государственному «тяглу». «Новизна Петровской реформы, - считает Г.Флоровский,- не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом», при этом «изменяется самочувствие и самоопределение власти.

Государственная власть самоутверждается в своём самодавлении, утверждает свою суверенную самодостаточность».

Не случайно Николай Бердяев сравнивал Петра I с Лениным, переворот петровский с переворотом большевистским: «Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия государства, то же создание привилегированного бюрократического слоя, тот же централизм, то же резко и радикально изменить тип цивилизации».

Характерной в этой связи является церковная реформа Петра I. В 1700г. после смерти патриарха Адриана были запрещены выборы нового патриарха (патриаршим местоблюстителем стал митрополит Стефан Яворский), а в 1721г. патриаршество было ликвидировано. Синодальная реформа 1721г. стала решающим шагом на пути победы государства над церковью. Было ликвидировано патриаршество с Поместными соборами.

Вместо этого создан Священный Синод, учреждённый по принципу коллегий, членство в котором не было постоянным (членов Синода назначал и увольнял император); для надзора за решениями Синода была введена должность Обер-прокурора из светских лиц (как правило, первоначально это были гвардейские офицеры); хотя Синод был официально признан равным патриарху (что было подтверждено всеми вселенскими патриархами), реально он выступал орудием имперского управления церковными делами (как Сенат-светскими); собственных полномочий Синод не имел, дела на рассмотрение ему поручал император. Члены Синода давали клятву императору, который считался верховным судьёй. Эта формула была отменена только в 1901 г. В «Духовном регламенте», изданном Петром I, разъяснялись политико-идеологические причины церковной реформы.

Вслед за рассуждениями о преимуществах «соборного духовного правления» перед властью «единого высочайшего пастыря» недвусмысленно говорилось о том, что власть подобного «пастыря» чревата для самодержавного монарха, как это уже не раз бывало в истории, начиная с юстинианских времён в Византийской империи и кончая совсем недавними «и у нас бывшими замахами», весьма сходными с теократическими претензиями римских пап. Автор «Духовного регламента» архиепископ Ф.Прокопович прямо заявил в Регламенте, что наличие наряду с царём «правителя духовного» даёт повод последнему «помышлять», будто он «есть то второй государь, самодержцу равносильный», даже «больший». Но такое мнение опасно вдвойне: во-первых, им могут воспользоваться «коварные» люди, в том числе и духовные, и, во-вторых, оно якобы может породить в народе надежду на «помощь к бунтам своим» от духовного чина.

В эту схему хорошо укладываются мероприятия, направленные на разрушение канонической церковной иерархии. Устранение представителей церкви от участия в государственных делах, в том числе исключение патриарха из Царской думы; прекращение прав «печалования» патриарха, то есть права вступаться за опальных и обиженных; вмешательство царя в дела патриарха (прежде всего в церковные назначения), подрыв авторитета церкви (создание «всешутейшего сумасброднейшего и пьянейшего собора») и лишение её части собственности.

Тем не менее, период правления Петра I стал временем судьбоносных для России геополитических территориальных приращений.

Наконец то, что после многих десятилетий неудачных войн за выход к Балтийскому побережью Россия, благодаря победоносному итогу Северной войны (военные действия против Швеции продолжались 21 год), получила вожделенный выход к Балтийскому морю, включив в свой состав Прибалтику. Геополитическое влияние России в мире после победы в Северной войне резко возросло. Россия становится империей со статусом мировой державы.

Россия в петровское время выстроила новую модель организации своих вооружённых сил. Основным организационным нововведением явилось создание регулярной армии и военно-морского флота. Хозяйственно - инфраструктурное обустройство российской территории определяло, как об этом было сказано выше, сохранение и укрепление крепостного строя. Мощным фактором этого процесса было тотальное государственное вмешательство во все сферы жизни социума, что привело к усилению централизации власти и бюрократизации всей системы управления.

Государственные преобразования системы управления российским государством начались ещё до Северной войны. Ещё в 1694г. прекратилось пожалование в думские чины, а в 1699г. была создана Ближняя канцелярия. По мере усиления абсолютизма Боярская дума, как узко сословный орган, утрачивала своё значение. Сведения об её заседаниях обрываются в 1704г. Функции Думы на первых порах стала выполнять Консилия министров-совет начальников важнейших правительственных ведомств. А в 1711г. Консилию сменил Сенат, при котором были введены должности обер-фискала и фискалов в целях негласного надзора за деятельностью госаппарата. Как высший орган управленияСенат сосредоточил в своих руках судебные, административные, законосовещательные функции, а также ведение дел коллегий и губерний.

В основе реформы государственных органов лежали принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении, предполагавшем функциональность и коллегиальность управления, чёткую регламентацию обязанностей чиновников и специализацию канцелярского труда, единообразие штатов и жалования. В 1717-1721гг. произошла постепенная замена 44 приказов 11 коллегиями во главе с президентами. В 1718г. был принят «Реестр коллегиям», определивший их штатные расписания. На правах коллегий действовали созданный в 1720г. Главный магистрат и образованный в 1721г. Священный Синод. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом коллегий 1720г., согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырёх-пяти советников и четырёх асессоров. При Сенате была введенадолжность генерал-прокурора (П.И. Ягужинский), а в коллегиях – должности прокуроров для гласного надзора за деятельностью последних.

Областная реформа 1708-1710гг. образовала институт генерал-губернаторов и губернаторов.

Было создано 8 губерний и губернаторы заменили упразднённые областные приказы. К 1719г. структура областной администрации изменилась. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция (50 провинций во главе с воеводами). Губернии сохранялись, но во власти губернатора оставалось только управление губернским городом и командование войсками, а по остальным вопросам воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Проведённая в 1699-1700гг. реформа городского управления привела к введению постов бургомистров, а в Москве – к созданию Ратуши (Бурмистерской палаты), выполнявшей функции казначейства. Городское самоуправление, не подчиняющееся воеводам на местах и приказам в центре, оплачивалось двойным окладным сбором (на местах земские избы). Из-за сопротивления городов двойному обложению правительство отказалось от этой меры, но объявило реформу обязательной в целях сбора налогов без затрат со стороны центра. В ходе второй городской реформы были созданы городские магистраты.

Особое место в государственном аппарате занимал Преображенский приказ, созданный ещё в конце XVII вв. для управления хозяйственными делами царской резиденции и получивший права политического сыска (просуществовал до 1729г). В 1717г. были образованы Майорские розыскные канцелярии, члены которых по Указу 1721г. менялись ежемесячно и подчинялись лично царю. На основе этих органов в ходе следствия по делу царевича Алексея в I7I8г. была учреждена Тайная канцелярия, которая при Екатерине II передала эстафету Тайной экспедиции Сената.

Необходимо в итоге подчеркнуть тот факт, что вся новая, созданная Петром I система госаппарата, была им полностью скопирована со шведских и прусских образцов. Иначе и быть не могло. С одной стороны, в условиях длительной тяжёлой войны у царя не было иного выбора, как воспользоваться готовой западноевропейской моделью государственного управления, которая, по его мнению, идеально работала в странах европейского протестантского ареала, и которая, как ему казалась, будучи внедрённой в совершенно иное ментальное пространство России, позволила дать достойный «ответ» на «вызов» Европы (выиграть Северную войну). С другой стороны, менталитет самого Петра I был изначально из-за совокупности различных обстоятельств, с самого его детства ориентирован на приверженность западноевропейским ценностям и игнорирование русских духовных православных традиций, которым были так верны его предшественники, его отец Алексей Михайлович и его брат Фёдор Алексеевич.

Трудно в этой связи согласиться с тем, что петровские реформы – это был единственный возможный путь исторического движения страны и антитеза отсталости.

Одним из соображений является то, что созданный императором госаппарат, по меньшей мере, нуждался в серьёзной реконструкции, свидетельствовали размеры коррупции, как ржавчина разъедавшая тело государственного управления. Действительно, коррупция среди высших чинов достигла таких размеров, что Пётр I был вынужден пойти на крайние меры. Пытан и публично бит кнутом вице-губернатор Петербурга Я.Н.Римский – Корсаков, казнён за казнокрадство сибирский губернатор князь М.П.Гагарин, умер во время следствия архангельский вице-губернатор А.А.Курбатов, подвергнуты пытке сенаторы князь Г.И.Волконский (управляющий Тульским оружейным заводом) и В.А. Апухтин (управляющий Монетным двором). Изобличающие материалы были собраны на генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, князя Я.П.Долгорукова, комиссара над санкт-петербургскими строениями У.А. Синявина. Был дан ход и делу А.Д.Меньшикова, но он был прощён благодаря заступничеству Екатерины Алексеевны.

Таким образом, административная модель развивалась при Петре I в направлении её унификации. Применительно к разным слоям российского народонаселения это подразумевало жёсткую регламентацию, например, ликвидацию стрелецкой и казацкой вольницы, регламентацию ясачных отношений с малыми народностями российских окраин и т. д. Это привело к резкой поляризации социальных страт. На фоне окончательного закрепощения крестьянского населения, громадного строительства и длительной Северной войны происходит ухудшение демографических показателей. Традиционная модель естественного воспроизводства населения, характеризуемая в прошлом высокой степенью рождаемости, в петровское время начала сдавать сбои из-за большой убыли мужского населения. Однако позднее положение выправилось. По 1-ой ревизии 1722г. население российского государства насчитывало 14 млн. По второй ревизии в 1742г. было уже 16млн.

Основные нововведения в модели госуправления заключались в появлении новых структур высшей и местной власти. Еще одно направление институциональных изменений увязывалось с церковной и судебной реформами. В итоге административных реформ в России было завершено создание абсолютной монархии. Именно при Петре I произошло создание огромного дорогостоящего государственного аппарата: в 1704г. военные расходы составляли 40%, дворцовые - 4,4%, дипломатические - 2,1%, церковные - 0,8%, на просвещение, медицину и почту-0,5%, а затраты на госаппарат - 37,2%. Можно считать, что в это время период «служилой бюрократии» сменился временем «дворянской бюрократии». В 1721г. Пётр I принял титул императора с наименованием «Великий», а в 1722г. был опубликован Указ о престолонаследии, который обосновал право царствующей особы назначать наследника по своему усмотрению. В 1724 короны официально удостоили сорокалетнюю супругу Петра I Екатерину.

Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

Приход к власти и предпосылки

Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен. Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

Реформы Петра Первого приведены в таблице.

Внешняя политика и военная реформа Петра I

Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому. Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

Военная реформа имела пять основных направлений:

Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

Административно-территориальные изменения

Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

Административные реформы можно разделить на 2 категории:

  • центрального управления;
  • местного управления.

Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

Результатом реформы стало создание:

  • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
  • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
  • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
  • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Нововведения в сфере культуры

Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I


Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I “

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году Петром 1 был сформирован правительственный сенат?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

Петр 1-ый - одна из самых одиозных фигур в российской истории. Взойдя на трон в юном возрасте, он самым жестким образом изменил весь дальнейший ход исторического значения Российского государства. Одни историки называют его «великим реформатором», другие - революционером.

Царь ставший впоследствии императором - это, вне всякого сомнения, человек талантливый и незаурядный. Он был типичным холериком, несдержанным и грубым, полностью подчинившим себе власть. Все преобразования Петра 1-го были насильственно и жестоко насаждены на всей территории Государства Российского, большая часть из них так и не была доведена до конца.

Реформы, или так называемые преобразования Петра 1-го, включают в себя внушительный список, это:

  • военная;
  • экономическая;
  • церковная;
  • политическая;
  • административная;
  • культурная;
  • социальная.

Для претворения их в жизнь Российская империя положила на алтарь одну треть своего населения. Но не будем столь категоричны, попробуем взглянуть глубже.

Преобразования Петра 1-го в военной реформе заключаются в том, что он сумел создать боеспособную, хорошо вооруженную армию, умеющую успешно бороться как с внешним, так и внутренним врагом. Он является также инициатором создания Российского флота, хотя историки констатируют факт, что большая часть кораблей благополучно сгнила на верфях, а пушки далеко не всегда попадали в цель.

Экономические преобразования Петра 1-го

Для ведения Северной войны требовались огромные средства и людские резервы, поэтому начали интенсивно строиться мануфактуры, сталеплавильные и медеплавильные заводы, доменные предприятия. Также началась безудержная и Преобразования Петра 1-го, которые значительно повлияли на экономику России, это, прежде всего, освоение Урала, поскольку это позволило находиться в меньшей зависимости от иностранного импорта. Такие серьезные экономические изменения, безусловно, дали стране толчок в промышленном производстве, но из-за использования подневольного и рабского труда эти предприятия были малопроизводительны. Экономические преобразования Петра 1-го сделали бедных людей нищими и превратили их фактически в рабов.

Государственно-административные реформы

В это процессе отмечается полное подчинение верховной власти, которое произошло после реорганизации управленческого аппарата.

Очень больно ударили преобразования Петра 1-го по Русской Православной Церкви. Благодаря его реформаторской деятельности она была вынуждена полностью перейти под контроль государства, что и привело к Он упразднил патриархат и заменил его Священным Синодом, который просуществовал до 1917 года

Культурные преобразования Петра 1-го проявили себя в градостроительстве и архитектуре и полностью заимствованы с западных образчиков. При строительстве Петербурга принимали участие только иностранные архитекторы, для которых стиль «а ля рюс» являлся диким и не заслуживающим внимания. Наряду с этим, надо отдать должное Петру за открытие им навигатской, инженерной и медицинской школ, в которых дворянские дети получали приличное образование. В 1719 году открыла свои двери Кунсткамера. До этого момента русские люди не знали музеев. Культурные преобразования Петра 1-го способствовали более мощному развитию книгопечатания. Правда, переводы западных изданий оставляли желать лучшего.

При этом правителе Россия перешла на новое летоисчисление от До этого момента наши предки вели его от Сотворения мира. Большое значение имело введение гражданской азбуки и создание библиотек. В целом этот период можно охарактеризовать временем невероятного прогресса.